Дети не поймут!? Русская классика в нач. школе

Марьям Вахидова
(Этнокультурные особенности чтения)

«… И главное: научить их чтить русскую литературную классику…
Всё, что мы говорим и делаем, а тем более всё,
что нам предписано «сверху» говорить и делать –
всё мизерно, смешно и нечисто по сравнению
с любой репликой, гримасой или жестом её персонажей...».

                Венедикт В. Ерофеев

 В сентябре 2017 года по настоятельной просьбе завуча частной школы «Мансур» города Гудермеса, после затянувшейся паузы в своей педагогической работе, я пришла к детям 1-4 классов. У администрации школы была одна цель – уроки Живого слова (так назвали мой предмет) должны научить чеченских детей (в классах их большинство)говорить на русском языке. Научить детей говорить по-русски может любой добросовестный старшеклассник, если поставить перед ним только эту задачу. Мне важно было научить учеников «чтить русскую литературную классику», мотивировать их на желание рассуждать по темам, в которые мы будем погружаться, анализируя художественные тексты. Но начинать нужно было со сказок.
Тексты сказок детям были хорошо известны: «Колобок», «Три медведя», «Гуси-Лебеди», «Мужик и медведь», «Репка», «Царевна-лягушка» и «Зимовье зверей».
Погружаясь в анализ, учащиеся признавались, что никогда не думали, что, например,
колобок в сказке изначально обречен: он испечен для того, чтобы его скушали старик со старухой, но достался он лисе – хитрой, ласковой красавице. На вопрос: «Кто в сказке самый страшный и опасный враг?», дети в один голос отвечали: «Медведь!», «Волк!», но потом приводили массу примеров из жизни, когда приятной внешности с вкрадчивым голосом женщина пыталась заманить ребенка в машину... Теперь они понимают, что «это была лиса!».
   Все 12 классов работали по одной программе, что позволяло создать единую атмосферу, – каждый ученик был посвящен в предмет разговора. Когда в первых классах я записывала на доске названия сказок, лица их учителей вытягивались удивленно: «Они не умеют читать!». «Кто не умеет? – обращалась я к детям, – вы все умеете и знаете!». И малыши бегло читали с доски уже по нашей методике: если есть буквы «к», «л», «б», – значит это сказка «Колобок»; если «р», «п», «к», – значит «Репка» и т.д.
    Нужно сказать, что почти каждый урок проходил на сопротивлении взрослых:
«Это им еще рано!», «Дети не поймут!», в то время, как сами ученики были благодарны,что они включаются в серьезные рассуждения.
    Поработав над каждой сказкой отдельно, мы проводили сравнительный анализ
текстов, в которых были одинаковые герои («Три медведя» и «Гуси-лебеди»; «Колобок», «Три медведя», «Мужик и медведь» и «Зимовье зверей»; «Колобок» и «Репка»)Обратил на себя внимание первоклассник, который на ломаном русском языке
всегда первым включался в разговор на тему «В каких сказках речь идет о семье?
Давайте сравним эти семьи». «В сказке «Три медведя» семья дружная…, – начал он.
«Семья девочки?», – удивилась я. «Нет, медведей!» – ответил мальчик, перечислив все достоинства этой семьи.
Ни в одном официально предлагаемом анализе этой сказки не обращают внимание
детей на то, что здесь речь идет о двух семьях и сравнение их не в пользу человеческой. А мальчик увидел это.
    Завершилась работа в первой четверти устным сочинением, когда дети должны
были выбрать сказку, наиболее им запомнившуюся, и защитить свой выбор, приводя
примеры из своего жизненного опыта и используя в своей речи новые слова из текстов. Никаких пересказов сюжета!
    Каждый раз, когда мы переходили к очередной сказке, у детей возникали вопросы:«Как это возможно, чтобы девочка одна пошла в лес?»; «Разве может отец сказать сыновьям, что им пора жениться? Это же стыдно!» и т.д.
