Философия звуков. Берегите свою музыку

Татьяна Недоспасова
Когда бессильны слова, приходит время музыке…
Испокон веков музыка сопровождала главные события человеческой жизни: свадебные обряды, инициационные посвящения и проводы в вечный путь. Как только человек поднял голову к небу и задумался о происхождении вселенной, разгадал в движении светил «музыку небесных сфер». Все религиозные ритуалы и личный мистический опыт пронизаны музыкой. Хоровое пение, все менее знакомое современному человеку, когда-то составляло основу общинных сходок и единению разрозненных индивидуумов в социальную общность единомышленников. Танец, хоровод, являлся важным атрибутом любого праздника (и опять-кати почти полностью утерянная традиция). Мы почти не поем и не танцуем, разве что напеваем себе под нос. От души льющееся пение все реже услышишь среди исполнителей, взявших на себя труд доносить музыку в массы не поющего населения. Когда-то Конфуций заметил, что о состоянии общества можно судить по популярной у него музыке. Этим мерилом, увы, безошибочно определяется плачевное наше состояние. Думаю, пришло время заявить о необходимости хорошей, возвышенной музыки для воспитания добропорядочного общества.

Что делает звук музыкой? Тон, ритм, гармония интервалов. Талант исполнителя и одухотворенность создателя музыки. Обучение музыки из разряда механических упражнений пора перевести в ранг воспитателя души. Большинство детей, изучающих музыку, вынуждены сотни раз повторять разучиваемый отрывок, как заезженную пластинку, до оскомины и тошнотворности. Это не воспитывает понимание музыки и любовь к ней, скорее наоборот неприязнь и раздражение. Прежде, чем оттачивать механику, нужно воспитать в человеке осознание гармонического строя и чувство красоты звучания.  Поэтому главным элементом в музыке следует считать человеческую душу, созвучную нотной гармонии. И не только роду людскому дарована возможность наслаждаться музыкой, поют птицы, и большинство животных издают звуки по своему умению: призывные в период ухаживания и скорбные в моменты грусти. Поет голос, но люди научили петь и другие предметы, вызывая вибрацию натянутой кожи, струны, трубки… Ученые древности считали, что и планеты движутся под небесную музыку. Жрецы представляли бога, восхваляемого славословием небесных воинств. Вся вселенная подвластна музыке.
Музыка значима и сама по себе, но человек объединил её со словом, вложив смысл в каждый звук. Мы не воспринимаем песню без слов: они продолжат звучать в нашей голове даже тогда, когда играет только музыка. Песня стала тем, что подняло музыку на новый уровень: homo sapiens наделил разумностью сочетание звуков. Или иначе, словесное животное передало словесность музыкальной гармонии.

Современное общество все больше обесценивает слова, свои эмоции и музыку. Исполнители ставят над слушателями эксперименты, извлекая из горла какафонию вместо гармонии и исполняя песни в ритме паники, нестабильности, опасности. Творцы музыки ставят свои эксперименты в поисках нового: они избегают привычных гармоний, но не найдя новых, создают дисгармонии, преподнося их как новинку на суд публике. В этой охоте за новизной исчезает сама суть: воспитывающая душу роль музыки. Уже важно не уловить красоту звуков, а перекричать остальных. Очень опасная тенденция! А живучесть музыки делает их достоянием общества и наполняет паникой, нестабильностью и какафонией души окружающих. Что же делать нам, понимающим, в такой ситуации? Бережно относиться к своей музыке, к тому, что входит в нас через звук. Пытаться вопреки всему находить внутреннюю гармонию и беречь её. Слушать и проникаться достойной гармоничной музыкой, успокаивающей страсти, утишающей горе и возводящей от обыденности к абсолюту.  Настроить инструмент своей души так, чтобы никакая фальшь и гнилость не выходила из нее.
Философы средних веков наделили ноты мистическим смыслом: «до» восходит к латинскому «Dominus» (Господь), «ми» - «Miraculum» - чудо, «соль» - «Solis» (Солнце)… Наделяя свои произведения тональностью, музыканты прошлого вкладывали глубокий философский смысл в музыкальное произведение, и человек сведущий мог прочесть целое послание в чередовании нот. Чем наделена современная популярная музыка? Утратившая гармонию, философский смысл и педагогическую роль, она разжигает страсти и бередит сознание. Она калечит душу, вместо предназначенной для музыки роли быть врачевателем душ. Я еще раз призываю музыкантов относиться ответственнее к музыке. Я призываю все общество задуматься о том, какая музыка сейчас популярна. И беречь внутреннюю гармонию. Беречь и воспитывать душу достойной музыкой. Берегите свою музыку!