Любовь к России

Исаак Аронсон
Как трудно бывает разговаривать с людьми, как часто сталкиваешься с непробиваемым непониманием. Вспоминается, что Набоков писал о Гоголе, если я не ошибаюсь, что Гоголь сошёл с ума, по всей вероятности от того, что его никто не понимал. Вот и боюсь непонимания, и не знаю как лучше объяснить.

Представим себе, что в сталинский период человеку даётся выбор - жить в России, или смотать удочки и отвалить в Америку. Любой здравомыслящий человек выберет вторую опцию. Один мой хороший знакомый, этнически русский, сказал примерно следующее - для меня быть в России значит быть на баррикадах. Иными словами, есть люди, которые настолько ясно понимают чудовищность социально-экономической системы в России, что видят для себя только две возможности - 1. быть в России и бороться, с известными последствиями для своей семьи, и, вероятнее всего, оказаться в тюрьме или быть убитым; или 2. - не быть в России. Ну вот по-сути и всё.

Людей, способных бороться в настоящее время очень мало. Остальные уезжают, говоря себе, что в этом есть, по крайней мере, выражение протеста. Жить, условно говоря, при сталинском режиме хуже всего, таким образом мы его поддерживаем. Те которые тихо-мирно живут в России не есть патриоты, а есть люди безвольные и никчёмные. Так думают многие из тех, которые уехали. Всегда можно сказать, что едут "за колбасой", то есть чтобы жить лучше. Это правильно во многих случаях, но далеко не во всех, и такие люди, как правило, на словах являются ярыми патриотами России. Мне они кажутся патриотами ложными, людьми, обманывающими самих себя. Я думаю, что молодые люди покидают Россию по той же причине, интуиция подсказывает им, что оставаться в России и не бороться - хуже всего, а на то чтобы бороться, с вероятностью оказаться в тюряге или того хуже, не хватает патриотизма.

Вспоминая Гоголя, хочу использовать гиперболу, то есть сильное преувеличение. Зададим себе вопрос - как нужно было вести себя немцам, которые жили в гитлеровской Германии ? Ответ кажется кристально ясным - бороться против режима, то есть быть против, быть врагом своей Родины. Так должен был поступать истинный патриот Германии. Повторяю, это есть сильное преувеличение, которое не нужно воспринимать конкретно. Другая ветвь гиперболы заключена в вопросе - почему на Руси молодые ребята, из крепостных, не бежали в массе своей, как удавалось внушить что для величия России нужно терпеть всё, включая право первой ночи ?!   
   
Есть одно интересное наблюдение. Люди, которые давно живут за границей, говорят порой, что они к России не имеют никакого отношения. Этнически русских среди таких не меньше чем других. Это ещё одна придуманная, ложная установка. Чтобы человек не говорил, даже тогда когда по его языку можно сказать, что он давно не был в России, в некотором подпитии всегда признается, что дома он себя не чувствует, и те места где он родился нет, нет, да и приходят ему в голову. Природа, язык, и наверное что-то ещё неуловимое живёт в душе его. И как бы человек не воображал себя эдаким не-русским, но в подпитии с удовольствием и азартом будет обсуждать проблемы сегодняшней России. Ведь если человек родился в России то это есть его родина, и хочет он того или нет, он всегда будет любить её.

P.S.
Мне поставлен в пример Валентин Катаев, как человек который был на службе Родины в сталинский период. К Валентину Катаеву я отношусь с большим уважением. Воевал на стороне белогвардейской армии, волею судьбы остался в Советской России, был учеником Ивана Бунина. Надо отметить что Бунин о нём написал в "Окаянных Днях"

"Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…»."

Вместе с тем Бунин ценил творчество Катаева, который имел мужество открыто выступить в зашиту Мандельштама. В конце жизни Катаев спился.
При всём моём уважении к Валентину Катаеву, Иван Бунин и Борис Пастернак для меня неизмеримо ближе и значительнее.

NB
Понял, что мне нужно дать разъяснение двух понятий, к которым у меня диаметрально противоположное отношение

родина - язык, культура, люди, природа
Родина - государственный аппарат, военная машина