    Вопросы были связаны с менталитетом, национальными обычаями, традициями,
что заставляло меня наперед исключать многие тексты, которые в корне расходились с их представлениями о семье, о взаимоотношениях между взрослыми и др. Но до конца учебного года я учила детей, а дети учили меня, обращая внимание на подобные вещи и искренне недоумевая, как такое возможно?..
    Наверное, если бы учитель не был с детьми одной национальности, это была бы
конфликтная ситуация, но мне был понятен такой эмоциональный взрыв, поэтому мы
приходили к выводу, что есть и другие культуры, традиции, которые нужно изучать, чем мы и занимаемся на своих уроках.
    Когда во второй четверти мы приступили к русским былинам, познакомившись с
Ильей Муромцем («Исцеление Ильи Муромца»), дети возмутились: «Как он мог бросить
старых родителей и уехать в Киев?». И ничто не могло в их глазах оправдать сына,
который не думает о своих родителях. На уроках звучала масса домашних историй,
почему нельзя так поступать с мамой и папой, особенно когда ты просидел у них на шее 33 года!
    Разочаровал их Илья Муромец и тем, как он поступил со своим названным братом Святогором-богатырем: почему он даже не попытался откопать его? Какой же он после этого брат? Узнав, как Добрыня Никитич женился на Настасье Микулишне, мальчишки были, мягко говоря, смущены: разве это мужчина?..
    Работа над былинами была настолько интересной, что дети просили продолжить
знакомство с новыми текстами, но нужно было переходить от фольклора к
художественной литературе. Подробно проанализировав былины («Илья Муромец и
Соловей-Разбойник», «Илья Муромец и Святогор-богатырь», «Илья Муромец и Идолище
Поганое», «Добрыня Никитич», «Как Добрыня женился», «Добрыня Никитич, его жена и
Алеша Попович», «Алеша Попович», «Настасья Микулишна»), третью четверть мы
начали с изучения повести Феликса Зальтена «Бемби».«Когда я вырасту, я никогда не буду охотником!» – говорили не самые послушные мальчики, как клятву повторяя эти слова из урока в урок. «Я никогда не буду носитьшубу!» – убеждали себя девочки.
    Завершилось изучение повести конкурсом рисунков. Первое место занял
первоклассник, который проиллюстрировал тронувшую его сцену из повести, где старый вожак говорит олененку Бемби: «Стыдись! Ты что боишься оставаться один?».
По духовно-нравственному воздействию повесть Зальтена неисчерпаема, поэтому
мы не спешили с ней расстаться. «Кто проложил эту тропу?» – спрашивает Бемби у своей мамы, когда они впервые идут на поляну. «Кто проложил эту дорогу?», «Кто построил этот дом?» и т.д. – темы для устных рассказов детей о своем селе, городе, о своей республике.
    «Мы никогда никого не убиваем», узнает Бемби от мамы, и вдруг в классе звучит восхищенный голос мальчика: «Хотел бы я родиться оленем!». «Мама, что такое подлость?» – спрашивает Бемби. «Я не знаю», – отвечает мать. По классу пробежал восторг: «Олени не бывают подлыми, если даже мама не знает, что это такое!». А человек? – И с лиц слетели улыбки. Сколько историй пришлось выслушать о подлости среди людей!..
    И так – шаг за шагом мы прожили большую жизнь с Бемби, которому предстояло
стать вожаком оленей. Когда мы посмотрели мультипликационный фильм «Бемби», мои
ученики были разочарованы тем, что все красивые воспитательные моменты из повести
были опущены режиссером, который снял просто развлекательный фильм для детей. «Не
все же дети анализировали повесть, как мы», – признали они, что без серьезной
предварительной работы мало кто обратил бы внимание на расхождение авторской и
режиссерской задачи.
       Прежде чем перейти к серьезной литературе, нужно было познакомиться с
