Талант и свободный рынок...

Давид Гольдшмидт
Разговор о том, что в искусстве важно, а что не очень, и мысли о выявлении и поддержке
талантливых людей в условиях свободного рынка, поспособствовали тому, что я решил поделиться с Вами этой небольшой, но, как мне кажется, достаточно забавной и показательной историей.
Как-то раз, собрался я навестить родителей, и всякие прочие дела, которые ждали меня в Кливленде, накопились.
Кливленд - это есть такой город в Америке, в штате Огайо. Оповестил я человека, с которым нужно было увидеться, о своём приезде, а он мне говорит, мол, помнишь Юру из Одессы? Юру я конечно помнил, и далее выяснилось, что Юра будет участвовать в конкурсе на вакантное место виолончелиста в Кливлендском симфоническом оркестре.
Для информации должен Вам сказать, что этот Кливленд оркестра входит в так называемую "Большую пятёрку", т.е. это всемирно известный один из пяти самых лучших симфонических оркестров в Америке. А Юра, что из Одессы - был не последним музыкантом в СССР... Так вот, сказали мне, раз ты Юру помнишь, поддержи его, мы вот несколько музыкантов, его коллег - пойдём с ним для поднятия его боевого духа. Я пошел. Не как человек имеющий какое-либо отношение к серьёзной музыке, а как бы за компанию с правильными людьми, чтобы поддержать своего пацана. Для справки, для Вашего понимания - сообщаю, что средняя зарплата музыканта в этом оркестре 140 тыс. долларов в год. А солирующий музыкант - может получать в два раза больше. И самое главное то, что работу эту потерять невозможно. Там не бывает сокращения штатов... Если ты туда попал и ты нормальный человек, т.е. дисциплинированный, не опаздываешь на репетиции и концерты и, в основном, бываешь на работе трезвым и не обкуренным - будешь там работать до пенсии без вопросов.
Ну, значит, пришли, обнялись с Юрой, и я пошел знакомиться и общаться с другими конкурсантами. Конечно всё это были американцы, всё незнакомые мне люди, все приехавшие на конкурс из разных штатов. Ребята смеялись, мол, о чём ты собрался с ними говорить, ты же вообще не музыкант и никто... Но я знаю, что с таксистом не обязательно говорить о тачке, дороге, и ментах, можно поговорить о бабах, например. А с музыкантом, если не о музыке, то можно поговорить о звуке, о инструменте... Пообщался я с людьми маленько, а потом, когда уже всё должно было начинаться, я обнял ещё раз Юру, и пошел по своим делам, поскольку, в музыке этой я вообще ничего не рублю. Но перед уходом, я шепнул Семёну, который меня собственно туда привёл, что шансов у Юры нет никаких. Что они, его друзья - должны готовиться его утешать, и что вакансию отдадут высокой некрасивой молодой женщине. Семён, конечно, ничего не понял, и вообще, не обратил на мои слова никакого внимания.
Опять же для справки: Семён - это Семён Калмонович Магарам, в прошлом - известный Рижский хормейстер, друг Раймонда Паулса, т.е. высочайшего уровня музыкант. Когда вечером я зашел к Семёну, и спросил что было после моего ухода, он ответил, что Юра играл - так себе... Но остальные - вообще не играли, и кроме Юры там слушать было некого.
Через несколько дней стало известно, что Юре место не дали. А дали это место - той высокой некрасивой женщине, о которой я говорил. Семён, вспомнив моё замечание, позвонил, и в полном изумлении спросил, как я, ничего не слушая, никого не зная, и вообще, по большому счёту, ничего не понимая и не являясь человеком из мира музыки, вычислил исход этого конкурса?
И я объяснил. Ребята, которые там собрались, играли на инструментах, стоимость которых, колебалась между пятьдесят тысяч долларов и сто. У Юры был инструмент стоимостью пятнадцать тысяч. А у этой женщины виолончель - сработанная в восемнадцатом веке, и она, как минимум, стоит триста тысяч долларов. Люди, которые вкладывают такие деньги - не проигрывают конкурсы, они их покупают. Только ради того, чтобы в оркестре был такой престижный инструмент, уже могли взять её...
Эту историю я решил Вам рассказать, дорогие мои, для того, чтобы никто из Вас не заблуждался, рассуждая о том, какое значение имеет талант в свободном мире, в условиях "честной" конкуренции.
Недавно писал, и повторюсь, цитируя себя - раньше в Союзе, а теперь в России до сих пор такой слышу наивняк: "там по чесноку побеждает талант, качество... свободный рынок всегда делает ставку на то, что лучше..."
Так вот, дорогие мои земляки, там, где свободный рынок - побеждает тот, кто может скупить все прилавки...
Никогда в условиях свободного рынка качество не будет решающим критерием в искусстве.
Люди, принимающие решение, не являются экспертами в искусстве вообще, они, как правило, специалисты в других и очень далёких от искусства областях.
Вот поэтому, как в Америке, так и в России, по радио звучат одни и те же и одно и тоже...
С гордостью и удивлением пишет Российская пресса о том, что в Америке был полный аншлаг во время гастролей Российского балета (например) - И это чистейшая правда! На Бродвее десятки лет идут одни и те же спектакли, которые у всех уже давно сидят в тех органах, которые не совсем прилично было бы перечислить. Люди на что угодно пойдут! И радоваться будут -  как дети, поскольку, американцы совсем не искушённые зрители.
Я, когда есть время, и хочется послушать что-то новенькое и талантливое - иду в магазин музыкальных инструментов, и там частенько слышу такую музыку, которую нигде больше не услышишь. Эти талантливейшие, никому не известные люди играют у себя дома, в гаражах, в лучшем случае - в местных барах.
Если вспомнить о Юре, так он до сих пор, как и до конкурса, зарабатывает тем, что развозит на своей машине пиццу.
Всё, что я написал - это так, как было, и так, как есть. Вымысел только имя - "Юра", поскольку, настоящее имя я посчитал за лучшее - не упоминать.