Суеверия. Цитатник

Сергий Чернец
Суеверия, которые живут до сих пор.
 
1 Вежливость, правила поведения.
Благородство манер воспитывается на примерах. Дети перенимают поведение своих родителей и от воспитания зависит – будут дети вести себя по правилам или нет. А мы сами, родители, знаем правила поведения? Не многие нынче бывают вежливы – почему-то в последнее время невежливых людей всё больше.
Не многие из нас могут вынести счастье – разумеется счастье других. Зависть главенствует, - отсюда раздражение и злость рождается в людях, а отсюда забываются правила приличия.
Ибо, хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований.
Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим. И тут, особое искусство – знать, на что не следует обращать внимания. Чем дольше длится беседа, тем такое искусство более необходимо: раскрепощаясь, человек непроизвольно может делать движения руками, которые могут раздражать другого, может покашливать и\или еще чем-то не угодить.
Правильно поступать не удаётся нам, обыкновенно, вследствие лишь отсутствия воли, а не отсутствия знания. Жесткость порождает жесткость, а кротость порождает кротость – это все знают. И если разговаривающий жёстко отвечает, то и получает настолько же жёсткий ответ и\или наоборот, кроткие ответы и тихий разговор – приносят такие же тихие ответы. Даже вопрос задать не решает собеседник, если видит перед собой человека кроткого чрезмерно.
Распущенность в манерах всегда влечёт за собой распущенность принципов. И весь характер человека меняет.
Грубое и резкое обращение закрывает все двери перед нами – и двери сердца в первую очередь.
--------------------
Вежливость хорошо определили как благожелательность в мелочах.
Тактичность, деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия.
Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг. Ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим. Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы ещё не состоим в близких отношениях знакомства и дружбы.
Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
Вежливость – это искусственно созданное хорошее настроение. Это привычка приносить в жертву мелкие неудобства.
«Мы называем их дикарями потому, что их нравы отличаются от наших, которые мы считаем верхом учтивости; они думают то же самое о своих нравах» - Бенджамин Франклин.
Гордецы ненавидят гордость в других.
-----------------
Прямую цену уму даёт благонравие; без него умный человек превращается в чудовище.
«Сердце человека – есть всегда сердце – и в Париже (и в Африке) и в России: оно обманывать не может» - Фонвизин.
Мелочные правила и жалкие утончённости не должны иметь доступа к вашему сердцу. Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости.
-------------------
Искусство обхождения с людьми заключается в том, чтобы уметь выдвигать себя, не оттесняя других, применяться к взглядам, склонностям людей, не прибегая к фальши, легко и без натяжки усваивать тон любого общества, не жертвуя особенностями своего характера и не унижаясь. – Это большая наука, которой надо учиться.
Прямой и прекрасный облик человека (в целом) воспитал в нём понимание (понятие) благопристойного; ибо благоприличия – это прекрасные слуги и друзья истины и справедливости.
Учить разуму и быть разумным – совсем разные вещи; «хороший тон» находится октавой ниже.
Тот, кто не приобрёл культурных навыков – просто груб.
В диспутах, спокойное состояние духа, соединённое с благопристойностью, является признаком наличия известной силы (силы духа), вследствие которой рассудок уверен в своей победе заранее.
Человек без твёрдых правил почти всегда лишён и характера: будь у него характер, он почувствовал бы, как необходимы ему правила.
Хороший вкус и воспитанность и такт связаны между собой куда теснее, чем считается. Такт – это и хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность – это хороший вкус в беседе и речах.
-----------------
Чтобы добиться успеха в этом мире, недостаточно быть просто глупым, нужно ещё иметь хорошие манеры.
Хорошие характеры, как и хорошие сочинения, - не столько поражают вначале, сколько под конец.
Освобождать себя от соблюдения правил приличия – значит искать средства свободного проявления своих недостатков.
Обычный здравый смысл – самый лучший из всех смыслов. Надо быть верным ему, и он даст тебе самый разумный совет. До каких только нелепостей не доходит человек, когда воображение и предрассудки в нём побеждают разум - и, торжествуя, ведут его потом за собою, как пленника в кандалах.
Нынче почитать родителей – это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут получить пропитание от нас. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности? Не усвоив приличий, не утвердишься в жизни.» - говорил ещё раньше Конфуций (около 400 лет до нашей эры). Прогресса в отношениях людей – до сих пор не наблюдается….
Конец.

