21. Догмат о сотворении мира. Продолжение

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.2. Догмат о сотворении мира из «ничто».

I.1.2.1. Учение о существе Божием.

Божественная сущность недоступна познанию. Следовательно, мы можем исследовать не сущность Божества, а свойства существа Божия, причём не личностные (ипостасные) свойства, а природные (деятельные или энергийные) свойства Божии. Это те свойства, которые принадлежат самому существу Божию, но не вмещаются в неё, ибо это - пресущественная часть божественной сущности и они - общие всем лицам Святой Троицы.
Господь открывает Своё имя как «Сущий» (Исх. 3, 14). Свт. Григорий Богослов, в своих словах (34 и 45), толкует это так:
«Сим именем именует Он [Бог] Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начинается и не прекратится».
Из этого следует, что Бог, во-первых, является Личностью и, во-вторых, заключает в Себе безграничную «полноту бытия». Поэтому и Божественные свойства делятся на две группы:
- первая показывает, что Бог есть духовно-разумное существо, или Личность, благоволящая открыть Себя. Эти свойства называются - катафатическими или духовными;
- вторая обусловлена тем, что Бог, обладая полнотой бытия, обладает и абсолютной сущностью. Свойства, относящиеся к совершенствам Его бытия, называются апофатическими или онтологическими.