Студент, летающий Фикус и Мудрое Зеркало

Валерий Павлович Гаврилов
    Шел 1982 год. Май. Столица солнечного “Скобаристана” город Псков. Очень уютный и красивый  в те времена. Город промышленный, город студенческий. Город культурный. С продуктами плоховато, но жить было можно.
      Солнце начинало пригревать по-летнему. В тот день я возвращался из ВУЗа в свое студенческое общежитие. Был полдень. То ли лекции  рано закончились, то ли я решил, что на сегодня хватит. Не помню. Помню, что настроение было хорошее. В комнате общежития, в холодильничке типа “МОРОЗКО”, меня ждала банка домашней тушенки, а на вечер  было назначено свидание с хорошей девушкой. Сходим в кино, погуляем по набережной. Полюбуемся  на башни Крома.
    Обстановка в мире была, конечно, напряженная. Но я завершал учебу на  первом курсе. С неплохими успехами. Впереди – экзамены. Это хлопотно, но не смертельно. Далее – поездка в составе строительного студенческого отряда “Витязь”, лучшего в институте.
    Вообще то, первокурсников в ССО не брали. Но я хорошо рисовал. И меня вычислил еще в первом семестре командир отряда. Повезло! Стройотряд – это добрый заработок. Что для студента не бывает лишним. В общем, не взирая на обстановку в мире, перспектива была почти радужная. Тем более, что Перестройки еще и в проектах не было.
     Я пересек Октябрьский проспект и двинулся по улице Металлистов. Мне нравилась эта тихая улица.  На перекрестке, располагались два  интересных здания. Слева – очень изящное, с красивым железным флюгером. Заводоуправление промышленника Штейна. Прекрасный образец стиля модерн. Справа, по ходу моего пути, прелестная “эклектика” - доходный дом Герасима Смирнова (1913 г).  От него сохранился только оригинальный фасад, со всех сторон зажатый в 1996 году громадой Сбербанка. В 1982 году к дому Смирнова слева примыкали жилые дома. В два-три этажа. С балкончиками. На первом этаже, с выходом к проспекту, приютился магазинчик охотничьих товаров. Дальше по улице тянулись корпуса двух активно действующих заводов союзного значения.
     Задержавшись на мгновение перед домом Смирнова, чтобы полюбоваться милыми архитектурными изысками и излишествами, старинными массивными дверями, я пошел дальше, шагая широко и почти беззаботно.
     Вдруг прямо за моей спиной что-то грохнуло.  Обернувшись, увидел, что в полуметре позади меня, точно там, где я был мгновение назад, упал и разбился вдребезги огромный цветочный горшок с фикусом. Или чем-то подобным. Осколки керамики, земля и останки цветка разметались по асфальту тротуара.
     Я осмотрелся вокруг. Улица была пустынна. Это сейчас здесь всегда толпы людей и десятки припаркованных автомобилей. А тогда эта улица была всегда пуста.
     Посмотрев вверх, я тоже никого не увидел. Видел только балконы с цветочными горшками.  Один из горшков, поверженный,  теперь лежал у моих ног.
      Я хмыкнул, пожал плечами и, развернувшись, пошел дальше.
      Метров через пятьдесят я вдруг почувствовал, как ноги стали наливаться неприятной тяжестью, а руки холодеют. А голова начала соображать. Что этот тяжеленный горшок вряд ли оставил бы мне шанс.
       Молодости не свойственно задумываться о серьезных и неприятных вещах. Я раньше тоже не задумывался. Повода не было. Точнее почти не было. В те времена  многие молодые ребята могли попасть в Афганистан.  Это прошло рядом, но мимо меня  и только скупые рассказы вернувшихся живыми участников, доносили  тревогу. На первом этапе ввода войск происходили очень страшные и, порой, нелепые вещи.
       А в этот весенний день, уже подходя к общежитию, я всем самим собой почувствовал, на каком тонком волоске висит жизнь любого человека. Везде и всегда. Даже на тихой улочке мирного города.
     Поднявшись по лестнице на свой этаж, я подошел к двери комнаты. Открыл ключом замок, распахнул дверь. Соседа не было. С первого курса мы жили с соседом-однокурсником вдвоем в двухместной комнате.   Это очень удобно. И редко кому удавалось. Нам повезло.
     Я вошел, бросил в угол “дипломат” и посмотрел в большое зеркало, висевшее на стене. И долго любовался собой. Молодым, здоровым, живым. Только почему-то не очень веселым. Хотя мне только что снова крупно повезло. Какая же хорошая все-таки штука – ВЕЗЕНИЕ! Или это судьба? Кто ответит?
    Прошло время,  и острота воспоминания  сгладилась. Но с той поры выработалась привычка не ходить близко к домам. Особенно с балконами. Не фобия, нет. Просто не люблю летающие фикусы. Хотя понимаю – много чего на свете другого летает.