В. Пашинина Непоказанное письмо Есенина

Павел Сало
«Непоказанное» письмо Есенина

Приглашая в Париж английского профессора Гордона Маквея, Александр Кусиков пишет ему 11 декабря 1967 г.: «Приезжайте! Я вас жду. Вы найдете в моих архивах то, что вам будет нужно. 95% неучей, бездарных и неизбежных прилитературных дураков уже высказались в своих «воспоминаниях» и «научных подходах». Это массовое тошнотворение создало всероссийскую «есенинщину». Как в свое время провинциальные гимназисты и гимназистки… создали «надсоновщину».
Через два дня после отъезда Маквея Кусиков обнаружил, что письмо Есенина у него украли. «Этот документ, кроме вас и моих воров, я никому никогда не показывал из-за его слишком антисоветского содержания за все 48 лет (не 48 лет, а 45 – В.П.) его существования в моем архиве, считая несвоевременно».
Сандро Кусиков подозревал в краже тех двух дам, которые «любезно настаивали» помочь ему разобрать литературный архив.
Сандро Кусиков продолжает: «Мое здоровье очень пошатнулось. Я больше об этом писать не могу Они (воры – В.П.) уничтожили мою работу лет на 25-50».
Кусиков умер в 1977 г. под Парижем. А в октябре того же года наследники сообщили Маквею, что письмо Есенина вновь найдено.
Как видим, о письме Есенина знали, но никто не решался его опубликовать по причине «антисоветского содержания», «считая несвоевременно». Г. Маквей познакомил с его содержанием только в 1995 году. Опубликовано в третьем сборнике-спутнике академического Полного собр. соч. С.А.Есенина.
Понятно, почему А. Кусиков ничего не говорил о есенинском письме, он – чекист. Но почему много лет молчал об этом Гордон Маквей? Его молчание лучше слов говорит о том, кому служит зарубежный ученый. А ведь в его архиве есть еще стихи Есенина, о которых до сих пор не знает русский читатель.

Продолжение следует