Лондонская Национальная галерея-9

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Одним из самых важных художественных памятников, поступивших в 1876 году в галерею, надо бесспорно считать ЛЕОНАРДОВСКУЮ «МАДОННУ В СКАЛАХ» (1492-1508), происходящую из капеллы св. Франциска в Милане.
Произведение это является в целом повторением знаменитой композиции мастера, висящей в Лувре, представляя собой более позднее авторское повторение луврской картины, которая была выполнена во Флоренции в 1483 году.
Новый алтарный образ был заказан художнику в Милане, что подтверждается сохранившимися документами, и Леонардо, долго тянувший с выполнением заказа, кончил тем, что воспроизвел лишь с некоторыми изменениями свою прославленную юношескую работу, в то время как его ученик Амброджо ди Предис сделал изображения на боковых створках и расписал раму.
В этой НОВОЙ «МАДОННЕ В СКАЛАХ» ясно чувствуется рука зрелого мастера, что сказывается и в более собранной и монументально обобщенной экспозиции и в большей значительности выражения прекрасных лиц. В то же время мы ясно ощущаем здесь некую холодность целого в сравнении с трепетно поэтическим настроением луврской картины.
Подчеркнуто пластическая моделировка во вкусе Высокого Возрождения также разительно отличается от нежного «сфумато» более ранней вещи, тем более что краски сильно потемнели и сделали тени резкими и контрастными.

Как бы то ни было, приобретение ее для Национальной галереи явилось чрезвычайно важным вкладом в раздел живописи чинквеченто, дотоле явно уступавшим в полноте и качестве собранию картин предшествующей эпохи.

Капитальные приобретения, отметившие период 1860-1870-х годов и определившие в основном облик всего собрания, во многом объяснялись относительной дешевизной художественных произведений на мировом рынке, которая позволила галерее в короткий срок накопить такое количество шедевров. Работы многих выдающихся мастеров, в особенности, если они не принадлежали к числу прославленных традицией «больших имен», можно было купить за смехотворно малые суммы. Начало роста цен ясно определилось в последней четверти XIX века, и этот факт очень решительно отразился на жизни и росте галереи.
В 1884 году герцог Мальборо вознамерился продать несколько шедевров живописи старых мастеров из своего знаменитого фамильного замка Бленхейм. Директор галереи и попечители, осмотрев картины, выразили желание приобрести 12 произведений. Но цена, назначенная герцогом Мальборо за указанные полотна, была более 400 тысяч фунтов, и галерее пришлось сократить свой список.
Вопрос был решен в августе 1889 года.

Из всех картин были куплены только две: «МАДОННА АНСИДЕИ» (1505) РАФАЭЛЯ (1483-1520)  И «КОННЫЙ ПОРТРЕТ КАРЛА I» (1637-38) ВАН ДЕЙКА (1599-1641), за 70 тысяч и 17 500 фунтов стерлингов.
Два знаменитых портрета Елены Фоурмен кисти Рубенса приобрел в свою коллекцию Альфред Ротшильд, в то время как «Персея и Андромеда» того же мастера купил Берлинский музей.

Это было первое «поражение», которое потерпела Лондонская Национальная галерея в своей до сих пор чрезвычайно успешной и широкой закупочной деятельности. В следующем, 1890 году возникло новое критическое положение в связи с продажей графом Рэднором трех великолепных портретов кисти Гольбейна, Морони и Веласкеса из старинного собрания в Лонгфорд-Касл.
Галерея снова оказалась поставленной перед необходимостью просить правительственных ассигнований, но приобретение этих картин так и не осуществилось бы, если бы не помощь нескольких частных лиц, внесших половину требуемой суммы. Все это было началом тех трудностей, с которыми отныне все чаще и чаще приходилось сталкиваться Национальной галерее.

Конец XIX– начало XX века ознаменовались появлением самого грозного для неё соперника в лице Соединенных Штатов. Основание МЕТРОПОЛИТЕН - МУЗЕЯ В НЬЮ-ЙОРКЕ в 1880 году и бурный рост частных американских коллекций вызвали огромный отлив художественный произведений из Европы, который многими сравнивался с ограблением Греции после римского завоевания или с теми художественными контрибуциями, которые применял Наполеон к побежденным им странам.
В самой Англии в это время распродажа фамильных собраний нуждающимися в деньгах аристократами становится массовым явлением, и б;льшая часть их уходит из страны в галереи американских миллионеров, не останавливающимися перед любой ценой.
Этот процесс особенно усилился в связи с тяжелым финансовым кризисом после первой мировой войны, когда целый ряд жемчужин национальной английской школы перекочевал за океан, например, прославленный «Голубой мальчик» Гейнсборо, проданный в 1922 году калифорнийскому железнодорожному королю Хантигтону за миллион долларов. Именно борьба с этим злом становится с тех пор главным определяющим моментом в закупочной политике галереи, стремящейся, прежде всего, сохранить для страны ее художественное сокровище.
Картины, приобретенные из исторических частных собраний, были произведениями, имеющими огромное значение и как работы уникального художественного достоинства, и с точки зрения научно- систематического комплектования отдельных национальных школ.

Из трех портретов, купленных у лорда Рэднора, особого внимания заслуживает редкий по красоте и реалистичной точности большой парный портрет ГОЛЬБЕЙНА (1497/98 - 1543), известный под названием «ПОСЛЫ» (1533). Немецкая школа до этого была вообще чрезвычайно слабо представлена в Национальной галерее. Шедевр Гольбейна, этого величайшего наряду с Дюрером мастера немецкого Возрождения, занял в ней поэтому самое почетное место. Как известно, Гольбейн провел конец своей жизни в Англии на службе у короля Генриха VIII, когда им и был написан портрет французского посла Жана Дентвиля и его друга Жоржа де Сельва, епископа Лаворского, называемый «Послы».
Редкое красочное богатство и необычайная тонкость в исполнении разнообразных деталей костюма и обстановки сочетаются здесь с непогрешимо точным рисунком и монументальным чувством целого, придающими изображению особую значительность.
Этот портрет, написанный на дереве, является одной из самых популярных картин галереи и гордостью ее немецкого раздела, который успел с тех пор обогатиться еще многими выдающимися произведениями.