Безответная

Любовь Матвеева-Поротикова
 

        «Чем старее, тем правее» (русск. пог.)

       - Как вас звать?
       - Сима…
       - Это как же звучит полное имя?
       - Серафима… - отвечает мне соседка по прилавку,  – Серафима Дмитриевна  Гущина.
        У пожилой соседки миловидное детское лицо и ясные доверчивые глаза, несмотря на её семьдесят девять лет. Такие лица с годами становятся всё привлекательнее. Мы стоим рядом на базаре за прилавком на ногах третий час, и пытаемся продать - я  ведро смородины,  а она  полтора литра малины. Покупатели пока ходят мимо, день в разгаре, жара всё сильнее, я предвкушаю: вот продам  ягоды, поеду на Пёстрое купаться! Там сегодня весь город!
       - Ничего, скоро  продадим! – подбадриваю я Серафиму Дмитриевну, - идите посидите вон там на лавочке, я отвечу за вас, если  подойдёт покупатель!..
       - Да я постою, - отвечает мне.
       - А чем займётесь, когда продадите?
       - Пойду на дачу. Через лес – три километра, пешком…
       - А почему не на автобусе?
       - От нас, из Борков, до Белого ни на чём не доедешь, только пешком…
       - Ничего себе – пешком, в ваши годы…
       - Да это – ничего. А вот я смотрю – картошку хорошо берут, хоть и с ростками уже… Мне бы свою продать,  в подвале ещё мешка три осталось… Хорошая, вкусная, без ростков! Да как довезти?..
       - А вы с кем живёте?
       - С внуком, ему двадцать пять лет, женат, скоро лялька будет…
       - И он что – вам не поможет привезти картошку на базар?
       - Нет, не поможет. Попробую сама хоть пол-мешка привезти – скоро за  квартиру  платить…
       - А молодые почему не платят? И не помогают? Как это возможно? Внук-то хороший? Работает?
       - Внук хороший, оба работают, плохо, что квартира однокомнатная, уж я стараюсь и дома не бывать, всё лето – на даче, а зимой куда денешься?.. Снимать квартиру им дорого, вот, теснимся… Помочь им некому, кроме меня.  Чувствую, что я им мешаю…
       - А как вы питаетесь? Вместе?
       - Отдельно.
       - Вот сейчас придёте, усталая, с базара, и они вам покушать не предложат?
       - Внук иногда предлагает, а сноха - ни за что. Когда-то я была комендантом в общежитии Борковского техникума, от него и квартиру получила. Тут вырос мой сын… Да беда пришла – сноха умерла. Сын снова женился, уехал, а девятимесячный ребёнок остался на моих руках. Вот сама я его и вырастила… Сын живёт в Калининграде, затеял строительство коттеджа, деньги зарабатывает в Германии. Приглашает – скоро к нему поеду, чтобы здесь не мешать. А вообще жду, когда он достроит дом, говорит – там и мне место найдётся…
         - Вы родились здесь?
         - Нет, я из Ярославля, там до 14 лет жила. Помню, как объявили, что Сталин умер. Помню, как все рыдали! Я – тоже. Потом родители подались сюда, на целину. Первую зиму жили в больших палатках – человек по пятьдесят. Холодно было – жуть! Потом дома стали строить. Там я и будущего мужа встретила – он из Алма-Аты приехал, хороший был человек.
         - А вот доведись снова вернуться в прошлое – как бы вы поступили? Снова бы взялись воспитывать маленького ребёнка, зная, что благодарности не дождёшься?
         - Конечно! Это же закон жизни – спасти своё потомство. И потомству потом – дело только до своего потомства. Остальное - неважно…
         - А вы на кого похожи – на маму или на папу?
         - На папу. Моя мама рано умерла, а отец прожил больше восьмидесяти лет. Видно, и генетика у меня папина, раз до сих пор живая. Может, и дождусь  лучших времён…

         Прошло пол-года... Я поехала узнать, как поживает Серафима Дмитриевна. Дома её не оказалось, поговорила с соседкой, старушкой Катей - у Серафимы  всё хорошо. Она съездила к сыну в гости, потом он приехал к ним, и разрулил ситуацию. Теперь молодая семья живёт отдельно, на том же этаже, недалеко от бабушки. В обеих квартирах сын сделал ремонт, купил мебель... Я порадовалась за женщину, вызвавшую у меня такую симпатию!..

         Прошло ещё три года... Жива ли Серафима Дмитриевна? На днях в одной из продавщиц узнаю знакомые черты. Подошла - да, это она! Продолжает жить и трудиться...