Повесть о приходском священнике Продолжение 153

Андрис Ли
Что таит в себе Земля...
Для Birute Dovenaityte

Разговаривая, мы дошли почти до лесной опушки, в глубине которой царила пугающая, непроглядная тьма. Ауксе хотела сказать что-то ещё, но тут вдруг в темноте послышались громкие, тяжёлые шаги и запыхавшийся, невидимый голос протянул:
-Помоги-ите, прошу вас!
Мы остановились, пристально вглядываясь в кромешную темень. Высокая, несуразная фигура в длинной одежде приблизилась, и теперь можно было кое-как разглядеть человека средних лет с реденькой бородкой и длинными, косматыми волосами.
-Что случилось? Вы кто?- встревожено спросила Ауксе.
-Там…- мужчина чуть обернулся, указывая рукой в чащу леса.- Там Мишка… Он провалился в какую-то яму. Не отзывается. Пойдёмте скорей!
Незнакомец буквально схватил меня за рукав и потащил к лесу.
-Погодите вы!- я силой вырвал рукав и отошёл на несколько шагов от странного человека, продолжавшего суетиться и размахивать руками.- Объясните толком, что случилось!
-Некогда,- дрожащим голосом говорил тот.- Мишку нужно срочно вытащить, боюсь случилось нехорошее.
-Уважаемый,- повысил голос я.- Мы вас не знаем, на улице ночь, вы тащите нас в лес и несёте какую-то околесицу про какого-то Мишу. Либо рассказывайте в чём дело, либо мы никуда не идём.
Незнакомец расстроено замотал головой, ударил обеими руками себя по ногам, проговорив:
-Мы с Мишкой пошли к развалинам монастыря. Там у нас тайник. Сидели, сидели. Мишке стукнуло в голову глыбу какую-то отодвинуть. Темно было, я ничего толком не видел. Затем что-то загрохотало, посыпалось, Мишка вскрикнул и провалился в какую-то дыру под этой глыбой. Я не сразу смекнул о происшедшем. Немного опомнив-шись, принялся звать товарища, а он не отзывается. Боюсь беда стряслась, хотя бы он шею не сломал.
-Ясно,- сказал я.- Показывай дорогу.
Обернувшись к Ауксе, добавил:
-Ты ступай в клинику, попробуй дозвониться на скорую, возможно нужна будет медицинская помощь!
Девушка покривила лицо, насупила брови, ответив:
-Никуда я не пойду! Какая скорая? Ты посмотри на этого типа. Он же не совсем трезвый. Тем более одного тебя не пущу с ним,- потом она обратилась к незнакомцу.- А вы священник?
Только сейчас я разглядел, одетый на нём подрясник, а на голове бесформенным колпаком, помятую скуфью.
-Нет,- угрюмо ответил незнакомец.
-Откуда у вас подрясник?- спросил я.
-Выдали, за ревностную службу и послушание.
-Кто выдал, то?!
-Послушник я, Иваном зовут. Ну, с монастыря, который в старом пионерлагере, возле ЛесПромХоза.
-Теперь понятно. А чего вы, Иван, ночью в развалинах делали?- настороженно спросила Ауксе.
Послушник Иван тяжело вздохнул, в очередной раз покачав головой, проговорил:
-Говорю же, тайник у нас там. В монастыре у нас жизнь не шибко сладкая. Живём впроголодь, домики не отапливаются, под осень совсем холодно стало. Отец Фома с монахами, нас послушников совсем за людей не считают. Заставляют побираться, милостыню просить на рынке, да на вокзале. Деньги и что лучшее из еды себе забирают, а нам живи как хочешь. Вот мы с Мишкой, другом моим, решили часть милостыни утаивать. Нашли укромное место в развалинах старого монастыря, и тихонько туда наведывались, чтоб хоть поужинать нормально, да отдохнуть от укоров братии.
-Ага, ужин под звёздами,- съязвила Ауксе.- Водочкой, небось, тоже не брезговали.
Иван смущённо опустил голову, стыдливо ответив:
-Только для согрева. Очень уж холодно, по ночам. Мы на грудь примем грамм двести, тогда уж совсем другое дело.
-Ладно,- сказал я.- Пошли, давай, твоего друга искать. А то и вправду, не приведи Господь, беда приключилась.
-Я с вами!- настаивала Ауксе.
-Во первых, мы пойдём быстро,- сказал я, с долей раздражения, в голосе.- Ты, покамест ещё далеко не скороход, во вторых ежели чего, нужно будет вызвать скорую.
-Вот, ежели чего, тогда и посмотрим. Вдруг скорая не понадобиться, зачем голову людям морочить, а потом выслушивать порцию недовольств.
Все попытки заставить Ауксе вернуться домой ни к чему не привели. Девица всё ровно ковыляла за нами, под предлогом беспокойства за мою безопасность. Ночной лес таил в себе кромешную тьму, такую непроглядную, что рядом расположенные деревья, кусты- трудно разглядеть. Сложно было ориентироваться на дороге. Я тут же включил фонарь, который всегда брал с собой для вечерних прогулок. Яркий луч мигом осветил скупой участок, определяя причудливые химеры лесной чащи. Казалось, Иван знает дорогу с закрытыми глазами. Он так умело петлял по лесным тропам, лучше всякого проводника-следопыта.