детскими рассказами. «Денискины рассказы» В. Драгунского и рассказы «Огурцы» и
«Сашка» Н. Носова так понравились детям, что на уроки они приходили уже с книгами, которые купили в интернет-магазине. На партах стали появляться «Сказки», «Былины».Оказывается, дети с первых же уроков попросили своих родителей купить им эти «интересные книги», и, по мере поступления, приносили в класс похвастаться перед одноклассниками, что они уже могут прочитать больше текстов. «Да не понимают эти дети ничего! Как урок заканчивается, так у них все выветривается из головы! Зачем нужен был этот предмет?» – доходило до меня стороной не раз от тех учителей, которые считали, что их уроки «Чтения» и «Живое слово» дублируются.
То, что дети усваивают материал всерьез и надолго, не вызывало у меня сомнений.
Но, чтобы снять нарастающее напряжение среди коллег, нужно было это очевидно
продемонстрировать. 14 марта для учеников 1-4-х классов, без всякой предварительной подготовки, в присутствии директора и завуча школы, состоялась олимпиада по Живому слову. Вопросы для первоклассников звучали так:
       1. Какая сказка начинается со слов: «Одна девочка ушла из дома в лес»?
       2. В какой сказке девочка спасла своего брата?
       3. Соедини правильно сказку и героев из этой сказки.
       4. Из какой сказки эти слова? Укажи цифру с названием из 3 пункта.
       5. Откуда выехали богатыри, чтобы поехать в Киев?
       6. Сколько лет просидел на печи Илья Муромец?
       7. В каком городе жил князь Владимир Красное Солнышко?
       8. Кого из богатырей князь Владимир посылал за золотом в чужую землю?
       9. Кто из богатырей защищал русскую землю на границе?
      10. Кто хотел жениться на Настасье Микулишне – жене Добрыни Никитича?
      11. С каким врагом сражались эти богатыри? Соедини их линией.
    Три первоклассника показали 100% результат, четыре ученика – от 94 % до 91,
3%; семь учеников – 88% - 80,7%; четыре ученика – 68%-60% и один ученик – 52 %.
«Если бы это не происходило у нас на глазах, мы не поверили бы этим результатам», – признались представители администрации.
    Для вторых классов к 11 вопросам были добавлены еще четыре:
      1. Кто автор каких произведений? Соедини их линией.
      2. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.
      3. Кому принадлежат эти слова.
      4. Узнай по описанию. Назови автора и название произведения.
    Результаты по вторым классам оказались в пределах: 92,9% - 45,3% и один ученик – 33,5%.
      Третьим классам задача усложнялась еще на три вопроса:
      1. Закончи эти цитаты.
      2. Что ответил Гобо на вопрос старого вожака: «Что это за полоса у тебя на шее?».
      3. Убеди нас, что книги читать полезно и интересно.
    Высший результат – 95,5%. Низший – 54,1%. Пришедшие на замену энтузиасты
показали – 46%-29%.
    Четвертые классы должны были показать более глубокое знание текстов, поэтому к вопросам для третьих классов им были добавлены еще два:
      1. Ответь на вопросы:
      а) Почему Илья Муромец был в бою бесстрашным?
      б) Что хотел унести с собой Святогор, но не смог поднять?
      в) Почему Святогор смог пройти границу русской земли незаметно?
      г) Как Добрыня Никитич познакомился с Настасьей Микулишной?
      д) Как побеждал врагов Алеша Попович?
      е) Что сказали калики Илье Муромцу, когда тот отказался принести им брагу,
потому что не может ходить?
      2. Кому принадлежат эти слова:
      а) «Я очень счастливый. Я видел и пережил больше, чем все вы, вместе взятые! Я лучше знаю мир и лучше знаю жизнь».
      б) «Никто не ведает, когда придет к нему конец».
      в) «Умей слушать, умей чуять, умей смотреть. Умей сам познавать жизнь».
