Глава 16

Анна Дронова
Сначала послышалась открывающаяся входная дверь, через минуту – плеск воды в раковине. Пришла сестра, подумала Клара. И правда: Лида вошла в комнату и застала сестру лежащей на кровати и смотрящей в потолок. У кровати аккуратной стопкой лежали фотоальбомы.
- Ну что, почему грустишь? – она улыбнулась, на ее щеках заиграли ямочки, глаза домиком сощурились, отбросив одним движением руки  свою длинную косу с плеча.
- Да нет, почему же. Я не грущу, - Клара повернулась на бок, глянула на сестру, - Там мама тебя поесть приготовила. Мы с ней фотографии смотрели, ну с бабушкой еще которые, самые старые.
- С бабушкой Тамарой?
- Ну да. Могла бы ты мне про нее рассказать что-то?
Лида задумчиво уставилась в пол. Сумка устало висела на ее плече.
- Знаешь, а я ведь ее тоже не очень-то хорошо помню. Вот что я отчетливо помню из детства еще – так это бабушкины кулоны. Из янтаря, кажется. Камушки на веревочке. Она берегла эти кулоны, один у нее был, другой у ее мужа, нашего дедушки. Он умер еще до нашего с тобой рождения. Потом бабушка их спрятала куда-то, и больше их никто не видел, - Лида сняла небольшую черную сумку с плеча, опустилась на мягкий ворсистый ковер, легла на спину, раскинула руки звездочкой. Длинная коса распласталась тут же, казалась застывшей во времени. Она очень шла ее немного округлому лицу.
- Значит, про кулоны ничего не известно?
- Ничего, - и сестра замолчала. Клара предпочла повременить с новостью, что один кулон у нее.
- Как хорошо, что в комнате ни-че-го лишнего, - с наслаждением сказала она, закрыв глаза, - Знала бы ты, как я маму отговаривала поставить здесь «ну хоть еще одну полочку», - она довольно хмыкнула.
- А по-моему, маму сейчас все устраивает.
- Да, это сейчас. Повоевали мы с ней знатно. В итоге в комнате, как видишь, оставила только наши с тобой кровати, письменный стол, стул, шкаф для книг и орхидею на подоконнике Ну и любимый ковер. Да, твои вещи в шкафу в коробке. Убрала, чтобы не пылились без тебя, - Она вновь открыла глаза и с любовью посмотрела на Клару, - Соскучилась я без тебя, сестренка. А еще тебе идет рыжий цвет.
- Да, я тоже. Спасибо, - она улыбнулась в ответ, - Могу удивить. Хочешь?
- Да ну? Чем же? Парень появился? – озорные глаза сощурились в две щелочки.
- Да подожди, пока без этого. Что ж ты меня с этим все пилишь-то? - с упреком спросила Клара. Сестра любила пошутить на эту тему, чему заставляла младшую краснеть и скрывать смущение.
- Хе, ну давай твою удивительную новость.
Клара молча достала из-под подушки кулон, держа его за веревочку. Без лишних слов раскачала его, как маятник, из стороны в сторону перед удивленным лицом сестры.
Лида поменялась в лице. Ее усталые глаза, как бы она не пыталась скрыть свою усталость – Клара хорошо знала сестру, внезапно загорелись живостью и интересом.
- Ого, - лишь выдавила она из себя. Клара, довольная эффектом, повесила кулон на шею, спрятав под футболку, - а второй у тебя?
- Нет, к сожалению.
- Послушай, в таком случае, если они не потерялись, может и второй найтись. А где ты его нашла?
- Это давно было, еще в больнице, когда лежала, помнишь? Мне его кто-то принес, а кто – не вспомню…
Лида задумалась.
- В таком случае, если это не грабители проникли в квартиру бабушки, значит, кто-то из родственников забрал. Не может же прийти к ней на квартиру человек с улицы и забрать этот кулон, верно? – логически рассуждала она, - Да, вспомнила! – Лида щелкнула себя по лбу, а Клара удивленно подумала, что это же любимый жест ее сестры. Она всегда так делает, когда ее что-то осеняет. И как ей не больно так себя щелкать? – У бабушки Тамары было много братьев и сестер – большая такая семья. Более чем вероятно, что ее старые вещи пришли забирать, вот им и достался кулон. Один так точно. А откуда второй, который у тебя – не столь важно. Главное – это он, и он в безопасности, - она улыбнулась сестре.
- Пойдем есть, а то я заговорила тебя. Ты же с работы, - удрученно сказала Клара.
- Да ладно тебе, это же и нашей семьи касается, - Лида довольно подмигнула, - Ого, мам, как вкусно пахнет картошечкой! Мы уже идем! – радостно воскликнула она, уже обращаясь к маме, что с любовью уже раскладывала еду по тарелкам.
***
Пообедав, Лида зевнула и попросила ее не беспокоить – у нее дневной сон в кои-то веки. Никто не сопротивлялся.
Клара все еще сидела за столом, когда в дверь позвонили. Евгения Алексеевна в привычном для себя образе – фартуке поверх элегантного домашнего халата и с улыбкой на лице поспешила открывать.
