Эстафетный поезд ветеранов 45-летию БАМа

Сибирячка Татьяна Муратова
Моя поездка в Тынду на празднование 45-летия БАМа состоялась благодаря ветеранам ПМК «ЛенинградБАМстрой» во главе с Николаем Гаристом, которые дали мне путёвку на поезд,  и Союзу первопроходцев БАМа во главе с Николаем Марценюком, которые дали мне добро на участие в праздничных мероприятиях.
Мне хотелось посмотреть лично, как проходят мероприятия, познакомиться с хорошими людьми и увидеть плюсы и минусы подготовки к 50-летнему юбилею БАМа, который состоится в 2024 году. Пять лет пролетят ещё быстрее, чем пролетела пятилетка после празднования 40-летия БАМа.
Мой путь начался из Северобайкальска. Вопрос, поднятый ветераном БАМа, депутатом городского Совета Сергеем Сониевым в социальных сетях накануне праздника, возымел свои последствия.  Праздник в Северобайкальске получился бамовским. Как сказала после посещения Тынды депутат Народного Хурала Оксана Васильевна Бухольцева, у нас основной сценарий создали сами бамовцы, а администрация его приняла и поддержала. Красочный праздник навсегда останется в памяти не только северобайкальцев, но и  гостей города, включая почетных пассажиров эстафетного поезда, о чём они с восторгом говорили нам, северобайкальцам, в поездке, и затем выразили свои эмоции в социальных сетях. Особенно всех впечатлили бамовские героические машины, украшенные бамовской тематикой и символикой, молодёжь в костюмах всех союзных Республик  с флагами всех Республик, принимавших участие в строительстве БАМа, шествие всех бамовских организаций, как прекративших своё существование, так и работающих в настоящее время, концерт на площади и открытое, не закулисное, награждение бамовских ветеранов наградами и Почетными грамотами Республики Бурятия. Глава Республики Бурятия, молодой и энергичный Алексей Самбуевич Цыденов органично вписался в сценарий праздника очень душевными словами для бамовцев, обаятельной улыбкой и любовью к бамовским ребятишкам, которые буквально липли к нему со всех сторон. Несмотря на загруженность во время всей поездки до Тынды в штабном вагоне с решением неотложных проблем северных регионов Бурятии, он на каждой станции нашёл силы и время душевно пообщаться с жителями каждой станции, и каждому главе района, который проезжали, вручал подарок – картину о Байкале, с пожеланием увеличения мощи региона силой Байкала.  Праздник в Северобайкальске дал такой мощный толчок к следующим событиям, что все почётные пассажиры надолго были настроены позитивно и празднично.
Кичера удивила нас своим хлебосольством. Вдоль здания вокзала на столах было расставлено столько вкусняшек, что не попробовать чего-нибудь было невозможно, хотя мы только что вышли из ресторана в поезде, сытые и счастливые. Кичерцы так искренне выражали свои эмоции, что надолго заразили всех своим праздничным настроением .
На станции Ангоя меня поразило многочисленное присутствие подростков, которые искренне радовались происходящим событиям и впитывали в себя атмосферу праздника, так редко случающегося  в этих местах. Все люди, живущие на станциях БАМа, забыли на миг обо всех трудностях ежедневной жизни и радовались вместе с нами юбилею БАМа. Мы сделали это! Мы построили! БАМ живёт, несмотря ни на что! Пройти мимо ребятишек было просто невозможно. Я выключила видеокамеру и с удовольствием с ними фотографировалась. Ангоянцы мне так понравились, что я сделала им подарок: прочитала одно из своих стихотворений о БАМе. Это произошло после того, как объявили посадку, и все пассажиры вместе с многочисленными корреспондентами телевидения и газет гурьбой направились к вагонам.
Новый Уоян просто излучал доброжелательность и дружелюбие: встречи, объятия, снимки фотокадров с Героями Социалистического труда и многочисленными награждёнными строителями БАМа, концерт и поздравительные речи. Всё впечатляло, настраивало на лирический лад. Виктор Александрович Никулинских, проходя мимо меня, бросил фразу о том, что было бы неплохо, если бы я сочинила стихотворение о поезде ветеранов. Я отшутилась, сказав, что Муза приходит тогда, когда ей вздумается, и я ничего не обещаю. Однако, зайдя в вагон, я стала ловить строчки, которые посыпались на меня откуда-то сверху. Записав стихотворение, я пошла в соседнее купе к Оксане Васильевне Бухольцевой и Виталию Николаевичу Суходолову, чтобы они послушали и оценили строчки.  Оксана Васильевна как-то незаметно сфотографировала меня вместе с листочком в клеточку, на котором были набросаны стихи.