"Постучи по дереву! Не свисти дома!" - с детства твердят нам бабушки. А уж как они запугивают нас всякой нечистью, домовыми и черными кошками! Традиция суеверий прочно засела в подкорке русского сознания, совместив в себе пережитки языческой ереси с народной мудростью. И несмотря на то, что домовых и леших сегодня уже мало кто боится, русский человек все равно всегда "присаживается на дорожку" и предпочитает не просыпать соль.
Наверное, почти каждый из нас, когда просыпает соль, так или иначе вспоминает одну из самых распространенных примет о том, что это сулит ссоры и несчастье. Соль в мировой культуре уже достаточно интересный и многогранный символ, однако русская народная традиция всегда придавала ей, прежде всего, бытовое значение. Считается, что эта примета появилась во времена бунтов и восстаний на Руси в середине XVII века, когда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и значение - просыпать попусту столь драгоценную вещь - неизбежно ведет к ссоре в доме. Но находчивый русский народ быстро находил способ избежать неприятностей. Так что, если вы верите в приметы и все же просыпали соль, ничего страшного. Достаточно просто рассмеяться, или дать себя ударить по лбу, или же посыпать голову рассыпанной солью. Позже стали шутить, что если еда пересолена - значит стряпуха влюблена в кого-то.
Свистеть дома нельзя.
Эту примету знает каждый, даже самый отдаленный от суеверий русский человек. Помимо того, что свистеть в доме попросту может быть невежливо, свистом, согласно народным поверьям, можно было привлечь в дом разную нечисть. А можно было обидеть домового. Тогда он сбежит, прихватив с собой не только нажитое добро, но и покой. Со свистом в дом приходит ветер, который также может вынести из дома все богатство. Неудивительно, что и моряки всегда боялись накликать свистом бурю. Кроме того, если свистеть в доме, можно "просвистеть" не только деньги, но и память. На самом же деле, свистеть – значит, отвратить от себя лик Богородицы, а свистеть в доме, так или иначе, - к опустошению.
Одежда наизнанку.
Вопреки другим народам, в русской традиции одетая наизнанку одежда не обещает человеку удачи. Народная мудрость формулирует это четко и ясно: "Платье наизнанку - либо пьян, либо бит будешь", а "плюнуть на платье невзначай - терпеть напраслину". Неудивительно, ведь раньше люди относились к одежде гораздо более бережно и аккуратно, чем современный человек. В старинные времена одежда выполняла еще и некую охранную функцию. Недаром иногда на одежде изображались специальные узоры-обереги. Кроме того, она почти всегда была очень дорогой и одеть ее неподобающим образом мог только безалаберный человек. Иногда правда этому придавали и хорошее, даже забавное, значение. Например, говорили в народе, что если у замужней бабы юбка завернулась при одевании, значит скоро она родит.
Через порог не здороваются.
Примет, связанных с порогом целое множество, и не только в нашей культуре. Самые известные русские вариации на эту тему, пожалуй, о том, что через порог нельзя здороваться или передавать вещи, чтобы черти не разлучили или чтобы дети немыми не были. Порог - пограничная территория между внешним пространством и внутренним, территория, где обитают духи. И речь здесь не о всякой нечисти, а именно о духах. Дело в том, что для древних порог дома имел некое сакральное значение. Это место, где обитали духи пращуров, которые должны были охранять своих живых родственников от всяческого зла. Ведь в старину прах умерших нередко хоронили именно под порогом. Отсюда и особое отношение к этой части дома.
Особенное отношение всегда было и к волосам, прежде всего женским. Значение имел и цвет волос, и структура, так как по ним можно было определить иной раз и нрав человека. Не без основания считалось также, что женщина с непокрытой и растрепанной головой не должна выходить на улицу в грозу, иначе громом убьёт. И, разумеется, к простоволосым растрепанным женщинам всегда относились настороженно: вдруг колдунья? Так что неудивительно, что волосы наделялись некой мистической силой. Нельзя родственников стричь, нельзя хранить обрезанные волосы, а там, где бабий волос упадет и вовсе - трава не растет.
По чужим следам не ходят.
А вот со следами в русских суевериях все относительно просто. Пройдешь по чужому следу - чью-нибудь болезнь подберешь, или еще хуже судьбу. Но в старину люди иной раз всерьез опасались, что следы могут быть "заговорены". А уж если тут поработал колдун - беды не миновать. И пускай сегодня многие суеверия кажутся нам нелепыми, все равно, увидев чьи-то следы на песке, мы машинально обращаем на них внимание.
Конец.