Слухи о марсианском цилиндре у села Савинова

Марк Шишкин
(В 2013 году по одной надобности выписал в Лобачевке несколько неподъемных подшивок газеты «Волжско-Вятский вестник» за последние годы XIX и первые годы ХХ веков. Там обнаружил любопытное и очень пространное письмо в редакцию, которое перепечатал. Сканировать что-то дорого у них)

Заметку о слухах, распространяемых по Казани и пригородным селениям, которую напечатали в № 85 «Волжско-Вятского вестника», можно было бы принять за обыкновенную газетную утку, если бы не превосходная репутация издания, всегда предлагающего одни только достоверные сведения. Выйди она в захудалом листке, который не гнушается тешить неразборчивого читателя вымыслами, никому бы не подумал искать в ней зерно правды или опровергать. Мы свыклись с тем, что публика, лишенная возвышенных стремлений, развлекает себя бесхитростными историями, исключительно чтобы пощекотать неразвитое воображение. Каких только небылиц ни ходило в нашем городе в старые, да и в новые времена. Рассказывали о покойнике, что бродил по двору одной ворожеи в Адмиралтейской слободе и был задержан полицией; о виденном в имении под Казанью баране о трех головах; о двухголовом человеке на Старой Горшечной улице. В Свияжске одни невежественные субъекты пугали других невежд, что в Казани было землетрясение, и серная вода из преисподней полностью затопила Черноозерский сад. Сегодня подобные нелепости всегда готовы подхватить нечистоплотные газетчики. Увы, печатное слово не всегда служит просвещению во тьме лежащих, но и подкрепляет бытующие суеверия. Однако этого вовсе нельзя сказать о «Волжско-Вятском вестнике». Поэтому заметка, автор которой подписался как Стр-цкий, не прошла незамеченной.

Стр-цкий постарался убедить нас, что близлежащие села и деревни, а также и сама Казань, переживают подобие средневековых массовых галлюцинаций, когда разные лица без предварительного сговора оказываются подвержены одинаковым иллюзиям. В качестве доказательства он предложил свидетельства якобы подвергшихся видениям крестьян с. Савинова и дер. Троицкой Ноксы, новотатарского мещанина Исхака Азимова и бывшего в Казани англичанина Томаса Мапотера. Якобы ночью в июле месяце савиновские и троицкие крестьяне видели на лугу у Казанки колоссальных размеров предмет, похожий мельничный жернов как бы приплюснутый с двух сторон. Некоторым из них предмет показался похожим на врытый в землю огромный котел. Шириной циклопическое видение превышало 100 саженей, а в высоту достигало 20 саженей. Боковые стороны состояли из множества зеркал. Верхняя сторона якобы была покрашена зеленой краской и имела отверстие в середине. Из отверстия в небо исходили лучи света и слышалось множество голосов, которые крестьяне назвали ангельским пением. Сходные показания представил татарин Азимов, бывший в ту ночь по неизвестной надобности в Подлужной слободе, и англичанин Мапотер, якобы совершавший ночную прогулку у Федоровского бугра. Эти два свидетеля указали, что странное сооружение стояло на противоположном берегу Казанки, а вместо зеркал на боковой стороне увидели огромные движущиеся картины.

Таковы, если опустить подробности, сведения, предложенные Стр-цким, а читательский отклик на них, зависит от умственного склада и жизненной опытности самих читателей. Просвещенное общество, посмеявшись, отмахнется от глупостей. Ревнитель общественного порядка заподозрит пропаганду раскольников, давно обосновавшихся в дер. Больших Дербышках. Но если есть среди подписчиков «Волжско-Вятского вестника» знатоки новейшей литературы, то они не могли не увидеть в небылицах, якобы пересказанных Стр-цким со слов разных лиц, мистификацию, созданную самим Стр-цким.

