Потерянный голос Уитни Хьюстон

Александр Шувалов
(Репортаж № 52)

Уитни Хьюстон - одна из самых значимых личностей в истории популярной музыки. Она стала первой чёрной певицей, чьи видеоклипы широко транслировались по телевидению, что наряду с Майклом Джексоном помогло в преодолении барьеров для афро-американских исполнительниц.

Уитни повезло: её мать была известной исполнительницей госпелов (жанр духовной христианской музыки), двоюродные сёстры – прославленными исполнительницами соул (эмоционально-прочувственное направление популярной музыки чернокожих жителей США), а крёстной матерью - «королева соула», первая женщина, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла Арета Франклин. Поэтому не удивительно, что Уитни, обладая сильным и красивым голосом, уже в 11 лет стала главной солисткой в церковном хоре, а в подростковом возрасте в качестве бэк-вокалистки своей матери исколесила всю Америку.

Уитни была счастлива тем, что может петь, и тем, что живёт в дружной семье. Обстановка в ней была наполнена миролюбием и спокойствием, родители никогда не ссорились. Но когда девушке исполнилось 15 лет, они также спокойно и единодушно приняли решение о разводе. Оказалось, что на гастролях мать заводила романы, а отец, на котором держалось всё домашнее хозяйство, в это время успевал навещать любовницу. Распад такой, по её мнению, «дружной» семьи Уитни восприняла как трагедию, которая наложила неизгладимый отпечаток на её личность и, как следствие, её судьбу. Взгляд Хьюстон на людей радикальным образом изменился. Если она встречала человека с тихим и спокойным характером, то он вызывал у неё страх, смешанный с брезгливостью, так как она начинала ожидать от него каких-нибудь подлостей. Поэтому Уитни стала предпочитать людей, которые не прячут свои пороки. Больше всего таких личностей оказалось среди эстрадных исполнителей.

Уитни, обладая природной красотой и стройной фигурой, могла бы стать звездой модельного бизнеса не хуже Наоми Кэмпбелл. Но она, не задумываясь, оставила подиум, как только в 1985 г. появилась возможность записать свой дебютный альбом. И не прогадала, т.к. первая же пластинка возвела её в ранг звёзд экстра-класса. Последовавшая в этом же году премия «Грэмми» за «лучший женский вокал» закрепила за певицей этот статус.

Второй альбом вышел в 1987 г. и принёс Хьюстон вторую премию «Грэмми». Взлёт мировой славы продолжался: в 1990 г. вышел третий альбом, а в 1992 г. на экранах появился знакомый нам фильм «Телохранитель». Главные роли в нём исполнили Уитни Хьюстон и обладатель «Оскара» Кевин Костнер, который одновременно был и продюсером. Мелодрама, благодаря первоклассным артистам и знаменитому саундтреку в исполнении Уитни Хьюстон, была обречена на успех.

Разумеется, такая красивая и успешная эстрадная дива пользовалась большим успехом у мужчин. Её роман с талантливым и знаменитым киноартистом Эдди Мерфи дошёл до стадии помолвки. Но вот незадача. Эдди был слишком порядочным и приличным человеком. А такие люди вызывали у Хьюстон страх. Она считала, что внутри их может таиться дьявол, которого пока не видно. Уитни предпочитала чёрта во плоти, такого мужчину, у которого все его самые плохие качества всегда были на виду.

И вот 18 июля 1992 г. двадцатидевятилетняя мега-звезда мировой эстрады выходит замуж за второразрядного рэпера и танцора Бобби Брауна, который больше всего был известен пьянками, страстью к наркотикам, драками и «скверным характером скотины». У него уже были разногласия с законом и трое детей от первого брака. Но во все времена находились женщины с мазохистской личностью, которых привлекал именно такой тип мужчин.

Свадьбу поп-звезды все сразу объявили большой ошибкой, но она по-настоящему влюбилась в певца-скандалиста, который был моложе её на пять лет. Уитни гордо отвечала укорявшим её родным и близким: «Он хорош тем, что у него не обнаружатся тайные пороки»! И в этом, безусловно, была права - куда уж хуже! Распускает руки? Так он же мужчина! Бьёт - значит любит! «Свадьба десятилетия» была отмечена восемью сотнями гостей, десятью тысячами роз и трёхметровым шлейфом на платье невесты.

Как у каждой психопатической личности, у Бобби Брауна были и положительные черты. Так, Уитни категорически отказывалась от съёмок в фильме «Телохранитель», но муж уговорил её согласиться на долгий съёмочный процесс, предъявляя, впрочем, весьма своеобразный аргумент: «Мужики с ума сойдут от того, что я сумел подцепить такую классную девицу!» И он оказался прав.

Фильм действительно принёс Хьюстон мировую известность. Но у мужа вскоре появились серьёзные претензии. Посмотрев фильм и увидев, что некоторые сцены его супруги с Кевиным Костнером и чувства героини к последнему могли иметь место в действительности, он от ревности буквально взбесился.

Избиения, которым она подвергалась, чередовались с садистским отношением. Однажды, когда они ехали на гастроли, Бобби, поссорившись с Уитни, высадил из машины жену вместе с трёхлетней дочерью Кристиной ночью на безлюдном шоссе и оставил «голосовать» в ожидании попутной машины. Но отъявленной мазохистке, видимо, нравилось быть объектом издевательства. Тем более что скандалы сменялись неделями тихой и спокойной жизни. Певица прощала мужу всё, включая три выкидыша, случившиеся в результате стрессов. Она защищала и оправдывала его перед окружающими, заявляя, что таким и должен быть настоящий мужчина, именно такой и должна быть «сумасшедшая любовь».

