Горыныч с улыбкой доктора Ватсона

Ирина Торпачева
Он всегда мечтал умереть, как Андрей Миронов, — на сцене, во время спектакля. И почти вымолил это у судьбы. Инсульт, из лап которого Виталий Соломин так и не смог уже вырваться, случился, когда он играл Кречинского. У актера парализовало ногу, не совсем внятной стала речь, но он довел свою роль до антракта. Зрители даже не поняли, что с главным героем что-то не так. Зато врач — друг Соломина, находившийся в тот момент в зале, сразу заметил неладное и мимо восторженной публики стал пробираться за кулисы. Он надеялся: а вдруг повезет, и Виташа, как все близкие называли всенародно любимого «доктора Ватсона», выкарабкается… Виталий Соломин почти выкарабкался — вышел из комы, даже попросил, чтобы в палате звучала его любимая музыка — «Филинг». Но  27 мая его глаза закрылись уже навсегда.

ТАЙНОЕ НЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Со стороны казалось: добрее, мягче и веселее человека, чем Виталий Соломин, не найти. Жена артиста сама была в недоумении, когда после свадьбы обнаружила дома угрюмого ворчуна вместо всегда сияющего и остроумного Виташи. Но он и был таким на самом деле, когда не нужно было играть кого-то другого — часто погружался в депрессию, молчал, мог вспылить «не по делу», четко делил окружающий мир на «черное» и «белое» — и попробуй переубеди!

«Каменный цветок» — называл Соломина Андрей Кончаловский, снимавший «весельчака и балагура» в «Сибириаде».

«Горыныч» — подшучивала над ним любящая жена Маша, которой муж признавался, что в нем с детства живет странная, неуправляемая гордыня. Только с возрастом он смог приструнить в себе эту непокорную даму. Хотя некоторые коллеги до сих пор считают, что Виталий Мефодьевич был заносчивым человеком.

— Сегодня после спектакля устроит «пир на весь мир» для всех, кто был с ним на сцене, смеется, шутит, а назавтра — проходит мимо, словно и знать тебя не знает, — вспоминают они.

Но ведь и «пир» устраивать его никто не заставлял, правда же?!

Странные отношения связывали Соломина и со старшим братом Юрием — главным режиссером Малого театра, в котором он служил.  Не разговаривали друг с другом несколько лет, хотя ходили по одним коридорам. И домами не дружили. Старший брат лишь изредка бывал в гостях у младшего, пока жива была их мама — Зинаиду Ананьевну на старости лет забрал в свою семью Виталий. Ни жена, ни дети не узнали, что именно послужило причиной столь затяжного конфликта: Соломин-младший так никогда и не раскрыл этой семейной тайны, у него был свой закон чести.

 

«СВАДЬБА КРЕЧИНСКОГО» БЫЛА САМОУБИЙСТВОМ

Виталий Соломин страшно выматывался и в театре, и на киноплощадке. Уже во время съемок «Собаки Баскервилей», по воспоминаниям коллег, у актера часто скакало давление. Но он привык относиться к этому просто: глотал таблетку, запивал водой — и шел на сцену или ехал на вокзал, чтобы сесть в поезд и вовремя попасть на съемки. Бывали недели, когда он все ночи проводил в «Красной стреле», катаясь из Москвы в Питер и обратно.

По воспоминаниям актера Василия Ливанова (Шерлок Холмс), Соломина отличало стремление к совершенству в профессии:

