Баюн

Артем Фадеев
Как оказалось к переезду мы с Ольгой были совершенно не готовы, хотя новую квартиру начали подыскивать с ней еще с того момента, когда узнали, что на свет скоро должен появиться Алеша.
Наконец, подходящий вариант был найден, и мы погрузились в увлекательное приключение, заключающееся в перевозке вещей со старого места жительства на новое. Благо у моего друга Юрки имелась Газелька, на которой мы в несколько заездов и перевезли свой скарб. Никогда бы не подумал, что в моей скромной двушке имелся такой нескончаемый поток вещей. Переезд был завершен около одиннадцати часов вечера, после чего, мы первым делом устроив Алексея в кроватке, даже не разбирая многочисленные коробки, без ног рухнули спать.
На утро следующего дня Оля унеслась в молочную кухню, а я остался дома развлекать Алешу, который проснулся около пяти утра и ни в какую не желал засыпать снова. Кроме того, он категорически не хотел ложиться обратно в свою колыбель, предпочитая путешествие на моих руках по новой квартире. Соответственно и приступить к распаковыванию наших пожиток у меня не было никакой возможности.
Лешка что-то радостно гулил у меня на руках когда я, наматывая уже двадцать пятый круг по коридору случайно толкнул ногой одну из бесчисленных коробок, между которыми довольно благополучно маневрировал до этого момента. Коробка завалилась на бок, открылась и на пол высыпались какие-то мелкие предметы: подставка для канцтоваров, ручки, карандаши, пара разнокалиберных степлеров и прочее канцелярское разнообразие, причем краем глаза я успел заметить, что на коробке по какой-то необъяснимой для меня причине красовалось аккуратно выведенное маркером слово «Кухня».
- Как бы нам с тобой тут не навернуться. Да, Алеша? – присаживаясь на корточки, поинтересовался я у притихшего на руках сына. Свободной рукой я принялся складывать рассыпавшиеся вещи обратно в коробку.
Алексей довольно хохотнул в тот самый момент, когда моя рука наткнулась на продолговатый прямоугольный предмет.
- Тебе понравилось наше приключение? – автоматически поинтересовался я, пытаясь рассмотреть свою находку.
В руках у меня оказался старенький МР-3 плеер.
- Смотри, что я нашел, - продемонстрировал я найденный предмет Алеше. Он удивленно уставился на незнакомую вещь, а затем выплюнув надоевшую соску, что-то проговорил на своем собственном языке.
- Правда? – на всякий случай, уточнил я, поднимаясь на ноги: - Я с тобой полностью согласен. Давай послушаем, что же там у нас записано.
Мы с Алексеем вернулись в комнату, я устроил его на нашей широкой кровати и потыкал в кнопки плеера.
Алеша, собравшийся было изобразить на лице крайнее недовольство от того, что его без разрешения положили на родительское ложе, услышав первые же звуки, раздавшиеся из динамиков плеера, резко изменил свое решение и внимательно прислушался к речи, заполнившей все пространство спальни.
- И о чем же пойдет у нас с вами разговор сегодня? – спросил мой голос.
Леша, удивленно моргнув посмотрел на меня, видимо не понимая, каким именно образом я умудряюсь разговаривать, не открывая рта.
Я следил за реакцией Алеши, а мои мысли вихрем закружились и унесли меня далеко в прошлое, а именно в тот день, когда состоялся разговор, записанный в памяти плеера.

Послеобеденный зной, установившийся в деревне, заставил нас с бабушкой Марусей дольше обычного задержаться в доме. Старушка сидела на своей кровати и стучала спицами, вышивая какую-то нехитрую вещицу. Я устроился на табуретке за столом и щелкая семечки, внимательно наблюдал за действиями своей хозяйки.
Бабушка Маруся, благодушно разрешила мне включить плеер и пока жара не позволяла хлопотать в огороде, готовилась поведать очередную из своих баек. МР-3 плеер лежал между нами на столе и записывал нашу беседу.
- И о чем же пойдет у нас с вами разговор сегодня? – поинтересовался я у собеседницы отправляя в рот очередное зернышко подсолнечника.
В квадратное отверстие, расположенное в нижней части двери, просочился кот Мишка. Он проследовал к кровати бабушки Маруси, остановился у ее ног, взглянул на старушку и вопросительно произнес: - Мяу?
