Лондонская Национальная галерея-11

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Перейдем к трем картинам ГОЙИ (1746-1828), купленным в 1896 году. Сложное искусство этого последнего великого испанца, работавшего на рубеже XVIII-XIX веков, конечно, не исчерпывающе показано в галерее. Тем не менее, подбор имеющихся там работ все же достаточно удачен, чтобы дать представление и о блестящем живописном даре Гойи, и о тех контрастах, которые характеризуют его многогранный гений. Первая картина под названием «ПИКНИК» (1785-90) - это изящная галантная сценка, заставляющая вспомнить о Ватто, но отличающаяся большей жизненной конкретностью и жизнерадостностью мироощущения. По своей тематике, по светлому яркому колориту она перекликается с известными картонами для шпалер, которые Гойя исполнил в 1770-х и в конце 1780-х  годов.
Другая вещь – «КОЛДОВСТВО» (1698) - представляет собой сцену из комедии Антонио Заморы и изображает католического монаха, в ужасе убегающего от преследующих его демонов.
Вся сцена, трактованная в духе сатирического гротеска в сочетании с некой таинственной романтикой, чрезвычайно близка к знаменитой серии «Капричос», в которой Гойя клеймил подлость и жестокость современного ему режима.

Однако лучше всего полнокровный и яркий талант художника раскрывается в его знаменитом ПОРТРЕТЕ ИСАБЕЛЬ КОБОС ДЕ ПОРСЕЛЬ (1805), изображенной в эффектном национальном наряде, так называемом костюме «махи». С черной кружевной мантильей, наброшенной на золотистые волосы, с сверкающими карими глазами и нежным румянцем на щеках – она кажется воплощением дерзкой молодости, смелости и красоты. Яркий цвет лица и волос, розовый атлас платья, просвечивающего сквозь черные кружева мантильи, создают сочный красочный букет, гармонирующий с обаянием и жизнеутверждающей прелестью модели.

Семь лет спустя к этой группе картин присоединится еще одно произведение кисти ГОЙИ – «ПОРТРЕТ ДОКТОРА ПЕРАЛЯ» (ОК.1798), может быть, менее эффектный, чем великолепный портрет Исабель, но более изысканный в своей единой серебристо- зеленоватой тональности. Оба портрета являются подлинными жемчужинами испанского раздела галереи и позволяют судить о лучших живописных достижениях Гойи.
Таким образом, к концу XIX  столетия в Национальной галерее Лондона оказываются представленными все основные национальные школы. И хотя в количественном отношении отдельные разделы еще не отличаются необходимой полнотой, выдающееся качество некоторых памятников и наличие работ основных мастеров помогают создать известное равновесие между ними.

Мы уже говорили о знаменитой серии «МОДНЫЙ БРАК» великого художника-сатирика XVIII века ХОГАРТА, составлявшей в свое время часть ангерстейновской коллекции, ставшей основой будущей Национальной галереи.
В 1884 году к ней прибавилась не менее известная «ДЕВУШКА С КРЕВЕТКАМИ» (1740-45)- один из самых жизнерадостных образов в творчестве Хогарта.
Увлеченный задорным обаянием своей модели – девушки из народа, Хогарт оставил на время весь свой сарказм и злость обличителя. Легкой стремительной кистью, в солнечно-золотистой гамме он словно на лету запечатлевает облик молоденькой продавщицы креветок с ее озорным смехом и быстрым взглядом. Этот портрет представляет такой разительный контраст с чинными и благородными леди, изображения которых висят в том же зале. Живая, эскизная манера выполнения по своей смелости также не имеет ничего себе равного у современных Хогарту художников. Она способствует выразительности и динамизму всего образа.