Удав на шахматной доске

Михаил Палецкий
- "Теденции развития компьютерной игры в шахматы свидетельствуют о том, что интеллект человека, ограниченный правилами игры в шахматы, не сможет противостоять компьютеру. Следовательно, последним чемпионом мира по шахматам необходимо будет признать шахматный компьютер". ( мнение любителя шахмат (август 1989 г., г. Глухов))

"... . Машина не знает эмоций.
В метафорическо-звуковом освоении мира нет никакого расчета".
Пилигримм Во Вселенной 06.10.2011

- Играл и я с компьютерной программой на уровне кандидата в мастера по шахматам ещё в 1996 году.

Сыграли две партии.

В первой (белые фигуры у компьютера) просмотрел несложную комбинацию и комп выиграл пешку. Дальше компьютер пошел на упрощения и размены и довел партию до победы... и ничего нельзя было предпринять. Было такое ощущение , будто невидимый удав методично сжимает свои кольца на шахматной доске.

Во второй (белые - у меня), максимально сосредоточившись и я максимально "придавил" (преподнесенный компьютером урок не прошел даром) комп по всем полям шах. доски и в конечном итоге в очевидно проигрышной позиции засветилось окошко: "Вы выиграли".

И сколько нервной энергии и напряжения мне это стоило! Часа два или три отходил от поднявшегося артериального давления.

С тех пор больше в шахматы не играю. Логика шахмат вредна для здоровья.

- А я сейчас развлекаюсь игрой с одной программой. Уже научился обходить дебютные ловушки и выигрываю на самом высоком уровне ("Чемпион"). Но это явно слабая программа (я-то играю на уровне нетренированного перворазрядника). Один мой приятель, з.м.с., бывший когда-то чемпионом Киева, говорит, что у него намного мощная есть программа, где он на 7-м уровне (а уровней 10) уже выиграть не может, в редких случаях удавалось сыграть вничью. (Виталий Симоновский).

- Размышлял долго и пришел к такому умозаключению: шахматный компьютер уже давно чемпион мира по шахматам (и без кавычек)!

Сверил свой вывод со статьями журналистов в интернете и получил полное подтверждение:
"ПЕРВАЯ ПОБЕДА КОМПЬЮТЕРА НАД ЧЕМПИОНОМ МИРА ПО ШАХМАТАМ
Юрий Романов
10 февраля 2014
10 февраля 1996 года, 18 лет назад, как принято считать, завершилась история противостояния человека и компьютера как соперников за шахматной доской. В этот день компьютер Deep Blue, созданный компанией IBM, впервые в истории одержал победу в шахматной партии над сильнейшим шахматистом мира Гарри Каспаровым.

Матч, с призовым фондом $500 тыс. проводился в Филадельфии (США) и был организован международной Ассоциацией вычислительной техники (является одной из самых авторитетных организаций в мире; ежегодно она присуждает Премию Тьюринга и Премию имени Грейс Мюллей Хоппер за выдающийся вклад в информатику и вычислительную технику). Общая победа со счётом 4:2 в этом матче из 6 партий досталась Каспарову.

Матч-реванш с увеличенным более чем вдвое призовым фондом ($1,1 млн), организованный в следующем году, завершился уже победой компьютера со счётом 3,5:2,5. Не обошлось, как водится, без многочисленных обвинений со стороны Каспарова в адрес IBM, требований ещё одного матч-реванша на условиях гроссмейстера, однако историческое значение этих турниров налицо: шахматы навсегда оказались вычеркнуты из перечня задач, в решении которых первенство человеческого интеллекта над машинным предполагалось само собой разумеющимся.

Гарри Каспаров ещё раз садился играть с компьютером. Это было в 2003-м, а соперником его была программа Deep Junior. На этот раз матч был организован Международной шахматной федерацией FIDE, которая никогда до этого даже в теории не рассматривала возможности конкуренции компьютера и человека за шахматной доской. Хотя Каспаров к этому времени уступил мировую шахматную корону Владимиру Крамнику, тем не менее, с точки зрения FIDE, он являлся лучшим шахматистом за всю историю официальных игр".

"Чемпион мира по шахматам россиянин Владимир Крамник проиграл матч компьютерной программе Deep Fritz. Из шести партий матча, проходившего в Бонне, Крамник проиграл две, причем в одной из них компьютер поставил мат человеку. Четыре партии завершились вничью. Последняя партия, в которой компьютер играл белыми, продолжалась более пяти часов, и Крамник, проигрывая пешку, был вынужден сдаться на 47-м ходу. За участие в матче Крамник получит 500 тысяч долларов; в случае победы этот гонорар возрос бы до 1 млн. долларов. После окончания матча Крамник заявил, что "слегка разочарован" исходом поединка. В то же время он высказал пожелание организовать матч-реванш в течение ближайших двух лет: "Если у меня будет больше времени на подготовку, то надежда на успех остается".

В 2002 году Крамник уже играл против Deep Fritz - тогда матч закончился вничью. В 2003 году против этой же программы играл Гарри Каспаров - и победителя в матче выявить не удалось. Однако создатели программы утверждают, что с тех пор их детище стало еще сильнее - Deep Fritz просчитывает 8-10 миллионов ходов в секунду.

Программа Deep Fritz не является чем-то уникальным - ее коммерческая версия доступна практически любому компьютерному пользователю по цене примерно 50 евро".

После матчей-встреч компьютера с чемпионами мира по шахматам Гарри Каспаровым и Владимиром Крамником, заканчивавшихся выигрышем компьютера, или ничьей по общему результату, и внесением ФИДЕ в Правила розыгрыша чемпионата мира по шахматам ограничения времени на шахматную партию, в последующие годы такие официальные встречи уже не проводились. Последующие чемпионы мира по классическим шахматам Вишванатан Ананд и Свен Магнус Ээн Карлсен в матчах с компьютером за шах.доской официально уже не встречались.

Компьютер - чемпион мира по классическим шахматам!

И если раньше у меня были сомнения относительно этого, ныне они исчезли окончательно. Созданная шахматная машина превосходит человека в тактике и стратегии игры, быстродействии в расчете вариантов и при выборе наиболее оптимального из них, и имеет дополнительное преимущество в силу отсутствия эмоций и амбиций, присущих человеку. Остается вопрос: может ли шахматный компьютер полностью рассчитать все возможные варианты 64-клеточной доски по правилам игры противостояния белых и черных фигур? Полагаю, компьютеру это всё ещё не под силу, но вполне возможно при ещё большем его быстродействии. И тогда выяснится, большее ли число побед у белых над черными или у черных над белыми. Скорее всего, победа за белыми фигурами, потому что у них преимущество первого хода и соответственно больше простора для их продвижения при ограниченности такового у черных фигур. Белыми играть легче и это известно всем шахматистам. И, вообще, свет побеждает тьму, но это уже из области поэзии, но не философии.

Компьютер - чемпион мира по классическим шахматам!