Следует сказать, что поезд, организованный ОАО «РЖД» заслуживает всяческих похвал. Всё было увязано: комфортные условия, включая биотуалет, чистоту в вагонах, вкусную еду, праздничные сувениры для каждого пассажира и профессиональное обслуживание всей, без исключения, бригады поезда на хорошем профессиональном уровне, что мы дружно, всем вагоном, отметили в книге пожеланий.
Окусикан встретил нас радушным приёмом волонтеров или доброхотов, по-русски. Они так зажигательно танцевали в толпе, что притягивали к себе внимание, как гостей, так и профессиональных работников СМИ.  Не осталась в стороне и я, снимая незамысловатые, но такие искренние танцы себе на камеру. Больше всего местным жителям нравилось, когда с подмостков не только звучали поздравления, но и вручались награды и подарки местным старожилам - бамовцам.  Пенсионеры, построившие БАМ и посёлки, получали свою маленькую толику внимания и поддержки. Местные жители при этом своих эмоций не скрывали, и долго ещё одобрительный гул и аплодисменты на привокзальной площади не стихали.
В Таксимо мы приехали под вечер, но духота прошедшего дня не отпускала. Праздник был проведён на перроне вокзала, где совсем немного места, хотя с обратной стороны вокзала  расположена большая площадь, и в это время суток её закрывала тень от здания вокзала. Это обстоятельство разбросало по перрону, как гостей, так и таксимовцев. Одни ушли к памятнику – самолёту, другие расселись по лавочкам и ограждениям вокзала. Притомились и Герои. Они потихоньку стали собираться в тенёк у вокзала. За ними поспешили корреспонденты и местные жители, чтобы успеть  сфотографировать знаменитостей. Александр Бондарь сидел, о чём-то призадумываясь, Виктор Лакомов и Вячеслав Аксёнов, одаривая всех тёплыми улыбками, встали рядом с ним. Я быстро выключила камеру и достала фотоаппарат, чтобы ухватить момент съёмки. А затем, изрядно утомившись от духоты, присела рядом с Александром Васильевичем, ухватив свою «порцию славы» от присутствия рядом со знаменитостью. Лакомов и Аксёнов при этом заулыбались ещё более широкими улыбками, а Вячеслав Иванович как-то одобрительно похлопал меня по плечу. Он очень обаятельный, человечный, внимательный, и потому мне очень понравился. Так закончились встречи на перронах в мой первый день поездки, 5 июля 2019 года, по пути следования Северобайкальск – Тында.
6 июля первой станцией нашего путешествия стала Новая Чара Читинского участка БАМа. Наверное, здесь нас встречала самая многочисленная толпа народа. Жители заполонили всё пространство привокзальной площади.  Их приветственные возгласы, взмахи руками, улыбки говорили об искреннем радушии. Если добавить к этому хорошо организованный красочный концерт, то нашей благодарности не было предела. Девочка, прильнувшая ко мне во время фотографирования, добавила мне радости в душе и сердце. Я немедленно отдавала всем, с кем меня хоть на минуту свела судьба, визитку с приглашением посетить мои литературные страницы, ибо без читателей нет литератора.
Куанда, кроме поздравительных речей, концерта, встреч, привлекла всеобщее внимание парой молодожёнов. Даже в таких маленьких отдалённых посёлках жизнь продолжается!  В Куанде меня ждал ещё один «подарок». Девочка лет шести сначала долго смотрела на мои значки и памятные медали, затем попросила наклониться к ней, чтобы потрогать. Я просьбу выполнила и, по обыкновению, сняла маму с дочкой на видео. Затем пошла по площади, выискивая моменты для съёмки. Было жарко, и, не найдя свободного места в рядах кресел, я примостилась на лавочке спиной к сцене. Девочка нашла меня в толпе, села рядом, потом прильнула всем телом, попросила снять очки, долго смотрела в глаза, снова прильнула, шепча: «Бабушка…Моя бабушка…»Она так и сидела, положив мне голову на плечо и полузакрыв глаза. Её мама стояла рядом и следила за дочкой. Потом девочка нехотя отодвинулась от меня и отдала себя во власть мамы. Но та не сдерживала её эмоций. Девчушка, стоя на лавочке, старательно повторяла движения артистов – школьников.
- Будущая звезда! - подумалось мне.
Виктор Никулинских договорился с ведущей концерта, чтобы мне дали время на прочтение стихотворения, о котором я ему сообщила. Стихотворение было прочитано, записано Оксаной Бухольцевой на видео и сразу отправлено в Интернет.
