Он был первым

Николай Пахомов
ПРОЗАИК, ПЕРЕВОДЧИК МИХАИЛ КИРЕЕВ
Забытые литературные имена

Так уж распорядилась история – дама капризная и непредсказуемая, – что 1934 год для СССР во многом стал знаковым. В том числе среди ярких событий этого года в культурной жизни страны стал и Первый съезд писателей (с 17 августа по 11 сентября), утвердивший Устав Союза писателей СССР и учредивший писательский союз, руководителем которого был избран Максим Горький.
Что же касается жизни Курского края в этом году, то 13 июня по постановлению Президиума ВЦИК РСФСР была расформирована Центрально-Черноземная область (ЦЧО), существовавшая с 1928 года, и на ее территории образованы две – Воронежская и Курская. Город Курск стал областным центром большой Курской области, включавшей некоторый районы Орловщины.
Появление на административно-территориальной карте страны Курской области, которая, естественно, тут же стала обрастать не только партийными, советскими и административно-хозяйственными структурами, но и культурными, и образовательными, и медицинскими, и социальными, – придало новый импульс развитию литературной жизни края, которая с конца двадцатых годов большой активности не проявляла. Дело в том, что с образованием ЦЧО центром литературной деятельности стал Воронеж, куда устремились многие курские литераторы – Михаил Булавин, Сергей Будников, Максим Подобедов и некоторые другие. И хотя в Курске были отделения РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей) и РАКП (Российской ассоциации крестьянских писателей), ими было издано только два сборника – «Зерна» (1926) и «В гору» (1927). Правда, при газете «Курская правда» был еще малостраничный журнал «Рефлектор», позже преобразованный в «Трактор», но издавался он редко и погоды в литературной жизни курян не делал.
Началось возрождение с того, что 4 января 1935 года в Курске прошло совещание молодых литераторов области, на котором с докладом «Как и о чем писать?» выступил известный советский прозаик Ф.И. Панферов (1896-1960), редактор журнала «Октябрь», член Союза писателей СССР (в недалеком будущем автор романа «Бруски»). Следом, в период с 5 по 10 января 1935 года, в Курске состоялся Первый областной съезд Советов, принявший много важных решений для развития Курской области, в том числе и о создании литературного объединения и Курского областного книжного издательства под эгидой редакции газеты «Курская правда» – печатного органа Курского обкома ВКП (б).
Первыми членами Курского литературного объединения, как установили курские краеведы, стали прозаики Петр Бульбанюк – преподаватель Курского пединститута, Михаил Горбовцев, Петр Заломов (прототип главного героя романа М. Горького «Мать»), проживавший в Судже, Николай Белых – педагог из Старого Оскола и поэты Михаил Дорошин, Михаил Козловский, Николай Корнеев, Борис Дальний и ряд других. А литературное объединение и книжное издательство возглавил член Союза писателей СССР с 1934 года, прозаик Михаил Михайлович Киреев, направленный в Курск из Воронежа.

Информации о жизни и творчестве первого профессионального писателя в нашем крае до появления Интернета было мало, хотя этим вопросом занимались и Исаак Баскевич, и Юрий Бугров – признанные литературоведы Курской области. Впрочем, Бугровым было установлено, что Михаил Михайлович Киреев родился 20 октября (2 ноября) 1903 года в селе Первое Подчернево Мценского уезда Орловской губернии. А автору этой работы удалось отыскать книжку «Писатели ЦЧО», изданную в Воронеже в 1934 году, в которой имеется  небольшая биографическая справка о Кирееве и его фотография. Из справки следует, что он родился в семье крестьян-середняков с. 1-е Подчернево Калужского прихода Тельченской волости Мценского уезда (в 1934 году находился колхоз «Зеленый гай» Калининского сельсовета). До революции учился в церковно-приходской школе, затем немного в уездном начальном училище в Болхове, совмещая учебу с работой в сельском хозяйстве – сельские мальчишки к физическому труду приобщались рано. После, уже в годы революции, добрался до губернского центра и окончил Орловский садово-огородный техникум. В 1922 году, когда ему было около 19 лет, вступил в комсомол. И вскоре по комсомольской путевке был «командирован в Балтфот», но по «физическим недостачам возвращен назад».
Однако поприще агронома его больше не прельщало, и в 1924 году он встает на стезю журналистики. В первое время работал в комсомольско-молодежной газете «Правда молодежи», где был  едва ли не единственным сотрудником. Набив руку и получив опыт журналистской деятельности, стал трудиться в крестьянской газете «Наша деревня» и в печатном органе Орловского губкома ВКП (б) и Совета депутатов  «Орловская правда».