Некоторое время назад «Мир Божий» в трех номерах опубликовал необычную повесть английского литератора Г. Уэлльса «Борьба миров», где обыватели пригородов Лондона также обнаружили лежащий на лугу цилиндр. Диковинная находка обернулась нашествием на землю целой армии с планеты Марс. Внешний вид марсиан Уэлльс постарался показать непохожим на облик человека настолько, насколько то возможно. С головой без шеи, представляющей одно целое с туловищем, с восемью парами тонких рук-щупалец вокруг рта, питающиеся кровью своих жертв – такие чудовища прилетели в Англию в цилиндрах из неизвестного металла! Вооруженные многорукими паукообразными машинами, движущимися треножниками и тепловым лучом, сжигающим все к чему он прикоснется, марсиане внезапно объявили войну человечеству. Впрочем, и финал их был столь же внезапным. Незнакомые с болезнетворными микробами, марсианские завоеватели погибли от земных болезней.

Очевидно, что Стр-цкий читал «Борьбу миров», и решил предложить нашей публике собственный пересказ повести. Но чтобы читатель не оставил его вымысел без внимания, перенес действие из далекой Англии в нашу Казань. Вместо Хорсельского луга, у нашего автора живописные зеленые луга близ с. Савинова. Вместо Уэлльсова астронома Оджильви у него целый англичанин Мапотер. Зеваки, видевшие упавший с Марса цилиндр, у него также местные: из Савинова, Троицкой Ноксы и Подлужной. С таким же успехом Стр-цкий мог привлечь во свидетели несчастных обитателей Дома умалишенных за Немецкой Швейцарией, откуда низинный берег Казанки виден столь же хорошо, но видимо побоялся злоупотребить терпением читателя. По той же причине мы ничего не услышали от него о марсианских треножниках, гуляющих в Панаевском саду; о тепловых лучах, превращающих в пар воду Кабана и Булака; о гибели марсиан от постыдной заразы на Песках. Вместо этого Стр-цкий почти в десять раз увеличил диаметр прибывшего на землю цилиндра, представив его едва ли не хрустальным дворцом из нашумевшего некогда романа одного автора. Но и этого мистификатору показалось мало! Он пошел дальше самого Уэлльса, снабдив марсианский цилиндр движущимися фотографиями Люмиер. Теперь-то читатель, охочий до модных развлечений, ни за что не пропустит сообщение о загадочных видениях!

Достоин ли порицания автор, воспользовавшийся неосведомленностью читателей в беллетристике? Нет. Скорее достойно порицания общественное настроение, легко готовое приписать нашему мужику слепую веру в разные небылицы. Достойна порицания публика, с жадностью читающая о светящемся цилиндре на лугу, но никогда не слышавшая об археологических исследованиях Вас. Иван. Заусайлова, который почти на том же лугу находил каменное копье первобытного человека. Напротив, мистификатор Стр-цкий обнаружил недюжинную находчивость, соединив в одной заметке недавние исследования проф. Бехтерева в области психических эпидемий, «Борьбу миров» и даже синематограф. Возможно это первая проба пера нашего казанского Уэлльса, пусть пока и не очень неудачная. Быть может небольшая заметка Стр-цкого станет материалом для большого романа! Ведь идей для вдохновения можно отыскать немало и у того же Уэлльса.

У английского романиста мы можем прочесть не только о войне с Марсом, но также о путешествиях во времени, когда человек из нашего века с помощью особой машины прибывает в 802701 год. Что если вымышленные Стр-цким савиновские и троицкие крестьяне, татарин Азимов и англичанин Мапотер оказались не жертвами средневековых галлюцинаций, а напротив переместились будущее? В этом будущем стены домов и иных сооружений действительно представляют собой множество зеркал и украшаются живыми фотографиями. А виденное ими сооружение – не марсианское судно и не циклопический мельничный жернов, а подобие римского Колизея, где наши далекие потомки смотрят как соревнуются атлеты и гладиаторы. Пусть у предубежденного читателя сама возможность Колизея на лугу у Казанки вызовет только смех, но исследовать образы не только настоящего, но и будущего времени – прямая обязанность и долг литератора. Ведь именно дух исследователя отличает настоящего писателя от распространителей слухов и небылиц.