Суета Балбухты захватила меня. Поезд стоял на разъезде со стелой стыковки всего 30 минут. Наш седьмой вагон остановился напротив стелы, все высыпали из вагона. Олег Фёдорович Усынин стал всем почётным пассажирам поезда из Северобайкальска вручать памятные железнодорожные медали. Я, не понимая, что происходит, всё же сумела примоститься сбоку для памятной фотографии. При этом пропустила свою фамилию, так как совсем не ожидала, что и мне что-то вручат, что Усынину пришлось дважды её выкрикивать.  Исторический момент состоялся.  Я решила сделать фотографию на фоне стелы с другой стороны, но Зинаида Хорошевская предупредила меня, что там Александр Бондарь плачет, и никто ему не мешает.  Заглянув за стелу, я убедилась в правоте её слов и тихонько вернулась к вагону, посчитав неэтичным делать фото или видеосъёмку в такой непростой момент для человека, который переживает взрыв эмоций от соприкосновения с прошлым.
Со станции Хани начался участок дальневосточной железной дороги. Портрет на вокзале привлёк моё внимание, и я узнала, что это портрет декабриста Михаила Лунина и станцию первоначально хотели назвать Лунинской. Переговорив об этом с местным жителем, я сказала ему, что посетила в 2007 году Петровск-Забайкальский и лунинский крест на горе, где декабрист молился за процветание Сибири. Мне ответили, что в окрестностях Хани четыре горы, и на каждой установлен крест, чтобы со всех сторон местность была защищена энергетически.  Что-то предстоит найти в этом краю новым исследователям, раз декабристы стоят во главе этой защиты.
Всё было, как всегда, на всех станциях. И всё же что-то изменилось, нарушилась гармония. Сначала я подумала, что это произошло оттого, что местных жителей на станции было чрезвычайно мало, но потом поняла, что праздник на станции перестал быть бамовским, он стал железнодорожным. Поздравления и награды вручались только железнодорожникам, а немногочисленные местные жители тихонько обсуждали это за нашими спинами. С одной стороны понятно, что работы в посёлке, построенном далеко от станции, кроме железной дороги, нет.  Основные строители разъехались. Из оставшихся пенсионеров совсем немного осталось тех, кто строил БАМ. Но их не наградили ни одного. Звучали только бездушные дежурные речи.
Последней станцией перед Тындой стали Юктали. Там поезд стоял почти 3 часа. Все пассажиры порядком устали, а назавтра предстоял очень ответственный день в Тынде. Однако не стареют душой ветераны,  и, вслед за поздравлениями и концертом, по площади закружились пары в вальсе. Другие группы фотографировали на фоне поезда ветеранов, который стоял неподалёку. Третьи беседовали о чём-то своём.
Тында. 7 июля мы приехали в Тынду. На перроне встретилось два поезда: из Хабаровска и Иркутска. Встреча, на мой взгляд, была несколько хаотичной. Девушка-волонтер, которая встретила нас на перроне, куда-то почти сразу исчезла. Мы под команду О.Ф. Усынина направились через виадук на привокзальную площадь.  Меня сразу перехватили корреспонденты с телеканала «Мир» для интервью. Они попросили  прочитать  стихотворение о Тынде, которое я сочинила в последнюю ночь в поезде перед Тындой. Четыре строчки стихотворения вошли в новостную программу. Народ Тынды нас не встречал. На площади группами собирались гости города в футболках трёх цветов: красных из Москвы, синих из Иркутска и белых из Хабаровска. По сценарию организаторов, как мне сказали позднее, это должно было означать российский триколор. Однако никакого построения не было . Ещё одной неприятной для меня встречей стал минутный разговор с фотографом, которого привлекла моя каска. Каска эта была мне выдана в первый год моей работы нормировщиком на участке по строительству объединенного локомотивного депо. Я ещё тогда украсила её бамовской символикой, которую просто подновила перед шествием в Северобайкальске.  Я автоматически протянула мужчине свою визитную карточку с указанием моих литературных страниц, но в ответ получила брезгливую гримасу и ответ, что его это «абсолютно» не интересует. А зачем тогда фотографировал? Для экзотики? Как на курортах фотографируют обезьян? Но размышлять было некогда, так как  обстановку для меня немного скрасила неожиданная встреча с Иваном Павловым из Вильнюса. Я была очень рада его встретить там, хотя не поняла, почему ему не нашлось места в нашем поезде ветеранов, он очень заслуженный бамовец уже тем, что не разрывает связи с бамовцами через годы.  После приветственных речей с трибуны некоторых гостей погрузили в автобусы по разным направлениям:  кого в драмтеатр, кого в музеи, кого на площадь 25-летия БАМа. Так как нам почему-то не выдали бейджики с картой Тынды, а дали только пропуск на площадь, многие растерялись и, бесцельно поболтавшись по городу недалеко от вокзала, вернулись на привокзальную площадь, чувствуя себя очень некомфортно.  