Курские краеведы и исследователи его творчества установили, что на страницах «Правды молодежи» и «Орловской правды» в период с 1926 по 1931 год были опубликованы его рассказы, в том числе  «Ванька Плетень», «Яблоко», «Свидание», «Проселочной дорогой», «Яма», «Лю¬бовь Поли Галкиной» и ряд других. При этом автор этих произведений в духе того времени пользовался псевдонимом Подчерневский.
Обладая незаурядными организаторски¬ми способностями, он сплотил вокруг молодежной газеты юных рабкоров и селькоров, вошедших в 1927 году в Орловское отделение Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). И с декабря этого года – член правления этого отделения. Но достигнутого ему показалось мало, и в  1928 году он создал молодежную литературную группу «Ярь» и издал сборник произведений орловских друзей-литераторов с аналогичным названием. А еще в этом году, 23 мая, познакомился с поэтом Александром Твардовским и стихотворцем из Смоленска Сергеем Фиксиным.
Литературно-организаторская активность Киреева была замечена собратьями по перу, и в 1929 году его избирают председателем Орловского отделения ВАПП. Естественно, журналистская и литературная деятельность Киреева продолжалась и развивалась. Все новые и новые произведения появлялись на страницах орловских газет. Особо популярным у издателей, а возможно, и у читателей стал рассказ «Думай, сосед!», опубликованный в «Орловской правде» в 1931 году. Он на злобу дня – на вступление крестьян-частников в колхоз. Воронежский литературный критик Л. Плотник в 1934 году этот рассказ назвал «отличным» и отметил, что автор сумел показать, как «сама жизнь приводит бедняка к осознанию того, что коллективизация – единственный выход из нищеты и беспросветности старой частнособственнической жизни». Остается заметить, что это произведение до 1935 года было перепечатано воронежским журналом «Подъем» (1931), затем журналом «Октябрь» (1932) и  альмана¬хом «Наше поколение».
Весной 1934 года Михаил Киреев переехал в Воронеж, где издавался литературно-художественный журнал «Подъем», в котором уже публиковались его рассказы. В этом же году в Воронеже увидел свет и первый персональный сбор¬ник его рассказов «На линию», по которому он, будучи участником Первого Всесоюзного съезда писателей и имея на руках рекомендацию Ф.И. Панферова, был принят в Союз писателей СССР (1934).
И в этом же году в Воронеже, в издательстве «Коммуна» вышел сборник «Писатели ЦЧО», где были представлены М. Подобедов, О. Кретов, М. Булавин, М. Козловский, М. Киреев (рассказом «Думай, сосед!»), Н. Задонский и ряд других авторов с их произведениями в прозе и стихах. Особенностью этого сборника стали ни твердая обложка, ни его размеры, ни тираж – 7000 экземпляров, а портреты авторов и небольшие биографические справки о них.   

Прибыв в 1935 году в Курск (возможно, опять по рекомендации Ф. Панферова) и став во главе Курского литературного объединения и Курского областного книжного издательства, в конце года Михаил Киреев издает альманах «Утро», в котором были напечатаны произведения как курских авторов, так и их собратьев из Орла, Белгорода, Старого Оскола, Суджи. Если коротко, то в альманахе, вышедшем в твердой обложке и тиражом  3200 экземпляром, рассказами представлены А. Лунин – «Солнце», Б. Дальний – «Подруга»,  Н. Белых – «В тайге», В. Потапов – «Месть». Подборками стихов – С. Юдкевич, М. Дорошин и Н. Корнеев. Кроме того, в альманахе, были  «Воспоминания» П. Заломова о революционных событиях 1902-1905 годов, статья  Ф. Панферова «О художественной литературе» и  «Колхозные частушки» преподавателя Курского педагогического института П. Бульбанюка. Сам Киреев опубликовал рассказ «У родных».
Чтобы почувствовать стиль и литературный язык автора, процитируем начало рассказа:
«– Весной и кирпич духовит!
На руке, согнутойй в локте, отец взгромоздил около десятка кирпичей. Самый верхний – надтреснутый, красный – упирался в его белую кудрявую бороду.
Старик приводил в порядок строительного материала: за зиму, в сугробах, кое-что осыпалось, расселось.
– Да, хорошо пахнет, – отвечаю отцу.
Над кирпичами распускался старый, мозолистый клен. Щепотки новорожденных листьев, еще не облизанных солнцем, клейко сияют в радушной синеве. Кричат грачи. Голоса у них – полные, сытые, – промыты студеными потоками, высокими ветрами.
– Да, – говорит отец, вытирая платком мокрый порозовевший лоб».
Курский литературовед, писатель и критик И.З. Баскевич, говоря о достоинствах альманаха писал: «Сборник по своему художественному уровню был сильнее издававшихся ранее». А о рассказе Киреева высказался так: «В добротно написанных картинах М.М. Киреев изобразил старую дооктябрьскую деревню, приход книгоноши в бедную крестьянскую хату». (Был в рассказе и эпизод с книгоношей.)