-Сюда, скорей,- почти шёпотом проговорил Иван, когда мы, наконец, оказались в развалинах старого монастыря.
Он ловко нырнул в мрачную дыру огромного входа, расположенного в самом центре разрушенной башни. Я споткнулся и едва не упал, когда зашёл внутрь. Кругом, на полу валялись покрошенные осколки кирпича, обломки древесины, прочего мусора, нанесённого, в большей части, уже современниками. Мы оказались в окружении остатков стены, от которой веяло сыростью и необъяснимым, древним величием. В глубине леса послышался крик неясыти, от чего сделалось немного жутко и неуютно.
-Вон там Мишка и провалился,- дрожащим голосом произнёс Иван, указывая в непроглядный угол, в большей части заваленный всяким хламом.
Подойдя ближе, я направил луч фонаря в место, куда показывал Иван. Действительно, пол, вернее то что от него осталось, немного просел, а по центру виднелась довольно крупная воронка, сильно напоминавшая угловатую яму. Свет фонаря проскользил по стенкам, нырнул вглубь, но разглядеть что-либо не удавалось.
-Миша! Михаил!- каким-то сипящим полушёпотом протянул Иван в пустоту образовавшейся дыры.- Ты там живой?! Отзовись!
Я подошёл к самому краю ямы и так же позвал Михаила, только уже громче. В ответ не прозвучало ни единого звука.
-Нужно спуститься вниз,- предложил я.- Будем надеяться, что твоего товарища не завалило.
-Как спуститься?- испугался Иван.- Это может быть опасно.
-Не очень. Прорва ниже уходит на искосок. Думаю, Михаил туда и скатился.
-Отец Виктор, ты уверен, что то хорошая идея?- робко спросила Ауксе, и тут же добавила.- Я слышала, люди говорили о каких-то пещерах возле монастыря. Может, это они и есть?
-Вероятней всего,- ответил я, чувствуя как всё тело охватывает необъяснимый азарт и жажда приключений.- Остаётся убедиться в этом, спустившись в глубину.
-Я… Я туда не полезу,- забеспокоился Иван, пятясь назад от ямы.- Это может быть очень опасно.
-Всё что могло быть опасно, уже произошло, когда случился обвал,- сказал я.- Яма, глубиной метра в два, дальше плавный уклон. Смею предположить, в этом месте располагалось что-то вроде входа в погреб, или подвал.
-Всё одно не полезу,- запричитал, как старуха на поминках Иван.- Неизвестность пугает, темнота тем более. А если нас там окончательно завалит. Не лучше ли вызвать МЧС и подождать, когда они вытащат оттуда Мишку.
-Конечно лучше. Но, полчаса назад, ты сам тянул нас сюда, умоляя о помощи. Кто знает, в каком состоянии сейчас твой товарищ. Не дрейф, ты ж будущий монах, как-бы, верующий человек,- сказал я.
Иван небрежно отмахнулся:
-Да, какая там вера, скажешь тоже.
-Что значит какая?- удивился я.- Зачем же в монастырь подался?
-От нужды. Когда мамка умерла, я через год на улице оказался. Квартира не приватизированная, оплачивать её не мог. Вот и забрали. Поначалу болтался по чердакам, да подвалам. Потом, кто-то предложил побираться возле церквей. От лавры нас прогнали, мы ушли к Владимирскому. Подавали гроши, но чтоб с голоду не сдох-нуть, хватало. Однажды нас милиция повязала, священник какой-то вызволил. Собрали человек десять таких бродяг, предложили в монастыре жить. Обещали крышу над головой, еду. Некоторые согласились, в том числе и мы с Мишкой. Первое время, даже молиться пытались. Затем… Посмотрели на наших монахов, поняли ни в какого Бога они не верят, да и незачем им это. Лишь бы выпить, пожрать, да девок пощупать. Мне кажется, в церкви Филарета, мало кто по-настоящему в Бога верит. Послушать их- одна политика, патриотизм, возрождение нации. Евангелие я полностью не читал, но понял- там всё больше о любви говорится: к Богу, людям. Но, в нашем монастыре такие правила не в ходу. Видел правда, несколько, действительно верующих священников, во Владимирский собор приезжали. Говорят ласково, приятно, как реченька по сердцу журчит. Только то редкость…
-Тихо!- вдруг вскрикнула Ауксе, слегка ударив Ивана по плечу.
Она подняла указательный палец вверх, замерла, будто во что-то вслушиваясь.
-Ты чего?- встревоженно спросил я у девушки.
-Вот ещё!- опять вскрикнула Ауксе, подойдя ближе к краю погребной ямы.- Слышите? Это оттуда!
Теперь девушка протянула руку в направлении земляной дыры.