- Чего же тебе? – поинтересовалась она у кота: - Жарко тебе тоже? Ну, давай, запрыгивай сюда ко мне, -похлопала она ладонью по мягкому одеялу, на котором сидела.
Мишка не заставил себя ждать. В мгновенье ока оказавшись на кровати, он свернулся калачиком и изобразил глубокий сон, закрыв глаза.
- А вот давай про кота и поговорим, - вернувшись к вязанию, предложила мне моя хозяйка.
- Про кота? – удивился я: - И что же в нем интересного? Обычное животное.
- Да не про простого кота, - уточнила бабушка Маруся: - Про Баюна слыхал?
- Это который из сказок? – поинтересовался я щелкая семечкой.
- В сказках много чего из нашей жизни взято. Так что не все там выдумка, - ответила старушка.
- И Баюн тоже не выдумка? – не сдержал я иронии.
- А кто ж его знает? Может и не выдумка, - еле заметно покачала головой моя хозяйка: - Так станешь слушать про кота Баюна?
- Стану, - уверенно проговорил я. Тем более, что никаких других планов на ближайшее будущее я не имел.
- Имя свое неспроста он носит, - начала свое повествование бабушка Маруся: - Слово «баять» означало говорить или рассказывать. Так в старину раньше говорили. А вот кот Баюн, он не просто говорит, он мастер сказки, да истории разные рассказывать. Да так искусно он это делает, что коли его человек слушать станет, то тут же заснет, да волю свою потеряет.
- А для чего это коту нужно? – проявил я живой интерес, одновременно пытаясь отыскать в железной миске семечку покрупнее.
- А для того и нужно. Чтоб с путником разделаться да съесть его, - получил я неожиданный ответ.
- Так значит злой он? – сделал я вывод, продолжая копаться в тарелке.
- Так однозначно сказать нельзя, - не согласилась со мной старушка: - Злодействует он пока в лесу живет, да на странников охотится, а вот ежели помать его удастся, так мигом он меняется, да помогать своему хозяину станет и верой и правдой служить ему.
- И многих вы знаете из тех, кому удалось его поймать? – иронично поинтересовался я.
- Ну, может быть и не многих, но вот послушай, какой случАй произошел однажды с местным кузнецом нашим Степаном. Травник он еще знатный, может быть, слыхал о нем? – уточнила моя хозяйка, продолжая перебирать спицами.
- Слышал, - согласно кивнул я в ответ: - Так что же с ним произошло?
- В лес он однажды направился. Травку каку-то сыскать редкую. Он хорошо толк в этом деле знает. Сказывал он, что траву ту в определенное время искать нужно и мест не так много, где она появляется. Название я уж и не вспомню, да и не в этом суть. Забрел, значит, Степан в самую глушь лесную. Места он наши хорошо знает, но туда редко наведывается, да и нечего там без надобности шастать. А тут, говорит, травки, что ему нужно видимо-невидимо оказалось. Год урожайный на нее выдался. Начал он в мешок ее складывать, что с собой принес, значит. А она его все дальше и дальше уводит. Сам Степан не заметил, как забрел в такие места, что еще не захаживал. Вокруг тишина стоит. Птиц даже не слышно, да и ветер успокоился. Макушки у деревьев стоят и даже не шелохнутся. Понял Степан, что назад ему вертаться нужно. В лесу-то всякое приключится может, а он один-одинешенек. И тут слышит он голос, мягкий такой, словно бархат. Со всех сторон сразу доносится, да обволакивает, как вата. Поздоровался будто с ним кто-то, да по имени назвал. Оглядывается Степан вокруг, а никого не видит. А голос тот не умолкает, продолжает сладко мурлыкать. И тут прямо перед собой Степан столб увидал. Гладкий такой, да высокий. Откуда он в самой лесной пуще взялся непонятно. Да вот только задрал Степан голову, а на самом верху того столба кота заприметил. Белый такой, рассказывает пушистый и вроде как именно он с ним и говорит, интересуется, куда он путь свой держит. А с каждым словом, произнесенным Степана в сон все сильнее и сильнее сваливает. Руку он в карман засунул, да порошочек заветный в кисете нащупал. Завсегда его Степан с собой носит, от нечисти всякой избавляет он, от сглазу дурного, да порчи. Кот же, не суетиться его просит, прилечь, да отдохнуть. Трава у Степана под ногами мягкая сделалась, как пух лебяжий, но травник наш из последних сил себя сдерживает, чтоб в сон не провалиться. И тут кот спрыгнул со столба, а пока до земли летел большим сделался, не меньше лошади размером. Изловчился Степан из последних сил да все содержимое кисету в кота и швырнул. Засверкало говорит у него все перед глазами, круги разноцветные заплясали, а когда наваждение спало, смотрит, а у ног его котенок беленький трется. Осмотрелся Степан по сторонам, а столб сгинул, будто и не было его там никогда. Приблудыша он в мешок к травке своей от греха засунул, да домой принес. Жалко ему стало животину в лесу оставлять. Пропадет ведь. Вот и забрал с собой. Так вот и закончился его поход за травкой в тот раз.
