История одной трагической любви

Алевтина Крепинская
Сразу оговорюсь, речь идёт о реальном человеке, жившем на этом свете. Мало того, об известном человеке. Никто уже и никогда не узнает, как всё было на самом деле, исследователи его жизни могут строить лишь версии на основе тех документов, которые находят. А находят не так и много.
 
Судьба этого талантливейшего человека глубоко затронула меня, захотелось узнать о нём больше, захотелось отделить истину от легенд и слухов, которые окружают его имя. И я взяла на себя смелось  написать свою версию его жизни и судьбы. Можно считать это произведение просто рассказом в основе которого лежит жизнь великого Художника.

Его называют художником одной картины. И эта «одна картина» величайший шедевр, написана им почти сразу после окончания училища живописи, ваяния и зодчества , то есть в то время, когда он был совсем молод. Нет, картины он писал и потом. Но каждая новая была хуже предыдущей. Он не мог повторить успех вновь.

 А сколько шедевров он ещё написал бы, если бы не … Как не парадоксально, если бы НЕ  ЕГО  ЛЮБОВЬ. Хотя, какой тут парадокс?  Любовь – созидательна лишь взаимная.  А безответная, бесперспективная – часто бывает разрушительной. И не каждому удаётся с ней справиться.
 
Художнику не удалось.
 
Говорят, лекарство от любви – вторая любовь. Не было её у Художника. Видно первая любовь так глубоко запала в его сердце, что вырвать её оттуда было невозможно.  Какая в таком случае могла быть вторая любовь?

2.
В самом конце 1832 года в маленькой деревушке Лужники, Тульской губернии в семье крестьян родился мальчик, имя которому дали Василий. С малых лет он увлёкся рисованием и родители позволили ему учиться иконописи.   Талантливого мальчика заметил один из покупателей икон, приехавший из Москвы. Он предложил мальчику ехать с ним и поступать учиться живописи. Родители отпускают его и Василий поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он удивляет своими способностями и талантом уже в самом начале обучения. За картину «Портрет М.Н.Облеуховой» в 1855 году Василий получает серебряную медаль.
 
Следующей заметной работой стал в 1858 году этюд под названием «Девушка»,  за которую он удостаивается академической степени в области исторической, жанровой и портретной живописи.   

Если я скажу, что речь идёт о русском художнике Василии Владимировиче Пукиреве, то совсем немногие вспомнят его и его картины. А вот если назову  самую  известную картину Пукирева, то все тут же представят её, так как мало кто её не знает по  её многочисленным репродукциям, и мало кто не сочувствовал молоденькой девушке, изображённой на картине.

Картина-шедевр Василия Пукирева называется    «Неравный брак».
Поднимите руку, кто не знает её. Таких нет.

А возникало ли у вас желание узнать, что побудило Художника написать столь великолепную картину?
У меня возникло давно и потому я искала и знакомилась с материалами на эту тему.

Прежде всего, это картина злободневная и актуальная. В России 19 века остро стоял вопрос браков по расчёту. Многие богатые пожилые мужчины вступали в брак с молоденькими девочками-бесприданницами, а молодые небогатые мужчины искали пожилых богатых дам и заключали брак с ними.  Дошло до того, что Священный Синод вынужден был провозгласить запрет на браки с большой разницей в возрасте.
Но это не главное, что побудило Художника на написание этого полотна. Главное в другом.   

3. Его друг, Сергей Варенцов  рассказал ему о своей драматической любви. Он любил девушку Софью Рыбникову, любила и она его, но родители отдали её замуж за человека старше, более известного и богатого. А сам Сергей вынужден был присутствовать на венчании в качестве шафера, так как оказался родственником жениха.

Сочувствуя другу, Василий Пукирев задумал написать картину на тему  замужества против воли дочерей. На картине Художник изображает венчание возлюбленной друга, но  для придания ситуации драматизма,  он увеличивает возраст жениха на картине, и уменьшает возраст невесты. Невесту Пукирев списывает со своей возлюбленной девушки Прасковьи Варенцовой.

Здесь надо сказать, что одинаковые фамилии друга и Прасковьи просто совпадение, родственниками они не являются.
Что касается старого жениха, то это образ собирательный. Художник списывает его с нескольких человек: голову с выразительным лицом – с одного, туловище – с другого, и чубчик на голове – с третьего.
Друга Сергея Варенцова  Пукирев изображает шафером, как и было на самом деле на настоящем венчании его возлюбленной.
 
