39. Хочешь спастись - спасайся!

Вячеслав Абрамов
«Зеркало души» - так называют псалмы Давида. В них все переживания души: вера и сомнение, боль и уныние, печаль, и радость, опустошение и восторг. Особое значение таких переживаний в том, что они неизбежны на пути к Богу, к себе домой.
Псалмы - это послания. Они становятся посланиями для тех, кто в них нуждается и их принимает.

Послание 39.

"Твёрдо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;"

Твёрдое, то есть не имеющее сомнений упование на Господа как бы притягивает Его внимание, и Он слышит. Слышит и избавит, и совершит это в то время, которое лучше всего подходит для осуществления Его замысла о наших жизнях.

Эти слова псалма соотносятся с Иисусом Христом, и они прозвучат от Него спустя века.
Как понять, о чём и как молился Иисус, уходя на закате на гору и оставаясь там на коленях до самого восхода? И тут на помощь приходят псалмы, ибо именно эти тексты Он повторял про себя ночами.

"извлёк меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;"

«И Он поднял меня из ямы, полной воды, из липкой грязи, и поставил на скале ноги мои, утвердил стопы мои» – это дословный перевод с древнееврейского текста.

Образ падения в глубокую яму, полную липкой грязи полностью передаёт отчаяние и бедственное положение; тинистое болото – это место, куда продолжаешь погружаться и откуда сам не можешь выбраться.

Угнетённость духа, ощущение покинутости Богом являются страшным рвом и топью.

Бог не оставит уповающего на Него, извлечёт из мрака отчаяния, и воссияет над его душой. И подняв до высоты ощущения духа, тем самым поставит на твёрдое основание.

Камень из синодального перевода конечно твёрдое основание, но гораздо большее значение здесь будет иметь именно скала, точнее – духовное значение этого образа.
Да, камень может быть краеугольным, но он не виден в строении, а скала – это явленная всем твёрдая опора и основа, к тому же возвышающая над землёй.
Скала прообразно указывает на Спасителя: «…и все пили одно и то же духовное питиё: ибо пили из духовной последующей скалы; скала же была Христос» (1Кор.10:4).

"и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа."

Такое спасение побуждает не только воздавать хвалу Богу, но и свидетельствовать для других. Но почему они убоятся, и разве убоявшиеся начнут уповать? Они будут лишь бояться.

По-видимому, причина – НОВАЯ песнь. Вполне выходит, что речь идёт о пророчестве, и как ни в каком другом случае, это пророчество указывает на воскресение Христа, на Новый Завет. Представить себе нельзя, скольких людей оно обратило к Богу живому!

Давид словно вступил в новый мир, в котором боятся только одного: потерять связь с Господом и не получить Его милости. В страхе Божьем присутствует святое благоговение, и именно оно согласуется с упованием на Творца, и является основанием для упования.

Псалмопевец призывает других сделать Бога своим упованием, как сделал сам, объявляя блаженными всех, кто так поступает:

"Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи."

Воскресший Искупитель и Спаситель потом вознесёт как истину этот фундаментальный постулат духовного развития.
Мир духа и всю полноту счастья можно обрести только в приобщении к Богу. 

"Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число."

«…но больше они, чем рассказать можно» – переводится дословно.

Не хватит нашего набора слов, чтобы во всей полноте и многообразии изложить милости Божьи.
Кто-то способен хотя бы описать со всеми подробностями устройство сотворённой Им природы? Кто может постигнуть беспредельность Его духовных благословений? А это избрание, предназначение, оправдание, искупление, умиротворение, помилование, прощение, спасение, рождение свыше, наполнение Духом, освящение, – «…но больше они, чем рассказать можно».

Есть много таких, которые так открываются, что не знаем, где оно началось, и как назвать. И тем более, какое будет следующее. Мы не знаем даже природные связи и зависимости, не заикаясь уже о духовных.

"Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце."

Изумившись чудесными Божьими делами, Давид сам являет чудо пророчества, и через свои духовные ощущения свидетельствует о будущем великом событии, которое превзойдёт все другие и явится началом, основанием Нового Завета – об искуплении, совершённом Иисусом Христом.

Эти же слова произносит апостол Павел в Послании к евреям, 10:5-7: «Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже».

«Ты открыл мне уши» – это дар пророчества Давиду,  «но тело уготовал Мне» – это уже великая миссия Спасителя.

Вся ценность ветхозаветных жертвоприношений была в предвосхищении безвинной жертвы, спасающей человеков.
Но должен был прийти Христос – сущность жертвы, призванный принести славу Богу и спасение человеку, чего жертвы никак не могли сделать.

Он добровольно отдал Себя на заклание, Он обязал Себя исполнить волю Отца: «Тогда Я сказал: вот, иду». И поэтому апостол говорит: «Он пришёл в мир, чтобы исполнить Своё обещание, благодаря которому отважился приблизиться к Богу».

