и хруст французской булки

Борис Романов
Недавно на одном из сайтов опубликовал статью о Николае Втором, и среди пары десятков комментариев прочитал и шутливо-саркастический: "послышался усиленный хруст французской булки". Прочитал это, и неожиданно вспомнил ... Ленинград, 1948 год, вспомнил одну историю из своего детства.
Я родился в 1945-м и многое помню примерно с двух лет. Так вот, после войны в Ленинграде в хлебобулочных магазинах (они назывались Булочные) продавали т.н. французские булки - помню, что они были очень вкусные, с румянцем на корочке сверху, и, действительно, хрустели. Были они раза в полтора меньше обычных батонов, и матушка покупала их не каждый день (это было почти лакомство).
Так вот, году этак в 1948-м помню, хорошо, стоим мы с мамой (я и младший братишка) в очереди в булочной, подходит наша очередь и матушка просит хлеб и французскую булку. "Не французскую, а городскую!" - зло (как мне показалось тогда) отвечает продавщица, и объявляет очереди; "Забудьте про французские, чтоб я этого не слышала!". Мать смущённо рассчитывается за покупку, очередь тихо молчит. Это было "в рамках борьбы с космополитизмом" - мелкие брызги той борьбы.
Эх, ма... Как поёт Олег Газманов:
"А я маленький
рядом с маменькой,
в толстых валенках
топаю ... сюда"