      г) «Если ты сохранишь жизнь, дитя мое, если ты будешь благоразумен и сумеешь избежать опасности, ты будешь когда-нибудь так же силен и статен, как отец».
    Результаты – от 96,8% до 39,2%.
    Вторые-четвертые классы, в отличие от первоклассников, отвечали на вопросы
олимпиады письменно. И администрация видела, что единственным препятствием для
детей было незнание русского языка: дети не сразу понимали сути вопроса и теряли
время.
    Теперь мы с полным правом могли перейти к русской классике. Нас ожидало
знакомство с повестью Н.В. Гоголя «Шинель». Взрослые опять вздрогнули: «Дети не
поймут!». Акакий Акакиевич Башмачкин вызвал у детей горячее сочувствие. «Как он мог быть довольным своей жизнью?», «Почему он позволял так унижать себя на работе?», «Почему он не попытался переехать из дорогого для него Петербурга в другой город, или деревню, где жизнь дешевле?», «Неужели так трудно было постараться и получить новую должность, когда начальник хотел ему помочь?» и многие другие вопросы сыпались на уроках из уст детей, которые не хотели видеть причину несчастий Башмачкина ни в чем другом, как только в нем самом! Дети были крайне удивлены, узнав, что даже в 50 лет нельзя в одночасье начать думать, мыслить, если ты этого не делал всю свою жизнь! «Мы действительно Башмачкины!» – услышала я от третьеклассников, которые во время перемены сидели в кабинете английского языка и что-то писали. Оказывается, учитель написала на доске образец заполнения адреса на конверте, где нужно было каждому ученику вместо «Ивана Иванова» поставить свое имя. Трое учеников переписали с доски без изменений, машинально, как это делал Башмачкин, который приобрел в нашей школе большую популярность. Башмачкин как тип «маленького человека» категорически не был принят детьми, так как не должен человек быть «маленьким»: Башмачкин – мужчина, и этим все сказано!
    С каким удовольствием посмотрели ученики фильм «Шинель»! Черно-белый,
1959 года выпуска с Роланом Быковым в главной роли. Когда воры сняли с Башмачкина
шинель, жалости и сочувствия детей не было предела!
    На следующий день ко мне подошел мальчик из третьего класса (с его родителями шел разговор о переводе его классом ниже за плохую успеваемость) и говорит: «А вы нам не весь фильм показали». Я удивилась: «Ты посмотрел полную версию?». Он улыбнулся, увидев, что ему удалось меня удивить. Когда в других классах я похвалила этого мальчика, несколько учеников тут же отреагировали: «А мы тоже посмотрели в интернете!».
    Никто не хотел расставаться с Гоголем, поэтому мы посмотрели фильм «Нос»,
узнали не только то, что может случиться с человеком, который задирает нос, но и
увидели окраины Петербурга, где жил не только майор Ковалев, но и Башмачкин,
чиновников и приставов, по-прежнему равнодушных к проблеме человека, необъятность
России, когда из одного города в другой выезжаешь на санях, а приезжаешь в грязь и распутицу и т.д.
    Когда же с первых минут на экране появилась жена цирюльника, которая то за ухо возьмет мужа, то влепит ему оплеуху, мальчики удивились: «Так бывает?», а
ретьеклассник, как мужчина, серьезно произнес: «Кажется, в этом доме мужчина эта
женщина!». Догадываясь, что такой и будет реакция мальчишек, и, щадя их мужские
чувства, я, при сокращении фильма на 40 минут урока, вырезала сцену, где жена
цирюльника сбрасывает мужа с крутой высокой лестницы на улицу.
    Объявленный конкурс рисунков по повести «Шинель» вновь шокировал взрослых:
«А что там можно нарисовать? Это Вы зря…». Шестьдесят четыре детских рисунка заняли все стены первого этажа. Первоклассники сдали по 3-4 рисунка, в которых предлагали свои варианты «счастливого» Башмачкина. Один даже закрасил красным цветом лицо Башмачкина.