— Он абсолютно себя не жалел. А последним спектаклем — «Свадьба Кречинского» — он себя просто уничтожал. Я его уговаривал: «Возьми другого артиста! Это невозможно — ты танцуешь, поешь, играешь драматургию и еще как режиссер наблюдаешь за партнерами. Это же немыслимая нагрузка!» Но он отмахивался: «Вася, я искал! Что делать, если пока не могу найти никого подходящего». А если учесть, что помимо этого спектакля у него еще было множество съемок, антреприз... Уход Виташи — результат безумного превышения сил. И все время нагрузки возрастали, возрастали. В перерыве между сериями «Приключений…» Соломин согласился сняться в новом фильме Масленникова «Зимняя вишня». Мы с Виташей, если не виделись два-три дня, обязательно созванивались. Как-то звоню и спрашиваю: «Ну как твой «вишневый компот»?» Он говорит: «Очень устаю. Все свои эпизоды приходится режиссировать самому. Ну ты же знаешь». Эту роль в «Зимней вишне» должен был играть Сергей Шакуров, но убедившись, что с режиссером Масленниковым тяжело будет сработаться, отказался. А Виташа согласился. У него была мечта — достроить себе дачу, и он старался зарабатывать, пахал… Иногда приезжал ко мне за город на Николину Гору. В одну из последних наших встреч он поставил кресло у печки, сел и мгновенно заснул. До того человек вымотался... Свою дачу Виташа так и не достроил…

 

«У САМОВАРА Я И МОЯ МАША»

Виталий Соломин мог быть очень нежным и заботливым. Никогда не ложился спать, не дождавшись дочек со свиданий. Бегал к ним с передачами в больницу, к старшей — и в роддом. Страшно переживал, когда однажды разболелась жена Маша.

Иногда, вернувшись домой, подхватывал жену и пускался в пляс с припевкой: «У самовара я и моя Маша...» На даче никогда  не отдыхал, а все время что-нибудь делал: рубил дрова, готовил мясо для шашлыков, мыл машину…

Баловал своих девочек. Однажды, когда Лиза позавидовала: мол, ты, папа, едешь в Питер, а мне в школу идти, он посмотрел на нее, улыбнулся и скомандовал: «Пять минут на сборы, едем в Питер вместе!»

 

«ИДИ ТУДА, ГДЕ БЫЛА!»

А мог быть принципиальным и жестким. Однажды дочка Лиза, которой было лет четырнадцать, отпросилась  погулять. Дело происходило на даче, и отец ей строго-настрого сказал быть на месте  ровно в три часа, потому что вечером у него спектакль. Лиза опоздала минут на пять и уже не увидела ни автомобиля, ни родителей. Дверь дачного домика тоже была заперта. Пришлось идти к соседям, занимать денег и возвращаться в Москву на электричке. А вот так: не пришла вовремя — разбирайся с последствиями сама!

Ревновал жену. Однажды та вернулась домой от подруги слишком поздно. Вышедший навстречу муж лишь рявкнул: «Иди туда, где была!» — и захлопнул перед носом провинившейся дверь. Детям, решившимся спросить, почему отец не пускает маму домой, было сказано: «Так надо!» Делать нечего, Соломиной пришлось опять ехать к подруге и проситься на ночлег!

При этом  сам «Горыныч» мог пойти выносить мусор — и исчезнуть на несколько часов без объяснений.

 

ЖЕНА?  СИДИ ДОМА!

Собственно, из-за мужа Мария практически перестала сниматься в кино. После первой роли в фильме «Городской романс» перед ней открылось заманчивое будущее, но Виталий не желал об этом даже слышать. Красавица-жена должна была сидеть дома — воспитывать детей, восхищаться мужем, быть домашним ангелом. Она не спорила: Виташа был для нее всем. Маша прощала любимому даже небольшие романы  и увлечения: ну что тут поделаешь — творческая личность! Хотя дважды такие «увлечения» едва не разрушили их семью. Одной из «разлучниц» была актриса Светлана Аманова. Второй — красавица Елена Цыплакова, с которой Соломин работал на одной сцене. Узнав о связи мужа с Цыплаковой, Мария даже вспылила: «Раз так — давай разводиться!» На что «Виташа» неожиданно для нее ответил: «Я подумаю!»  К счастью, супруге хватило любви и понимания, чтобы  сохранить их трудный брак. И позже муж был очень благодарен ей за это.

Когда врачи боролись за жизнь актера, Маша молилась, чтобы бог оставил ей мужа. Она готова была отдать за это все. И в то же время понимала, что ее любимый «Горыныч» предпочтет умереть, чем жить  «растением». Бог сжалился над ним.