Однако, увидев себя на картине, друг устроил скандал. Он не хотел изображать несчастного влюблённого шафера, так как к тому времени уже утешился и собрался жениться на новой возлюбленной.   Ею была купеческая дочь Ольга Урусова.
Художник вынужден был убрать с полотна Сергея Варенцова и вместо него изобразить себя. Мы видим его на портрете крайним справа.      
 
Изображая на полотне свою возлюбленную в роли невесты, а себя в роли шафера, Художник сам того не предполагая, предсказывает  судьбу и её и свою.

Он делает предложение возлюбленной Прасковье, но её родители отвергли его, так как он является сыном бывших крепостных крестьян,  и спешно  выдают  против её воли замуж  за богатого старика. 

И только на картине Художнику и его возлюбленной Прасковье удалось навечно  остаться  вместе.
 
Всё получилось в жизни, как на портрете.

Этот брак не принёс Прасковье  ни счастья, ни богатства. Она быстро стала вдовой  и следы её затерялись, о ней никому не было известно. И знал ли о её жизни сам Художник, тоже не известно.

И только в 2002 году завеса приоткрылась. В Третьяковскую галерею принесли рисунок художника Владимира Сухова, на котором он изобразил в 1907 году Прасковью Варенцову. На самом портрете с лицевой стороны написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
   
Вот так сложилась судьба красивой девушки с портрета Василия Пукирева. Ей выпало доживать свою жизнь в богадельне.

А что же художник?
О нём дальше.


3.   
Впервые картину «Неравный брак» Пукирев представил на академической  выставке в 1863 году.  Картина поразила всех и сюжетом, и качеством исполнения и необычно большими размерами. За эту картину Василий Пукирев был удостоен звания профессора живописи. После этого, он по-прежнему писал картины, но «Неравный брак» оставался не превзойдённым им. Кроме живописи, Художник преподавал  а училище живописи, а также занимался иконописью, его иконы и сейчас хранятся в Страстном монастыре Храма  Троицы Живоначальной.
   
После того, как родители его возлюбленной отказали ему и выдали её замуж за богатого старика, в нём словно сломился стержень, он стал апатичным ко всему и даже работал над картинами без свойственного ему огонька. Дела его не ладились, удача словно отвернулась от него. Он заболел и по этой причине  прекратил преподавать.

К Художнику так и не пришла вторая любовь, не излечила его от первой любви к прекрасной Прасковье Варенцовой.

Но была любовь к нему. Беззаветная, ничего не требующая взамен, жертвенная любовь. Это любовь Женщины, Софьи Петровны Тереховой. История умалчивает, как они познакомились, но начиная от падения и до конца жизни Художника Софья неотступно поддерживала его, была рядом.  Это малообразованная женщина, на 13 лет младше него.

 Их брак был не венчанным.
Можно представить, что такое невенчанный брак в то время и каково было отношение общества к таким женщинам. Ольга Терехова приняла на себя совсем не простую ношу. В данном случае, женщина никто, она не имеет право ни на наследство, ни на пособие государства после смерти мужа, она даже вести себя должна по особенному робко, везде знать «своё место». Конечно, ей было трудно, но она не ставила это ему в укор, не жаловалась, не докучала с требованиями, жертвовала всем, лишь бы его жизнь хоть немного облегчить.   

Ей пришлось тащить по жизни  больного человека. А болел Пукирев сильно, ему пришлось оставить преподавание, он жил на маленькую пенсию, выхлопотанную его друзьями.  Пришлось продать все картины, но этого хватило ненадолго. Нужда навалилась на них, они жили в нищете. И при том, Художник всегда был чисто одет и выглажен.

Это ли не любовь?

А с его стороны? С его стороны не было никакой любви и, похоже, не было и уважения. Он принимал все жертвы любящей его Женщины, как должное.
И это человек, которого считали знающим и понимающим женщин?
 
Умер Василий Пукирев в нищете и  в безвестности 1 июня 1890 года. Ему было лишь 57 лет. Что стало с Софьей Тереховой  неизвестно.