    Услышав, как учителя назвали его «человек-паук», он готов был заплакать. «Они не понимают, что ты хотел этим показать. Ты же можешь объяснить», – обратилась я к мальчику. «Он так рад, что у него новая шинель!», – тут же ответил он, подобрав слезу. И все встало на свои места – покраснел от удовольствия! Мы друг друга понимали…
    С Чеховым возникла проблема – почти каждое слово его рассказов нуждалось в
пояснении. На этот раз пошли от обратного: посмотрели экранизацию рассказов
«Забыл», «Святая простота», «Гость», «Пересолил», «Смерть чиновника» и «Хамелеон».
    Снятые строго по тексту фильмы позволили познакомиться с героями Чехова и его взглядами на жизнь.
    В первом рассказе дети увидели счастливого отца семейства, которое его
нисколько не ценит. И хотя, кроме этого отца, никого в кадре больше нет, дети получили полное представление о его семье, о его прошлом и настоящем. В его жене они узнали грубую жену цирюльника, но как может «ругнуть» отца старшая дочь, этого они понимать не хотели. «С матери пример берет!» –заключили они.
Сын адвоката из рассказа «Святая простота» вызвал у детей бурю эмоций. «Отец
заходит к нему, а он лежит, даже не встал!»; «Он пьет перед отцом вино!», «Он отцу предложил выпить???»; «Отец так скучает по нему, а он даже не думает об отце!» и т.д. И слова «Хороший сын!», часто повторяемые отцом, дети воспринимали с недоумением: «Какой же он хороший?». Горькая чеховская ирония прошлась по сердцам детей. Из рассказа «Гость» дети узнали, как некрасиво засиживаться в гостях, и заверяли, что никогда больше часа они не бывают в доме своих друзей.
Рассказ «Пересолил». Два русских человека – землемер и кучер – едут со станции
Гнилушки в деревню генерала. Дорога дальняя – степь, затем темный лес, – вокруг ни души... По мере удаления от станции и наступления ночи, боятся друг друга, хотя едут по своей земле. От России Гоголя до России Чехова – целая эпоха, а Россия все такая же неустроенная, не обжитая, гнилушка… Чтобы увидеть все это, детям нужно было подключить в своих головах Шерлока Холмса, без которого мы не обходились ни на одном уроке с самого сентября, поэтому каждый урок фактически был своеобразным мини-расследованием.
    «Смерть чиновника» не тронула детей: «Как он достал со своими извинениями!
Генерал же его простил!»; «Почему человек так любит унижаться?». Сравнили
чеховского «маленького человека» с гоголевским, и дети по-прежнему стояли на своем: «Сам виноват! Он же уже старый был, что бы ему сделал генерал?».
    Рассказ «Хамелеон» – широкое поле для анализа. Подключив в своих головах
Шерлока Холмса, дети исследовали чеховский юмор: от шинели, надетой в знойный
день, от конфискованного крыжовника в решете и до толпы, которая тоже ведет себя, как хамелеон. «А почему полицейский боялся, что эта собака генеральская?» – удивились малыши. «А если бы эта собака была Рамзана Кадырова?» – ответила я вопросом на вопрос, и дети понимающе расхохотались…
    Четвертая четверть началась с изучения биографии Л.Н. Толстого. Услышав, что на этот раз дети сами будут рассказывать о писателе, завуч опять запротестовала: «Быть такого не может! Что они о нем знают?». Хотя редко какой урок у нас проходил без посещения завуча, на этот раз она пришла удовлетворить свое любопытство. На экране сменялись портреты, и каждый раз у детей возникали вопросы: «Почему Лев Николаевич не похож на своих братьев?»; «Это отец? – расхохотались они, увидев портрет Н.И. Толстого, – Он же совсем не похож!»; «А почему отец, тети, бабушки не сохранили портрет матери Толстого, если он сам этого не мог сделать, потому что ему тогда было три года?». «Это Толстой? Он что – чеченец? – удивились они, увидев писателя на фотографии Прокудина-Горского, - это же наш старик! Мой дедушка так одевается». «Толстой так молился? – лег бальзамом на душу портрет Репина, - он был мусульманином?» «Так же у нас хоронят! Это же могила чеченца!» - воскликнули они, увидев на экране очередную фотографию.