- Здравствуйте-здравствуйте, милости просим! – привычно и гостеприимно приветствовала она гостей. Клара, поедая мамину картофельную стряпню, с удивлением услышала знакомые голоса.
- Да мы ненадолго, что вы. Не стоит так переживать, мы недавно пообедали, - это же голос Тима!
- А, так вы уже уезжаете? – в голосе матери послышались расстроенные нотки. Ну конечно, она же так любит принимать гостей, у нее всегда все для них готово. Здорово она это умеет, подумалось Кларе, - Доченька, ты уже готова? За тобой уже пришли!
Что? Так они уже уезжают?
Внезапно ее озарила мысль – ей же звонили позавчера и просили собраться! Сегодня же день отъезда! А она забыла!
Поставив тарелку в раковину, она кинулась в комнату. Благо почти все вещи были даже не распакованы, а значит, собирать ничего не пришлось.  Пять минут на одевание – и готово. Не разбудить бы Лиду, в спешке сообразила Клара, стараясь производить как можно меньше шума и как можно скорее натягивая толстовку.
В коридор она вышла с рюкзаком, с привычно уложенной ярко-рыжей прической.
Мама с огорчением вытирала стройные руки о фартук. Тим стоял у входной двери, придерживая свой чемодан. Иосиф вытянулся в струнку, большие глаза задумчиво оглядывали все вокруг.
- Ну ладно, до свидания, Евгения Алексеевна, спасибо за гостеприимство, но нам пора, - раскланялся Тим. Иосиф стоял неподвижно.
- Подожди минутку. Клара, - его большие карие глаза взглянули на нее сверху вниз, и девушка почувствовала себе очень маленькой, - Ты случайно не знаешь, что это? – его огромных размеров ладонь утонула в кармане поистине гигантской куртки. Разжав кулак, она увидела, что это.
Кулон.
Точь-в-точь, как у нее.
«Если не грабители, кто кто-то из родственников забрал», вспомнила она слова Лиды.
В коридоре стало тихо. Тим, стоявший рядом с другом, лишь удивленно раскрыл рот, переводя взгляд с Клары на Иосифа.
- Мама, посмотри, что это, - убитым голосом вымолвила девушка.
- Что там такое?
Как только Евгения Алексеевна узнала кулон, из ее груди вырвался лишь возглас «ох!».
- Да что с вами такое? Что происходит? – Тим удивленно покосился на друга.
- Откуда это у тебя? – Мать, забыв обо всем, взяла кулон в свои руки, - Клара, покажи свой.
Дочь послушно извлекла подвеску из-под футболки.
Ошибки быть не могло.
Две копии.
Две янтарные капли.
- Я пришел на свою старую квартиру, где раньше жил. Мне передали коробку с моими старыми вещами, - Иосиф удивленно выгнул одну бровь, - Там еще старушка была, такая маленькая, в платье с цветочками.
Евгения Алексеевна подняла глаза.
- Может, это та самая ее подруга? Она часто к маме приходила, когда на маму грусть накатывала. А вдруг нет? Она ведь уже в возрасте.
- Что у вас тут за шум? – Из недр квартиры показалась сонная фигура сестры, - Ого, сразу двоих? Клара, да ты проворнее, чем я думала, - сквозь зевоту пошутила Лида, стоило ей глянуть на прибывших, нисколько их не смущаясь.
Девушка вспыхнула, мигом прошла туманность в сознании. Опять сестра со своими шуточками на этот счет!
- Ты лучше посмотри, что тут, - восклицала Евгения Алексеевна, - Да, Лида, ты помнишь бабушки Томы подругу?
- Пф-ф, ну конечно. Сегодня ее и видела. Все так же голубей кормит, - Лида поморгала глазами, приходя в себя.
- Так она живет рядом?! Почему же я этого не знала? – расстроилась мать.
- Да ты и не интересовалась этим особо,  - пожала плечами Лида, глянув на подвески в материнской руке, - О, а вот и вторая, - довольно загорелись ее глаза, - Только что же это? Это как, кто-то из вас нам тут родственник? – глазами сыщика оценивала она то Иосифа, то Тима. Те по-прежнему пришибленно стояли у выхода. Только Иосиф даже и не думал отступать:
- Так что же это все значит? – спокойный тон голоса, как всегда.
- Слушай-ка, - Кларе казалось, что она балансирует на грани сна и реальности. Такой случай – мельчайшая вероятность. После всего, что им обоим, ей и Юре-Иосифу довелось пережить. Чтобы итог оказался таким.
- Мама, - лишь произнесла она, - Это случайно не сын твоей сестры? – Она жестом указала на Иосифа, - Той самой Лизы. Может, она и приезжала в Мурманск, чтобы оставить сына в детдоме. Мама, это же невозможно, - прошептала Клара.
Евгения Алексеевна, казалось, вскоре потеряет рассудок.
- Этого же не может быть… Неужели…
Тим удивленно переводил глаза с одного человека на другого. Ему представлялось, что он смотрит программу «Жди меня» в прямом эфире – он ее часто видел по телевизору.
Клара вспомнила немую сцену из гоголевского «Ревизора», удивляясь, как с ее теперешней памятью удалось это вспомнить.
- Вот и встретились в море корабли, - с улыбкой заключил Тим.