140. выставка и. е. репина в третьяковке

Алина Насековская
140.  ВЫСТАВКА   И.Е.  РЕПИНА  В ТРЕТЬЯКОВКЕ
 18  ИЮЛЯ 2019 года едем в Третьяковскую галерею на Крымском  валу . Илья Ефимович Репин — фундаментальный русский живописец. В его произведениях гениальность выразилась не только в виртуозном исполнении сложных художественных задач, но и в по-настоящему рискованных и социально значимых темах, которые он поднимал своими работами.
В его творчестве было  много  огромных по формату картин. Трудолюбие и работоспособность Репина не исчезли даже после мирового признания, а смелость, с которой он подходил к исполнению своих произведений, позволила сохранить до наших дней массу сложных психологических образов и портретов: уставшего от жизни Модеста Мусоргского, безудержных в своем веселье запорожских казаков, обезумевшего от горя Ивана Грозного в момент убийства сына Ивана и других.
 
«Бурлаки на Волге», 1870–1873 годы
Картина «Бурлаки на Волге»  принесла Репину всеобщую известность: великий князь Владимир Александрович приобрел ее за 3000 рублей (колоссальная сумма для 1873 года), дав тем самым ощутимый толчок карьере живописца, который в то время был студентом Академии художеств. Репин хранил образы бурлаков   в своем сердце как символ силы русского народа.
Замысел картины возник в 1869 году во время прогулки на пароходе по Неве. Репин был потрясён контрастом открывшихся перед ними сцен: с одной стороны  барышни в светлых нарядах и шляпках с широкими полями, задорно кружившихся в хороводе на набережной; c другой — идущую по берегу артель бурлаков в лохмотьях, с трудом тянущих свою «ношу». Грязные и оборванные,  лица угрюмые и потные ,  рубахи насквозь потемнели.
 В мае 1870 года группа художников  отправилась в путешествие по Волге, здесь  Репин  решился написать портреты  бурлаков. Всего Репин создал 11 портретов. Размер полотна поражал воображение: 281 см в длину и 131 см в высоту.  Бурлаки были отражением той суровой реальности, в которой жил русский народ. С того момента как «Бурлаки на Волге» были выставлены в Санкт-Петербурге, стала стремительно восходить и звезда Ильи Репина. Полотно никого не оставляло равнодушным.  Картину хвалили все.
 
«Портрет Модеста Петровича Мусоргского», 1881 год
Портрет был написан всего за четыре дня — со 2 по 5 марта 1881 года — в больничной палате Николаевского военного госпиталя при печальных обстоятельствах: Мусоргский в буквальном смысле проживал последние дни своей жизни. Композитор умрет всего через 11 дней после завершения этой работы.
 Перед нами человек с живым взглядом, но его сознание, мысли и чувства уже очень далеко от людской суеты. Другими словами, Репин создал портрет человека, находящегося наедине с самим собой. Не позирующий и не заботящийся о том, каким он войдет в историю, Мусоргский стоит «перед лицом вечности», будто прислушиваясь к себе.
 
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 год
Обезумевший от горя и ужаса Иван Грозный держит на руках умирающего сына, которого он только что убил.  Из воспоминаний Репина известно, что одной из главных причин для создания этого полотна стало убийство народовольцами Александра II, которое произошло в 1881 году, то есть спустя ровно 300 лет после убийства Иваном Грозным своего сына — судя по всему, эта магия чисел в данной истории тоже играла свою роль.
Картина до глубины души потрясает своей реалистичностью. Репин выписывает детали происходящего настолько достоверно, будто сам был свидетелем этой страшной кровавой сцены.
На картине отражены последствия внезапно остановившейся страшной ссоры: опрокинутое кресло, сбитый ковер, брошенный на пол посох, которым только что был нанесен роковой удар, и следы крови. Иван Грозный, потеряв рассудок, в глубочайшем отчаянии сознает, что произошло непоправимое. Его фигура маленькая, незначительная, в черном одеянии — она резко контрастирует с образом сына, чья жизнь прервалась в самом зените молодости. Драматизм происходящего усиливает цветовая палитра: в интерьере очень много вещей красного цвета, визуально продолжающего кровопролитие. Выражение лица умирающего царевича наполнено скорбью и смирением, возможно, он уже простил своего отца, нарушившего заповедь «не убий».

 

«Не ждали», 1884–1888 годы
 Наиболее известная работа, посвященная идеологии революционного  народничества, — на картине мы видим революционера, вернувшегося из ссылки после амнистии 1884 года.  Действие происходит в скромной атмосфере мещанского дома, где на наших глазах только что случилось явление, которое меняет привычный ход вещей. Ссыльный осторожно проходит в комнату, и его взгляд встречается со взглядом матери, лица которой мы не видим, но поза выражает робкое изумление. Для нее только что произошло чудо, она не верит своим глазам. Сын будто бы воскрес из мертвых. Жена сидит за роялем и, обернувшись, вцепилась пальцами в ручку кресла, пытаясь сдержать всплеск эмоций, вырывающихся наружу. Дети с осторожной восторженностью рассматривают отца, возможно, они почти не помнят его и знают исключительно по рассказам матери и бабушки.
  В этой картине важнейшую роль играет символизм, который был очевиден и многозначителен для современников художника. Стены комнаты украшены кумирами своего времени: Некрасов (1821–1877), автор стихотворения «Размышления у парадного подъезда», в котором он поведал о горькой участи бурлаков, чей стон раздается над Волгой; Шевченко (1814–1861), известный поэт, критиковавший власть     Николая I и его супруги Александры Федоровны, был отправлен в тюрьму, а затем в ссылку, откуда, разжалованный, уже не смог вернуться в Санкт-Петербург.  Между этими портретами — гравюра, изображающая Христа на Голгофе, которую можно прочитать здесь как аллегорию, в которой жертвенность революционеров приравнивается к жертвенности Христа. Сама композиция произведения напоминает монументальное полотно «Явление Христа народу» кисти Александра Иванова. Таким образом, художник смело проводит параллель между религией и политикой. На правой стене изображенной комнаты — широко известная фотография Александра II в гробу — напоминание об убийстве Царя-освободителя в 1881 году членами террористической организации «Народная воля», стремившейся насильственно свергнуть власть.
 
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880–1891 годы
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — это не только жанровая сцена и историческая картина, но и масштабный групповой портрет, к которому так часто прибегал в своем творчестве Репин. Перед нами иллюстрация исторического события 1675 года, когда турецкий султан Махмуд IV в ультимативной форме в письме потребовал от запорожцев «сдаться добровольно и без всякого сопротивления». Настроение у казаков боевое: очевидно, что они продолжат войну. Об этом свидетельствуют пики и сабли в их руках, вдали виднеется синеватый дым от пушек.
В ответ на требование султана казаки решили послать ему письмо, которое пишет,  единственный грамотный среди них человек. Остальные в это время обсуждают содержание и от души хохочут. Смех вызван искренностью и резкостью письма, обильно заправленного крепкими словечками, многочисленными оскорблениями и непристойностями.     Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось».
 Главная идея картины — передать дух независимости и храбрости казаков, которые полны решимости защищать свою свободу до конца. Работа над картиной шла  почти 11 лет.
Выставка  потрясающая,  ходишь  по залам и ощущаешь,  что живые  люди  смотрят  на  тебя с картин. А какие  рамы!  Если  ещё  не  побывали, поторопитесь. Три  этажа картин  И.Репина  ждут  вас.