На все их вопросы я не спешила давать ответы, нацелив детей на то, что будем
разбираться. Пока что мы только разбудили Шерлока Холмса, которому некогда будет
дремать на уроках по Толстому. И мы приступили к анализу автобиографической
трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Эксперименты, которые мы ставили на
уроках, опираясь на текст повести, пробудили в детях живой интерес: «А фильм мы
посмотрим потом?». Проанализировав все нюансы биографии Николеньки и, проведя
параллели с биографией Л. Толстого, мы, наконец, обратились к фильму режиссера П.
Фоменко. С первой минуты появления на экране главного героя, первоклассники
удивленно воскликнули: «Это Николенька? Он же должен быть некрасивым!» «Это
мама?.. Она же совсем не грустная. И тоже красивая!» «Это папа? У него же должен быть орлиный нос!»… Не один, не два ученика, а весь класс участвовал в этом сравнении фильма и повести! Я не могла не показать своих малышей директору школы, но ее не оказалось в кабинете. Чуть позже она появилась в дверях: «Вы меня искали?». Я попросила ее присесть. Дети, не отвлекаясь на нас, во все глаза смотрели на экран и ловили все несоответствия, которых была пропасть. «Какой вывод напрашивается?» - спросила я их подытоживая урок. «Режиссер не понял повести Толстого!» - закричали они в один голос.
    И это была правда. Петр Фоменко снял фильм про мальчика Николеньку, никак не ассоциируя его с автором повести. Директор в легком шоке покинула класс.
После Л. Толстого мы приступили к И.С. Тургеневу. «Стихотворения в прозе»
заставляли нас задуматься о жизни и смерти, о болезнях и одиночестве, о дружбе и
взаимопомощи, о настоящих и мнимых ценностях: «Милостыня», «Щи», «Два богача»,
«Корреспондент», «Мы еще повоюем!», «Враг и друг», «Завтра! Завтра!», «Голуби»,
«Русский язык», «Морское плавание», «Мне жаль...», «Проклятие», « Монах», « Без
гнезда», «Кубок», « Путь к любви», «Простота», « Ты заплакал...», «Нет большей
скорби», «Куропатки», «Мои деревья», «Порог».
    Посетив предпоследний час по Тургеневу, завуч (вернувшаяся накануне после
болезни) твердо заявила: «До сих пор все было хорошо, но «Стихотворения в прозе» - это не для детей! Им еще рано думать на такие темы! Это явный перебор!».
Убедить взрослых, убежденных в своей правоте людей, можно только
результатами. Заключительный урок по Тургеневу стал итоговым годовым уроком по
«Живому слову». О том, что они будут писать классное сочинение, дети узнали, придя на урок.
    Это было не обычное сочинение. Нужно было написать свое стихотворение в
прозе на заданную тему. Для первоклассников тема была: «Каждый день я думаю…»; для вторых классов: «Каждый день я вижу…»; третьи классы рассуждали на тему: «Каждый день я прохожу мимо…»; четвертые классы: «Каждый день я верю, что…».
Из 198 учеников сочинение написали 171 ученик. 39 детей написали на
«отлично», 64 – на «хорошо», 60 «удовлетворительных» работ и 8 «неудовлетворительных», из которых 6 работ детей с разного рода проблемами со
здоровьем и 2 работы учеников, очень хорошо рассуждавших устно, активных на уроках, но все еще испытывающих затруднения в оформлении своих мыслей на письме.
Читая детские работы, администрация в очередной раз призналась: «Если бы это
были не классные сочинения, ни за что не поверили бы, что дети написали это без
посторонней помощи!».
    В новом учебном году нас ждет знакомство с Салтыковым-Щедриным...
    Думаете, дети не поймут?