Я уехала в драмтеатр, но не поняла, зачем. В драмтеатре звучали поздравительные речи железнодорожникам. Проникновенно, на фоне дежурных фраз  о БАМе и бамовцах, железнодорожники праздновали свой праздник. Он не был бамовским. Из бамовцев какие-то памятные медали были вручены  только Бондарю и Варшавскому, а об остальных бамовцах, даже Героях соцтруда, объявлено не было, хотя они присутствовали в этом же зале. Ни Лакомов, ни Аксёнов, не говоря уже о других «менее значимых» бамовцев, свою порцию заслуженной славы в Тынде не получили. Я записала речь главы республики Бурятия, он подстроился под тындинско-московское руководство, но лицо не потерял. Записала поздравление Ефима Басина для бамовцев, присутствующих в зале. Ещё мне понравился глава Якутии, который поздравление своих железнодорожников перенёс на профессиональный праздник железнодорожников. После официального мероприятия некоторые бамовцы куда-то бегали, в какое-то закулисье, где им кто-то как-то вручал какие-то награды и грамоты.  Это, на мой взгляд, было некрасиво. Вернувшись в вагон, мы с соседом по купе направились на главную площадь праздника. Пройдя за ограждение, мы увидели высоко стоящие трибуны для почётных гостей. Жители стояли отдельно за ограждением. На площади выступали оркестры «Спасская башня».  Действо было красивым. Я решила не идти на трибуну, так как палящее солнце без укрытия угробило бы моё здоровье окончательно.  Примостившись под тенью трибун, смотрела на происходящее. Ко мне подошёл Василий Харитонович Фомин, и мы ещё долго стояли в тени. Затем кто-то позвал его в палатку, где раздавали воду, соки, напитки, включая спиртные, а также разную снедь и фрукты. Некоторое время я сидела за столиками вместе с улан-удэнской делегацией, затем ушла на трибуну. Места там уже были почти все заняты, я нашла свободный стул в 13 ряду. Когда начался концерт, то зрители на трибунах стали в такт музыке притоптывать ногами, отчего пол ходил ходуном, и было страшно. Когда позднее я подошла к перилам ограждения трибун, то они оказались грязными и плохо собранными. Наклониться на них было нельзя, так как в некоторых местах они были просто связаны сомнительными верёвками. Ни о какой технике безопасности речи не идёт. На мой взгляд, готовясь к такому масштабному мероприятию, на эту сторону надо обращать самое пристальное внимание, чтобы не было беды.  Биотуалеты, расставленные дальше палаток со снедью, были до неприличия грязными.  Концерт, на который было затрачено уйма денег, особого восторга у меня не вызвал. Московские знаменитости оказались не такими уж знаменитыми. Но жителей города пустили, наконец, на площадь, убрав загородки, молодёжь визжала от восторга и зажигала. Видимо, в Тынде не так часто происходят такие концерты.  Концерт был организован на деньги  ОАО «РЖД» для железнодорожной Тынды как на день города. Свободного общения гостей –ветеранов и ветеранов Тынды не произошло. Салют мы не видели, так как к нам на трибуну подошёл волонтёр и, не спрашивая, откуда мы, приказал срочно идти в автобус, так как нас там ждут. Когда мы сели в автобус, то оказалось, что это не нас ждали, а пассажиров другого поезда. Мы просидели всё время салюта в душном автобусе.  В автобус зашли две женщины, главные организаторы праздника в Тынде, одна из Тынды, другая из Москвы. Они были очень счастливы организацией праздника, говорили, что надо ещё этим бамовцам, они пригласили  таких высокопоставленных чиновников на праздник, это такой высокий уровень.  Одни оркестры «Спасской башни» чего стоят, их было так трудно заполучить.  Не скажешь же им, что Тында свой железнодорожный праздник государства в государстве провела на ура, но при этом исключила бамовский праздник даже для бамовцев, кто строил БАМ, а не только для всего советского  многонационального народа бывшего СССР. Если такой праздник планируется провести в 2024 году, то ехать в Тынду ветеранам БАМа незачем, пусть едут в Северобайкальск, где состоялся настоящий бамовский праздник 45-летия БАМа и где все постараются сделать строителей БАМа счастливыми хотя бы на время праздника, ведь  так мало бамовцев-первопроходцев останется к следующему юбилею.
Обратная дорога домой порадовала меня встречами с интересными людьми, чему я была несказанно рада.  Работница вагона-ресторана, ранее выражающая неудовлетворение поездкой в связи с мизерной зарплатой, большой нагрузкой и отсутствием отдыха, светилась от счастья, когда говорила, что поняла, что ей просто подарили такую замечательную поездку! Она встретила в одном месте столько замечательных людей! У неё теперь одни эмоции, и она благодарна богу за столь щедрый подарок!  Тяжёлая работа – это пустяк против того, что она получила в этой поездке. Какой заряд энергии, столько будет воспоминаний и рассказов своим родным и знакомым.
Для меня  же вся поездка  оказалась очень интересной, познавательной и запоминающейся в деталях.

20.07.2019

На фотографии: Шествие в Северобайкальске 4 июля 2019