Еще в альманахе имелся анонс на выход персональных книг Горбовцева, Дорошина, Юдкевича, Киреева и других авторов. Согласно этим данным, у Михаила Киреева в ближайшее время отдельной книжкой должен был выйти рассказ «Думай, сосед!».
И точно, в этом же году, благодаря активной деятельности Михаила Киреева, обрели путевку в жизнь сборники «Рассказы» и «Перекресток счастливых дорог». Авторами первого были М. Киреев с рассказом «Думай, сосед!» и В. Потапов с рассказом «Месть», а второго – поэты М. Дорошин и Н. Корнеев с небольшими стихотворными подборками. И первый сборник, и второй – небольшие, карманного формата, в мягких обложках, а вот тиражи их весьма приличные – 15 тысяч экземпляров.
В 1936 году выходит второй выпуск альманаха «Утро». Как и предыдущий, он в твердой обложке, имеет иллюстрации, подготовленные известными курскими художниками того времени, в том числе портреты А.М. Горького (умершего в этом году) и В.В. Маяковского, которому посвящен большая литературоведческая статья М. Козловского. Тираж альманаха – 4700 экземпляров. В нем прозаические произведения Л. Кассиля – «На капитанском мостике», М. Козловского – «Владимир Маяковский», Н. Островского – «Рожденные бурей», П. Заломова – «Воспоминания», С. Белякова – «Музыкант», М. Горбовцева – «Заячий хлеб», Н. Белых – «Сила» и статья М. Мушкина и С. Подоровского «Курские парашютисты». Михаил Киреева здесь представлен очерком «Алексей Стаханов и земляки», написанным в стиле социалистического реализма.
В 1938 году в Курском книжном издательстве, руководимом Михаилом Киреевым, обрел жизнь поэтический сборник «Стихи», авторами которого были поэты Ф. Белкин, Н. Истомин, Н. Корнеев и Л. Шелест. Сборник небольшой, но авторы представлены в нем достойно.
Как видим, вклад Михаила Михайловича в развитие литературы Курской области на данном этапе вполне зрим и существенен. И куряне должны быть благодарны этому писателю за его активную организаторскую и творческую деятельность.
В 1939 году Михаил Михайлович переехал в Тамбов и стал работать в «Тамбовской правде». Однако долго там не задержался и уже в этом году оказался в Нальчике, где возглавил от¬дел культуры в газете «Социалистическая Кабардино-Балка¬рия».
С началом Великой Отечественной войны Киреев был эвакуирован в Азербайджан, но уже в ноябре 1942 года призван в Красную Армию. На фронте вступил в партийные ряды. Демобилизовавшись в 1946 году, возвратился в Нальчик, и с этого времени его жизнь была тесно связана с Кабардино-Балкарией. Киреев работал литературным консультантом в Союзе писателей Кабардино-Балкарской АССР, писал очерки и критические статьи, редактировал альманах «Кабарда», высту¬пал на радио.
Его перу принадлежат рассказы «Мать земля», «Первый учитель», «Поле», «Прощение», пьеса «В борьбе рожденная», очерки о творчестве К. Мечиева, К.Ш. Кулиева, А. Хавпачева, А. Шогенцукова и очерки о комсомольцах – героях Великой Отечественной войны – «Молодость, озаренная подвигом», «Память о них не умрет». Ра¬ботал над автобиографической повестью, отрывок из которой «На паровозе» был опубликован в газете «Литературная Россия» (1.11.1963).
Он автор сборник «Рассказы» (1941), «Родное сердце» (1952), «Любовь» (1960), «Песня любви» (1961), «Круг дружбы» (1963) (со статьей Кайсына Кулиева «О друге»).
За плодотворную деятельность в области литературы Киреев был награжден шестью грамотами Президиума Верховного Со¬вета КБ АССР, в том числе за создание фильма «Кабарда» (1947) и за сбор, обработку и издания устного народного твор¬чества кабардинского народа «Нарты» (1954).
Как отмечают некоторые исследователи, особым талантом отмечены переводы Киреева с кабардин¬ского, черкесского и балкарского языков. Среди его переводов произ¬ведения Али Шогенцукова, Хачима Теунова, Абдула Охтова, Омара Этезова и др. Вышло 16 книг произведений этих писате¬лей в художественных переводах Киреева.
Умер Михаил Михайлович 10 октября 1971 года в Нальчике. И так случилось, что о нем и его творчестве в Курском крае знают очень мало. Даже в Большой Курской энциклопедии сведений о нем нет. И только краевед и писатель Юрий Бугров в 2011 году в книге «Литературные хроники Курского края» сказал несколько добрых слов в нем. А до этого и после этого – могильная тишина.
Грустно осознавать наше общее безразличие к первопроходцам писательского сообщества края…