Он добровольно облёкся в узы не только для того, чтобы показать величие Своей любви, но и потому, что должен был. Хотя цена ещё не была уплачена, но она обязательно будет уплачена. Таким образом «Агнец был заклан от основания мира».

Он пришёл, чтобы совершить своё дело на основании того, что о Нём написано «в начале книги». О Нём свидетельствовал Моисей и все пророки, в каждой книге Библии написано о Нём.

Он сказал: «вот, иду» и всем святым Божиим, которые знали о Нём по Его титулу «грядущий». На этом слове они строили свою веру и надежду, и ожидали грядущего совершения.

И самая суть этого псалма-послания с пророчеством в том, что спасение придёт в этот мир, спасение от Господа по милости Его; Спаситель не в разуме сознавал волю Божию – Он желал её исполнить, ибо она была запечатлена в самом Его сердце.

"Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
Правды Твоей не скрывал в сердце моём, возвещал верность Твою и спасение Твоё, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим."

Давид через своё служение предвосхищает и земное служение Христа, возвещение Евангелия сынам человеческим в собрании великом.
Можно сказать, что это Господь через него, вначале пророчествами, затем через апостолов и до нынешнего времени через Слово и Свой Дух, возвещает нам о великом спасении, которое ОТ НАЧАЛА проповедано Им.

И Евангелие было проповедано всем народам открыто и доступно, не скрывалось и не утаивалось. О чём проповедовалось – о правде Божьей, которую принёс Христос; о Божьей милости, даваемой по Его Слову в ответ на покаяние и упование. О любви, которая всё покроет.

"Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце моё оставило меня."

«Щедроты Твои» – это милосердие, другие переводы так и говорят: «не удерживай милосердия Твоего от меня!»

Давид свидетельствует о том, что открытые Господом уши и видение грядущего искупления и спасения его восхищают, но грехи и бывшие беззакония воспаляют душу. Можно представить, как отвратительны ему стали собственные грехи. Страдания от этого столь велики, что невозможно поднять голову – «…так что видеть не могу». Сердце не выдерживает, как бы отрекается от него как человека греха.

Единственным ободрением в этом духовном состоянии раскаяния является молитва с упованием на вечную и бесконечную милость Господа.

Именно благодаря такому раскаянию вместе с открытием существования Искупителя и Спасителя и начинается спасение человека. Он увидел зло в себе, понял, что сам не может с ним справиться. Но он увидел и спасение, и Спасителя!

"Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне."

«Избавить меня» из синодального перевода в большинство других звучит прямо: «спасти меня».

Увидев, что из-за своих грехов он стоит на краю вечной гибели, псалмопевец со всей страстностью вопиёт к Богу. Он передаёт, что это состояние рождает опустошение, смертельную жажду, и увидеть в этот момент источник живой воды – это и есть НАЧАЛО СПАСЕНИЯ!

"Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!"

В молитве он жаждет победы над духовными врагами, старающимися погубить наши души. Враги эти известны, они плодятся от самости и гордыни. Видение спасения по милости Божией добавляет молитве уверенности и дерзновения: «Да будут обращены назад и преданы посмеянию».

"Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»"

«Пусть оцепенеют от стыда говорящие мне: «Ага! Ага!» – дословный перевод с древнееврейского текста.

Посрамление или стыд появляются тогда, когда становятся явными и о них узнают. В духовном смысле речь идёт о том, что все увидят и осознают, что зло исходит из эгоизма, из страсти к самоудовлетворению, в удалении от любви и отдачи.

"Да радуются и веселятся Тобою все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твоё да говорят непрестанно: «велик Господь!»"

Ищущие Бога и любящие спасение обращаются к Нему, видя у Него великое спасение, о котором спрашивали и которого усердно искали пророки.
То спасение, совершить которое взялся Искупитель, когда сказал: «Вот, иду». Все спасённые любят спасение и ощущают его как безмерную радость.

Исполненные радостью спасения и будут говорить непрестанно: «Велик Господь!». Когда человек прославляет словом, то сливается духом и произносит плоды своего слития с духовными силами, и радость от этого становится совершенной.

"Я же беден и нищ, но Господь печётся о мне. Ты – помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли."

Нищета и нужда – не препятствие для ощущения Бога и устремления к нему. Когда на этой земле уже нечего терять, Господь не замедлит с ответом.

Мы видим, что сначала появляется ответ на молитву, и только потом сама молитва. И это одно из обетований: «Прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они ещё будут говорить, и Я уже услышу» (Ис. 65:24).

Давид говорит, что он беден и нищ, хотя в это время восседает на престоле. Огорчение духом делает бедным и нищим, нуждающимся и отчаявшимся, погибающим без Спасителя.

«От боли к радости, от скорби и отчаянья к надежде, от мрака к свету и из ночи к сиянию утренней зари выводит нас странная поэзия библейских псалмов. Это поэзия, которая помогает вырваться из любого болота и выпрямится во весь рост, помогает преодолевать любые испытания» - написано Г. Чистяковым как будто об этом псалме.