- А с котенком, что стало? – проявил я живой интерес: - У Степана, что ли так и живет? Больше не пытался заговорить или чего похуже, отобедать им?
- С котенком-то? – хитро улыбнулась бабушка Маруся: - А с котенком другая история приключилась.
- Как интересно, - протянул я, напрочь забыв про семечки: - Еще и продолжение есть?
- А то как же? На следующий день Степан ко мне подался. Пришел с корзинкой в руках, - продолжила свой рассказ старушка: - Вот, говорит, Маруся, скучно, стало быть, тебе одной век коротать, гостинец я тебе принес. И достает из корзинки своей котенка беленького. Знаю, сказал Степан, что истории ты всякие необычные любишь. Стало быть, слушай. И рассказывает мне откуда у него котик взялся. Прими, просит его к себе. Компания будет. Пособлять станет где сможет, где мышку отпугнет, а где кампанию составит вечерком. Взяла я его, да Мишкой нарекла, так с тех пор у меня и обитает, - старушка отвлеклась от вязания и ласково погладила своего питомца, который тут же мелодично замурлыкал у нее под рукой.
- И вы поверили Степану? В то, что он рассказал вам о том, откуда у него Мишка взялся? – спросил я, рассматривая кота, с новой открывшейся мне стороны.
- Какая ж у него нужда была меня обманывать? – задала мне встречный вопрос моя хозяйка: - Сказки он мне, конечно, никогда не сказывал, но вот песнями своими кошачьими не раз убаюкивал. Вон, слышишь, как старается.
По комнате и вправду разносилось утробное мурлыканье кота.
- Интересная история, - пришлось согласиться мне.
- А вот еще сказывают, - не известно почему дополнила бабушка Маруся: - Будто бы прежде некоторые родители пели колыбельную о коте, которого зазывали в дом за пирог или крынку молока, чтобы тот убаюкал малыша, не желающего спать.
Некоторое время мы с ней молча сидели и прислушивались к звукам, которые издавал Мишка, которому явно пришлись по душе, поглаживания старушки. А потом я протянул руку вперед и отключил запись на плеере.

Как только в спальне повисла тишина я, все еще находясь под властью успокаивающего мурлыканья, перевел взгляд на Алексея. Я хотел спросить у него, понравился ли ему рассказ про кота Баюна, но не смог, по той причине, что Алеша успел к этому времени заснуть. Видимо Мишкина песенка и в самом деле обладала какими-то магическими свойствами, действующими на беспокойных детей.
К тому времени, как я перенес Лешу в его кроватку в замке входной двери захрустел ключ.
Я поспешил встретить Олю.
- Как у вас тихо, - удивилась она, пока я помогал ей снимать плащ: - Неужели тебе удалось уложить спать Алешу?
- Не мне, - вешая ее верхнюю одежду в шкаф, проговорил я.
- А кому же? – искренне удивилась Ольга.
- Коту Баюну, - улыбнулся я, принимая у нее пакет с молочными продуктами.
- Кому? – уточнила Оля, решив, видимо, что не расслышала мой ответ.
- Идем на кухню, - позвал я ее, продемонстрировав ей свободной рукой МР-3 плеер, извлеченный из кармана: - Попьем чай, пока Леха не проснулся. Я все тебе покажу и расскажу.
Мы с Ольгой, аккуратно обходя коробки прошли в кухню и совсем скоро, в помещении, где мы находились, прозвучал в записи мой собственный голос, задавший невидимому собеседнику вопрос: - И о чем же пойдет у нас с вами разговор сегодня?