                Стихотворение в прозе учеников

    Дакаев Юсуп, ученик 1 «б» класса (Долгое время стоял вопрос возвращения его в нулевой класс):

    «Каждый день я думаю о сне.

Каждый день я думаю, что я проголодался.
Я всегда думаю о моем дне рождения, что у меня новые волосы, и я думаю, что я
хорошо учусь.
И я всегда думаю, что мне купили мороженое восемь раз. Я думаю, что у меня
хорошая школа.
Я все думаю, что я в исламе, и думаю, что у меня флаг.
И я думаю, что у меня китайский телефон. Я думаю, что у меня новая обувь.
Я все думаю, и думаю, и думаю».

    Альвиев Салман, ученик 1 «б» класса (Инфантильный мальчик, весь в себе):

    «Когда меня просыпают, я не хочу идти в школу. Но хорошо, что у нас много
каникул. Ура! Но сейчас надо идти в школу. У меня каждый день в школе болит голова, а на каникулах не болит. Не знаю, почему. Ну, я люблю праздники в школе. Сейчас будет линейка, и я думаю, что у нас будут каникулы. Я так думаю. Но не хотел стоять на улице, вот бы лавочки принесли, у нас будет линейка на улице, но хорошо, что не под солнцем, а то бы я не мог открыть глаза. Я буду танцевать, девочки и мальчики, и мой класс будут танцевать со мной, и еще один класс – 1 «а». Это два класса. Там будут ведущие, только не все будут танцевать один танец, а разные танцы. И я думаю, что придут родители, тогда мне не будет скучно, потому что я люблю свою семью. Я их очень сильно люблю, у нас будет много каникул, а потом я пойду во второй класс, и я буду очень умным».

    Солтагареева Амина, ученица 1 «г» класса:

«Каждый день я думаю и вижу одинокую птицу, она напоминает мне меня. Я
думаю, что эта птица одинокая, почему и я одинока, что у меня нет папы и маленькой сестры. И у этой птицы нет папы, и брата, и сестры, но у меня есть мама и бабушка, и дедушка. И что птицы хотят стать людьми, а люди птицами. А почему у птицы нет папы, сестры и брата? Каждый день я думаю, как хорошо, что я не одинока. Я еще вижу одинокую кошку и собаку. Я думаю, что у кошки и собаки нет никого. Как хорошо, что у меня нет мышки».

    Усманов Джафар, 3 «б» класс:

«Каждый день я прохожу мимо папы, который смотрит на меня строго.
Каждый день я выхожу на улицу и прохожу мимо светофора, который глядит на меня красным цветом.
Когда я прихожу в школу, я прохожу мимо звонка, который кричит.
Когда я сажусь за парту, я прохожу мимо учителя, который смотрит на меня
весело.
Когда я прихожу домой, я прохожу мимо бабушки, которая на меня смотрит.
Я не хочу изменять мою жизнь.
Я очень рад жизни».

    Михайлов Мансур, ученик 4 «б» класса:

«Я верю, что обойдется без замечания, но никак нет. Мозг дает отбой, когда
друзья играют. Это моя слабость. Я люблю не делать домашние задания, а люблю играть в компьютер. Но я почему-то получаю пятерки. Но верю, потому что у меня хорошая память.
Когда я еду домой, я смотрю в окно и вижу, что машина поломалась, или грузовик
перевернулся и снес забор, и милиция преследует бандита, то военные машины
красуются.
Когда я слышу крик кошек, и думаю, неужели дерутся, а когда я выхожу, ничего
не бывает. И когда я вечером залезаю на крышу и смотрю на закат и думаю, что солнце приземляется, но это как иллюзия, неправда. И когда после дождя бывает радуга, я думаю, что поймаю ее, дойду до конца радуги, но чем ближе, тем быстрее исчезает радуга.
И когда роса на листочках, я думаю – это алмазы».

    Эскирханова Петимат, ученица 4 «б» класса:

«Каждый день, когда я вижу фото, когда мой отец или мама были маленькими, я
думаю, что в это время были только черно-белые цвета. Но, когда я спросила папу, он мне сказал: «Пусть наши фото и черно-белые, но воспоминания о тех днях очень яркие.
Но когда я смотрю на фото отца, он всегда играет со своими друзьями. Я еще раз
спросила: «Что вы делали без телевизоров?». Он сказал: «Да, у нас не было телевизоров, но у нас были настоящие друзья». Когда мне папа это сказал, я подумала и после этого верила, что у меня тоже когда-то будут настоящие друзья. Но у меня они и сейчас есть».


___________________
   Научный журнал. Русский язык и межкультурная коммуникация. 1(17) 2018.С. 137-144 Пятигорск. ПГУ (ПГЛУ)