Мир звездных знаменитостей

Древний Старец
<><><>Наряду с экономической, военной и политической элитой в социальной структуре американский социолог Чарльз Райт Миллс в книге “Властная элита” выделил  особую социально профессиональную группу, называя ее “миром профессиональных знаменитостей”, “системой звезд”.  Роль “системы звезд” многофункциональна, но главная функция удовлетворить спрос населения на эмоциональные зрелища, содержательное проведение досуга. При этом в это “удовлетворение спроса”  включается интерес  властвующей элиты в легкости регулирования социально политических процессов, в первую очередь в отвлечении внимания широких масс от этого процесса.
<><><>Гипотетически профессиональные знаменитости представляют собой двухсторонний экран, с одной стороны в него всматривается подвластный народ, с другой стороны в экран всматривается властвующая элита общества. Обе стороны любуются действом кумиров различного толка, но не замечают друг друга и не мешают один другому радоваться жизни. В этом социально политическая роль известных деятелей от кино, эстрады, спорта, журналистики, мелькающих  в средствах массовой информации. Система звезд дополняет общую социальную систему власти в любом государстве, хотя автор раскрывает характеристику властвующей элиты США. Накладывая проекцию социально психологических исследований автора на современную действительность, нам позволит осмыслить состояние и тенденции в современном политическом процессе.

ТОЛПА КУМИРОВ
<><><>С появлением средств массовой информации появилась, и возможность еще более утвердить свою значимость в сознании масс. Это  не только повышение престижа, популярности, славы, но, как известно, престиж конвертируется в деньги. С одной стороны лица желающие приобрести известность, популярность, а с другой – лица готовые оплачивать свое восхищение игрой знаменитости - сценической, спортивной, политической или иной. Все это сопровождается личностным, групповым и профессиональным соперничеством, ожесточением конкуренции. Отсюда финансовые потоки, коррупционные схемы,
<><><>Таким образом, формируется система профессиональных звезд, мир знаменитостей, который органически вплетается в политико-экономическую элиту, “венчает общественный порядок”. С одной стороны сонм знаменитостей способствует развитию культуры, спорта, а с другой формирует в обществе стандартный образ личности, отстраненный от социально-экономических проблем. Этот образ дополняется «традицией воспевать бедных, эксплуатируемых и угнетенных», как показывают приведенные ниже краткие извлечения, из упомянутой книги.
<><><> «Профессиональные знаменитости, мужчины и женщины, венчают общественный порядок, построенный на том, что отдельные личности заслоняют собой народные массы, венчают ту "систему звезд", которая характерна для общества, возведшего КОНКУРЕНЦИЮ В ФЕТИШ. В Америке "система звезд" доведена до того, что человек, умеющий точнее и искуснее, чем другие, забрасывать маленький белый шарик в ряд ямок, вырытых в земле, получает тем самым возможность попасть на прием к президенту Соединенных Штатов. Она доведена до такой степени, что какой-нибудь болтливый эстрадный лицедей, выступающий по радио и телевидению, приглашается на охоту вместе с ведущими руководителями промышленности, членами правительства и высшими военными деятелями. Создается впечатление, что вопрос о том, чем именно выделяется данный человек, не имеет значения; раз он победил всех в конкурентной борьбе, его прославляют. И затем вступает в действие другая особенность, присущая "системе звезд": все звезды из других сфер тянутся к новой звезде, и она в свою очередь тянется к ним. Счастливчик, чемпион - это, следовательно, тот, кто свободно общается с другими чемпионами; и все вместе они населяют МИР ЗНАМЕНИТОСТЕЙ.
<><><>Те профессиональные ЗНАМЕНИТОСТИ, которые постоянно живут рекламой и вместе с тем всегда жаждут (пока они остаются знаменитостями) еще более широкой рекламы. Эти знаменитости не стоят, правда, во главе какой-либо господствующей иерархии, но они зачастую наделены способностью отвлекать внимание публики или давать выход влечению масс к захватывающим переживаниям или же более прямым путем завоевывать расположение тех, кто стоит непосредственно у власти. Более или менее независимые в своих ролях толкователей основ общественной морали, специалистов по делам государственного управления, представителей бога на земле, людей, формирующих чувства и настроения народных масс, эти знаменитости и консультанты непосредственно причастны к той сцене, на которой элита показывает публике ТВОРИМУЮ ЕЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ ДРАМУ. Но творится эта драма в иерархических верхах главенствующих социальных институтов.
<><><>Отсутствие какой-либо прочной системы моральных убеждений еще больше способствует тому, что МАССЫ ПОДДАЮТСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ всякого рода идеологических махинаций и отвлекающих их внимание моментов, исходящих из мира знаменитостей. Под влиянием быстрой смены преподносимых им жизненных девизов, правил поведения и нравственных ценностей они со временем проникаются скепсисом и цинизмом, своего рода мещанским макиавеллизмом. Поэтому и получается, что они испытывают платоническое удовольствие, когда читают и слышат о привилегиях богачей из мира корпораций, о ночных шалостях профессиональных знаменитостей и об угрюмо-счастливой жизни мультимиллионеров.