Не удивительно, что первые пять лет супружеской жизни ушли у супругов на бесконечное выяснение отношений, ссоры и драки. Хьюстон было не до песенной карьеры: у неё за это время не вышло ни одного альбома. Газетные сенсации об очередных ссорах звёздной пары постепенно вытесняли статьи об уникальном вокальном мастерстве певицы.

В 1997 г. терпение Уитни закончилось. Она занялась собой, проблемы с голосом, которые появились после свадьбы, прекратились и певица через год выпустила новый сольный альбом. Но мелодрама не была бы мелодрамой, если бы Уитни изменила своим влечениям. Бобби прошёл курс антиалкогольного лечения, прекратил встречи с многочисленными поклонницами и со свойственным ему напором вновь стал ухаживать за женой. Супруги помирились, но песенная карьера вновь стала давать сбои: начались опоздания на репетиции, срыв съёмок и отказы от концертов, несмотря на громадные неустойки. И вновь началось злоупотребление кокаином. Это уже было серьёзно. Появились проблемы с голосом, знаменитая певица вместо пяти октав с трудом вытягивала две, и её выступления зачастую не проваливались только благодаря бэк-вокалу.

Наконец, в 2000 г. на концерте в Лос-Анжелесе наступил тот момент, который был неизбежен. Во время выступления у Хьюстон пропал голос. Врачи констатировали причину несчастья: хронический нервный стресс и наркомания.

Теперь наступила очередь Уитни ложиться в клинику. А неугомонный муженёк в это время продолжал свои любовные похождения, о которых Хьюстон узнавала из газет, что не прибавляло ей спокойствия и не способствовало выздоровлению. Две страсти разрывали её: или сохранить свою «сумасшедшую любовь», или продолжать оставаться суперзвездой и кумиром миллионов поклонников. Она так до конца жизни и не смогла коренным образом изменить свою личность, пытаясь усидеть на двух стульях.

В январе 2000 г. в Гавайском аэропорту её задерживали с марихуаной и возбудили уголовное дело: Хьюстон грозило 30-дневное заключение. Неизвестно, чего больше испугалась Уитни – позора или страха оказаться за решёткой без привычного наркотика. Решающим аргументом для суда должен был стать тест на содержание наркотика в крови. И – не частый случай, но ей пришёл на помощь беспутный муж, который по-своему, но любил талантливую жену. Потакая всем её капризам, он, тем не менее, выкинул из дома «дурь» и жёстко руководил процессом детоксикации. Уитни мучилась от «ломки», которая сопровождалась бессонницей, тошнотой и приступами панического страха. Бобби оставался непреклонным. Наконец был сдан анализ и получен отрицательный результат. Но многолетнее злоупотребление кокаином обошлось певице не дёшево – судебный штраф составил 750 тысяч долларов. Это если не считать основательно подорванного здоровья.

А запутанная жизнь продолжалась. Триумфальные концерты, совместные выступления с Рикки Мартином, Энрике Иглесиасом и другими знаменитостями, королевские приёмы чередовались с пьянками, наркотиками, психическими срывами и отменами концертов, в том числе и в Москве, куда Хьюстон планировала приехать в 2001 г.

Вокальный стиль Уитни Хьюстон оказал огромное влияние на музыкальную индустрию. Она привнесла в популярную музыку заложенные в нее с детства элементы госпел-пения, выработала виртуозный певческий стиль, основанный на внезапных нарастаниях и многочисленных мелодических украшениях - мелизмах. Поразительная техника Хьюстон до сих пор заметна почти в каждой эстрадной диве, в каждом исполнителе городского соула: как у женщин, так и у мужчин. Её голос и вокальное искусство стали образцом для подражания.

Газета «The Los Angeles Times» писала: «В лучшие годы, ничто не могло сравниться с её огромным, чистым, вальяжным меццо-сопрано». Согласно Книге рекордов Гиннесса, Хьюстон являлась артисткой с самым большим количеством наград.

Скоропостижная смерть гениальной певицы в гостинице «Беверли Хилтон», произошедшей сразу после вечера, посвящённого вручению премий «Грэмми», на котором Хьюстон позировала многочисленным фотографом, породила множество версий. Исключали только убийство. Считают, что певица уснула, принимая ванну и захлебнулась. Наркотиков в номере не нашли, но ходят слухи, что до приезда полиции все запрещённые средства успел вынести её наркодилер. Обнаружили много сердечных лекарств, официально выписанных врачами. Так что не исключалась версия потери сознания из-за сердечного приступа. Это вполне возможно, так как хроническое употребление кокаина вызывают инфаркты миокарда, приступы стенокардии и аритмии. В крови артистки была обнаружена марихуана.

О знаменитой и трагически погибшей певице можно было бы сказать: Sic transit Gloria mundi - «Так проходит земная слава». Но к творчеству Уитни Хьюстон эта максима пока никакого отношения не имеет. Её прекрасные песни остаются с нами.

***

Опубликовано в журнале «Наша психология» №10, 2013 г.