Город на карте. Куда он пропал? Окончание

Василий Азоронок
(Окончание)

КАК БЕЛОЕ ПРЕВРАТИЛОСЬ В ЛЕПЕЙШЕЕ

Странно, что из польского Словника, словно выпали селения с корнем «бель» на Лепельщине – словно их там никогда не было. Необъяснимо, так как Белое было там испокон веков и характеризовало приверженность «белому» началу, Белой Руси. Его след обнаруживается в хрониках XVIII столетия, в судебных имущественных делах бернардинок, где называется «Белье-Юрковцы» - производное от Белого. Известно, что существовали на побережье Изабелино и Старый Изабелин. Да и все озеро первоначально называлось Белым. В «Описании Борисовского повета», изданном в Вильно на польском языке, оно упоминается как Белое. Так же обозначено оно и на карте 1812 года, подготовленной для Наполеона. "Bieloe L." - называли его французы, словно подчеркивая первооснову, но добавляя начальную букву нового названия.

Сопоставляя два региона – Лепельский и Лукомльский, можно заметить удивительные вещи: повторяющиеся, как в отражении. Например, и там и там есть озеро Святое. Переплелись однородные названия. На востоке есть две Белицы – Старая и Новая, которые относились к гмине Ульяновичи. А Ульяновичи - от слова «ула», которая вытекает из Лепельского озера и обозначала «широкую улицу» - водный переход: из Западной Двины в Березину.

Предположительно, Старый Лепель тоже назывался ранее по-другому. На его месте, возможно, стояло Белое, упомянутое грозновцами в 1563 году как «сельцо» на одном из берегов озера. А почему переименовали?

Версия такова. Люди жили под Лукомлем, на магистральном водном пути «из варяг в греки», когда произошло непредвиденное – их жилища сгорели. В поисках более надежного места они перебрались на другое озеро – Белое, более безопасное. И не только. Оно стало более выгодным – «лепшым» по-белорусски. Якобы, еще во времена Полоцкой земли, там был замок, а в прибрежных водах функционировал торговый речной порт.

То есть, переселение могло явиться следствием новых взаимоотношений в обществе. На смену феодальным отношениям шло капиталистическое устройство. И появление нового Лепеля отразило сдвиг по фазе, обозначило переустройство жизни, повлекшее изменение взглядов людей и происхождение новых словесных терминов. Если раньше в сознании людей доминировали «белые» окоемы, и названия с корнем «бель» были на каждом шагу, то теперь объявился знаковый термин – «лепейший». Слово могло возникнуть из заманчивой перспективы обогатиться, устроиться более выгодным, наилучшим, образом.

И тут приходят на ум выводы русско-американского историка, профессора Йельского университета Георгия Вернадского (сына знаменитого русского мыслителя). Он издал книгу по истории Великого княжества Литовского, где одна из глав посвящена евреям. Он писал: «Евреям были предоставлены обширные личные, религиозные и экономические права» в Великом княжестве Литовском. И далее отмечал, что политика литовских князей не всегда была благожелательной. Например, за полвека до вторжения Грозного они были изгнаны из Великого княжества, а собственность конфискована. «Истинный мотив жестокой меры не известен», - заключал историк.

Что там говорить, великий водный путь «из варяг в греки» был доходным местом, заманчивым для обогащения, и район не мог не вызывать повышенного иностороннего интереса.

Слово LEPEL - не характерно для «белого» региона, довольно необычное. Его можно читать как слева направо, так и наоборот, что характерно для еврейской письменности. Евреи были отменными торговцами, и междуречье, с широкой потребительской сферой, явилось удобным местом, чтобы делать доходы и плавать во все стороны, сбывая товар. Кроме того, здесь потребовалась сеть инфраструктуры, связанной с обслуживанием транспортного маршрута. Еврейское население разрослось, концентрируясь вблизи речных переходов. Местечки росли, как грибы, превращаясь в города. Население современного Лепеля к концу XIX столетия более чем наполовину состояло из евреев.

На основе грамот, выданных им в разное время великими князьями, евреям позволялось проводить все коммерческие сделки, владеть лавками и ростовщическими конторами, вести торговлю спиртными напитками.

В деревнях они не селились. Известна дарственная богатого еврейского предпринимателя Менделя Рапопорта. Он одаривал земельным наделом свою дочь. Переписывая на ее имя Цураки II в Мартиновской волости, он ставил условие: чтобы земля использовалась для приучения евреев к земледелию. Кстати, Цураки упоминаются в числе мест, опустошенных опричниками. Если такое было, то произошло в 1563 году, а возвращались евреи к своим прежним местам проживания в 1507 году, когда великий князь Сигизмунд I выдал им новую грамоту, подтверждающую возврат всех домов и лавок, которыми они владели до конфискации.

И тогда вырисовывается следующая картина. Евреи жили в районе Чашник, когда великий князь Александр в 1495 году потребовал, чтобы они освободили земли. LEPEL SPAL был оставлен, и уже не возродился. А след его хранили старинные карты. По «амнистии», при новом короле, евреям было разрешено вернуться в Великое княжество Литовское, но областью расселения было избрано другое место – белорусская земля щедра на взаимность, и приняла их. Возможно, что район современного Лепеля был выделен им для нового расселения.

Тогда вся «лепельская история» принимает выверенный лад и смотрится как единое целое. Окрестности бывшего Белого озера энергично заселяются и буйно расцветают.

Пользуясь документами из Вильнюса, доктор исторических наук Беларуси, профессор Валентин Голубев, пришел к выводу, что в конце XYI – первой половине XYII столетия Новый Лепель носил некоторое время название Белый Лепель. Носил, пока в сознании поселенцев хранилась память о Старом? Когда она выветрилась, а Новый Лепель окончательно завоевал умы, Старым стали называть бывшее Белое.

Литовская власть старалась утвердить католическое верховенство, и содействовала безопасности проживания. Белорусский ученый Василий Воронин обнаружил архивный документ, отразивший строительство оборонного объекта в 1547 году, до начала Ливонской войны. Жители Лепельской волости обязывались «сыпать замок», указаны их повинности.

Но был и третий Лепель, который назывался несколько иначе. Полагать так позволяет исторический факт, приведенный тем же Голубевым. По его данным, третье название Лепеля – Еса: по названию одной из двух рек, которые "сошлись", образовав уникальный место. Скорее всего, Еса стала родоначальницей современного города, раскинувшего свои жилища по берегам как озера, так и рек…

На снимке (из интернета): часть современного Лепеля с высоты птичьего полета.
20.07/19