<><><>Наряду со старинными богачами, даже оттесняя их на задний план, стоят теперь ИСКУССТВЕННО СОЗДАВАЕМЫЕ профессиональные знаменитости, обладающие всеамериканской славой, - и люди эти таковы, что свое культурное убожество и политическую безграмотность они зачастую афишируют и превращают в особое достоинство. Профессиональные знаменитости по самой природе своей - преходящие фигуры, созданные массовыми средствами развлечения и зрелищ, а не деятели, престиж и авторитет которых покоится на воплощаемой ими преемственности традиций.
<><><>В эпохи, когда риторические фразы о всеобщем равенстве пользуются популярностью, наиболее умные и развитые люди из низших и средних классов, а также "кающиеся" люди из высших классов порою придерживаются концепции "контрэлиты". В самом деле, в западных странах существует давняя традиция ВОСПЕВАТЬ БЕДНЫХ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ И УГНЕТЕННЫХ как истинно добродетельных, мудрых и счастливых людей; там создана целая галерея подобных образов. Уходящая своими корнями в христианские традиции, эта моральная идея контрэлиты, состоящей из индивидуальностей высокого типа, обреченных на самое низкое общественное положение, может быть использована и действительно была использована низшими классами для суровой критики правящих элит и для прославления утопических образов новой элиты, которая должна прийти на смену старым. 
<><><>Вполне понятно поэтому то чувство моральной неловкости, которое наблюдается в кругах самой американской элиты. Наличие такого чувства неловкости полностью подтверждается наиболее серьезными людьми из среды элиты, которые осознали, что именно по знаменитостям из высших кругов судят за границей об американцах. ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ПРОСЛОЙКИ АМЕРИКАНСКИХ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ отражается за границей как в двойственном облике американцев, едущих туда развлекаться или по делу, так и в представлениях об "американцах", которых придерживаются многие образованные и трезво мыслящие европейцы. В почете у американской публики находятся ныне либо непристойные, либо мрачные личности; в туго завинченной ныне американской системе распределения престижа общественный почет достается либо совершенно ничтожным, либо зловещим фигурам.
<><><>В состав высших кругов США входят ныне, с одной стороны, профессиональные знаменитости, волнующие воображение публики и ослепляющие ее своими забавными выходками и эротизмом, а с другой стороны, люди отмеченные ореолом престижа, окружающего власть и общественное влияние, могущество и богатство. Между этими двумя вершинами общественной пирамиды имеется известная взаимозависимость. Властвующая элита не столь заметна, как профессиональные знаменитости, и зачастую не стремится быть заметной, а "сила" профессиональных знаменитостей заключается в их способности отвлекать на себя общественное внимание. Поистине странная толпа кумиров высится сейчас над американским обществом! Профессиональные знаменитости - это в большинстве своем прилизанные куклы или непристойные шуты; власть же имущие в основном редко олицетворяют собой лучшие духовные качества народа».

<><><>ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗРЕЛИЩА
<><><>Для того, чтобы политический процесс особенно в период избирательной кампании находился постоянно в фокусе внимания публики он должен быть зрелищным, интригующим, эмоционально воспринимаемым
обладать свойствами театральности. Если говорить о каких-то социально экономических программах претендентов на власть и деньги, то сам термин “программа” говорит о солидности и серьезности намерений авторов и воспринимается эмоционально, как и множество других зажигательных программных словосочетаний. Человек воспринимает события и слова ”сердцем”, душой, а программные документы комментируют так называемые эксперты, политологи, и своими комментариями, добавляют эмоциональности в комментируемые постулаты. Поэтому то и происходит симбиоз, сожительство действа политического и зрелищного.
<><><>Начинающему политику, как и начинающему любому деятелю от сценических подмостков или журналистики нужно немало потрудиться, а то и заплатить, чтобы стать известным публике. А уже хорошо раскрученной знаменитости легче перейти в когорту политических деятелей. И тут можно выделить три формы симбиоза.
<><><>Для привлечения “политического обывателя” в любой тусовке политиков присутствуют знаменитости. Как часто профессиональные знаменитости приглашаются на политические мероприятия, а политические активисты, функционеры участвуют в зрелищных шоу.
<><><>Другая форма - сами политики перенимают манеры театральности, "нового образца жизни и поведения", овладевают навыками артистичности. В России таким примером является лидер ЛДПР Жириновский, в США президент Трамп. Трамп до президентства оттачивал мастерство театральности на своей студии.
<><><>Третья и окончательная форма симбиоза, когда популярные артисты, спортсмены, журналисты становятся политиками. Здесь ярким примером является президент Украины Зелинский. Вторым примеров является президент США Рейган, но он до президенства  побывал на политических должностях.