Мы замерли, надеясь расслышать, пока не совсем понятно что. И тут, из глубины обвала прозвучал еле слышный голос, схожий со стоном. Затем он повторился и наконец, кто-то протянул:
-Помо-огите мне. Я здесь!! Вытащите меня отсюда.
-Это Мишка!- радостно воскликнул Иван, проворно повернувшись на одном месте.- Живой, зараза. Слава Тебе Господи!
Услышав знакомый голос, Иван совершенно переменился в своих намерениях, и теперь буквально настаивал, лезть в неизведанный проход, вызволять товарища.
-Ауксе, ты оставайся здесь,- обратился я к девушке,- а мы попробуем обследовать яму.
-Здесь?- в голосе Ауксе почувствовалось удивление и в то же время возмущённый протест.- Ты хочешь, чтоб я сидела в этих жутких развалинах, без света?
-Наказание с тобой! Говорил же, нужно было идти домой. Куда теперь тебя деть?!
-Взять с собой в пещеру!
-Ауксе, ну не будь ребёнком! Ты недавно ходить не могла, и вдруг намылилась исследовать опасные места. Не хватало ещё с тобой возиться!!
-Ну, как ты не понимаешь! Это же настоящее приключение.
-Почему ты никогда никого не слушаешь?! Из-за твоих принципов одни неприятности!
-Причём здесь принципы?! Мне наоборот нужно больше двигаться, разрабатывать спину и ноги.
-Бред какой-то! Послушай, мы только спустимся, заберём Михаила и обратно.
-И ты не захочешь осмотреть пещеру? А вдруг там какая-нибудь тайна, или чего ещё похлеще.
-Нет там пещер, завалы одни. И что там может быть ещё похлеще?! Типун тебе на язык!
-А я всё ровно здесь не останусь!
-Да пускай лезет с нами, раз так хочет,- вмешался в спор Иван.- Я спущусь первым, подам вам руку. После, помогу девушке.
Борясь с нахлынувшим раздражением и злостью, на упёртую девицу, молча согласился. Иван ловко спрыгнул на дно ямы, подняв целую тучу пыли. Он выдал несколько шуток в наш адрес, после чего помог сначала мне, а следом и Ауксе спуститься к нему. Заваленный осколками кирпичной кладки, землёй, вперемешку с различным мусором, проход плавно углублялся куда-то вниз. Узкая расщелина, пугающей чёрной пастью, скрывала за собой таинственное пространство. Откуда, изредка, слышались негромкие стоны человека.
-Мишка-а,- робко, с некой опаской, протянул Иван.- Ты где там? Отзовись.
-Да здесь я, здесь,- послышался хрипловатый голос, вторясь слабым эхом.- За каким-то завалом. Мне ногу привалило. Никак выбраться не выходит.
Перемахнув через небольшую горку, образованную завалом, я прошёл в глубину прохода, посветив туда фонарём. Дальше виднелся довольно высокий коридор, примерно в человеческий рост, аккуратно выложенный кирпичом, в виде арки. У самого пола, головой вниз лежал человек, щурясь от яркого света.
-Как вы себя чувствуете?- спросил я, подходя ближе к пострадавшему.- Ушиблись сильно? Кости целы?
-Да всё нормально со мной,- ответил тот с долей раздражения.- Немного плечо ушиб, спину, да вот ещё ногу привалило. Кажется, вывихнул.
От Михаила резко потянуло запахом спиртного. Это особенно чувствовалось здесь, в узком пространстве, наполненном влажным воздухом. Вот ведь по истине, чудо. Был бы трезвый, наверняка б шею сломал, побывав в таком переплёте. А здесь, гляди, отделался лёгкими ушибами. Освободить Михаила из-под трухлявой балки, не соста-вило особой трудности. Мужчина поохал, покряхтел и произнеся скупые слова благодарности, присел опершись на стенку тоннеля.
-А давайте проверим, что за тем проходом,- не унималась Ауксе.
Она, не дожидаясь общего согласия, отправилась в глубь арочного коридора.
-Ну, где вы там?- на ходу окликнула она.- Скорей посветите, тут темно очень. Ничего не видно!
Тяжело вздохнув, я последовал за ней.
-Послушайте, может поможете мне выбраться с этого жуткого места,- недовольным тоном, проговорил Михаил.- А потом будете лазить по погребам.
-Да погоди ты!- махнул на него рукой Иван.- Интересно же. Вдруг там винный погреб, или амбар с едой.
-Кто про что, а вшивый про баню,- буркнула Ауксе.- Этим развалинам лет-лет и памяти нет. Если и был амбар, то осталась от него одна труха.
-Мне бабка Бабаиха рассказывала, что в этих развалинах, местные жители монастырские сокровища искали, якобы спрятанные насельниками этого монастыря,- сказал я.
-Сокровища?- переспросил Иван.- Это интересно.
-Я не очень в это верю,- продолжил я.- Ну, какие у монахов сокровища? Народ на придумывал баек, чтоб жить не скучно было.
-Не скажите,- сказала Ауксе.- Мало ли. Может у них чаши золотые были, дорогие оклады на иконах, ризы там, ещё что.
Дальше будет...