<><><>Вот как показывает Чарльз Миллс соперничество на информационном поле за известность и популярность.
<><><> «Политическая, экономическая и военная элиты все больше и больше соперничают, как мы видели, с профессиональными знаменитостями и стремятся заимствовать у них общественный престиж. Можно, пожалуй, считать, что людям, обладающим беспримерным могуществом, но лишенным ореола общественного престижа, всегда свойственно искать престиж - хотя бы и испытывая при этом неловкость - среди тех, кто пользуется популярностью, но лишен могущества.
<><><>Если внимание массовых средств общения сосредоточено на профессиональных знаменитостях, то внимание либерально настроенной интеллигенции, и особенно внимание ученых-социологов, сосредоточено на шумливых средних звеньях власти. Профессиональные знаменитости и второразрядные политические деятели являются наиболее заметными фигурами во всей нашей социальной системе; в самом деле, обе эти группы, вместе взятые, монопольно владеют, как правило, той ареной гласной общественной жизни, которая находится в поле зрения рядовых людей, и, таким образом, затмевают собой властвующую элиту и отвлекают от нее общественное внимание.
<><><>Большинство американцев воспринимает высшие круги преимущественно как известную группу знаменитостей. Разбирая вопрос о профессиональных знаменитостях, я отметил, что утвердившиеся у власти члены элиты не обладают монополией на общенациональную славу. Они разделяют ее во всей стране с фривольными или пылкими созданиями из мира профессиональных знаменитостей, что служит некоей ослепляющей публику МАСКИРОВКОЙ ИХ РЕАЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
<><><>Внимание народных масс отвлекается от деяний и личностей властвующей элиты делами и славой профессиональных знаменитостей, а также явлениями экономического процветания, обусловленного военными факторами; внимание либерально настроенной интеллигенции, интересующейся политическими проблемами, отвлекается такими факторами, как чисто местная борьба политических сил внутри отдельных избирательных округов и политическая борьба в средних звеньях власти, деятельность которых поддерживает иллюзию, будто США все еще представляют собой общество, основанное на принципе равновесия.
<><><>Прославляемые американцы того типа, который рисовал Горацио Олджер, не скоро сойдут со сцены. Но можно ли думать, что профессионалы из мира зрелищ и развлечений всегда будут в центре внимания страны? Можно ли думать, что наиболее могущественные американцы не станут со временем наиболее прославляемыми американцами? Соблюдение ритуалов демократического руководства твердо считается пока обязательным, но можно ли думать, что снобизм не утвердится со временем официально, а народные массы не будут оттеснены на тот уровень, где им, по мнению элиты, надлежит пребывать? Думать так значило бы как будто забыть все уроки истории. Но, с другой стороны, либеральная риторика как прикрытие действительной власти и профессиональные знаменитости как люди, отвлекающие внимание народа от социальных проблем, создают для властвующей элиты удобную возможность ускользнуть от слишком пристального внимания широкой публики. Отнюдь не исключено, что как раз при нынешней исторической конъюнктуре она охотно предпочитает ОСТАВАТЬСЯ В ТЕНИ.
<><><>Правила этого "нового образца жизни и поведения" велят часто улыбаться, внимательно выслушивать других, исходить в разговоре с другими из их интересов и давать им почувствовать, что с ними считаются, - и все это следует делать искренне. Короче говоря - личные отношения стали частью "служебных отношений", богатства человеческой индивидуальности приносятся в жертву общественному спросу на стандартную личность с единственной целью добиться личного успеха в обществе, в котором образ жизни и мышления людей определяется господством корпораций. Апологетические версии трактуют дело таким образом, что карьера людей из состава элиты обусловлена их высокими достоинствами и усердным трудом, но фактически они обязаны своей карьерой кликам, которые приняли их в свои ряды - приняли зачастую по совершенно иным соображениям; и людям этим приходится постоянно убеждать других, а также самих себя, что они представляют собой нечто противоположное тому, что они собой действительно представляют».
<><><>Превращение политического  процесса в политический театр обусловлено психологией человека, воспринимающего слова и события эмоционально. И никакие программы-обещания кандидатов в политические структуры не воспринимаются логически, они также носят эмоциональную привлекательность, если даже избиратель ими поинтересуется. Политический процесс все больше склоняется к мероприятию развлекательному, политическому театру, нежели выбору направления общественного развития.
<><><>Явление театральности, взаимодействие политической системы и системы профессиональных знаменитостей лежит в русле общей тенденции расслоения населения планеты, усиления абсолютной зависимости подвластного народа от властвующей элиты. Это явление заметил и описал социолог Чарльз Миллс в середине прошлого столетия, а современное развитие кибернетических средств связи, контроля и управления позволяет закрепить эту зависимость технически.
<><><>©  DS   20.07.2019