Авиазавод. 9. Три опоры

Лев Неронов
 
        Конструкторский люд авиазавода стал покидать мелкие цеховые курятники и уходил в КБ Хасанова или КБ Козлова. Чтобы затруднить массовые переходы людей, на заводе прошелся слух, что по суду будут отбирать ведомственное жилье у сбежавших. Особенно это касалось тех, кто к партии не имел отношения.
 
        Для партийных были свои рычаги воздействия на психику. В нарушение статьи о праве человека на жильё Основного Закона Конституции СССР руководству завода оставалось рассчитывать только на юридическую безграмотность населения. Стоило, было, подписать «бегунок» об уходе с завода, тут же специалиста догоняла повестка в инсценированный суд.
 
        Давя на психику, бессловесность, страх и зависимость в «зале заседания» было все, как в детективных фильмах: скамья подсудимых для ответчика - обладателя ордера на заводскую квартиру. Истец - активистка завода, как представитель рабочего класса. «Ваша честь» в составе нескольких человек. Не хватало только ряженых: прокурора, адвоката, народных заседателей, свидетелей и милиции…
 
        Это, конечно, щекотало людям нервы, им приходилось объясняться, но ничто не могло удержать неизбежный ход исторического развития человеческой мысли и желания!
 
        Сотни людей знали легендарного Работина в отделе кадров, комплектовавшего КБ Козлова. Люди к нему на поклон захаживали тайком.

 
        Андреев Анатолий Владимирович начинал  работать со мной здесь, в СКО. Работал он у нас в бригаде «ШиУ», но недолго.
 
        Страсть он имел большую к расчетам. Линейку логарифмическую из рук не выпускал. Проявил он настойчивость, и перевели его в бригаду прочности «П».
До него трудились там только двое - А.И. Победоносцев и А.Л. Хасис.  Земля покоится на трех китах. Столу и тому нужно не менее трех опор-ножек.
 
        Бригада «П» получила, наконец, третью опору, в лице А.В. Андреева, да еще вместе с его счетной линейкой.
 
        Но Андреев упорно рвался к настоящей инженерной работе, где все надо начинать самому и с нуля. Запросился в КБ Козлова и наш Анатолий Владимирович.

 
        Проблема была в том, что он, имея серьезные намерения, уже успел вступить в партию. И оказался у партии на крючке. Точнее был взят в клещи: у начальника отдела Султанова,  слуги его, парторга Артюшкова и у всей парт ячейки отдела.
 
        Организовали партийное собрание. Бурно обсудили заявление коммуниста Андреева. Дошло дело до голосования: «отпущать, не отпущать». Благодаря молодежи из парт ячейки отдела, голоса за:
 
       - Пусть уходит, - перевесили.
 
        Победила справедливость в условиях партийной демократии. Султанов по-кавказски темпераментно возмущался. Но все, что случилось,  правильно: «Большому кораблю, большое плавание!».
 
        В дальнейшем он стал начальником подразделений прочности при проектировании ракеты Р-7, лунника Н1 и проекта Энергия-Буран.

 
        Жил я с Андреевым в одном общежитии.
 
        Анатолий ходил частенько на каток с хорошенькой девушкой. Возвращается, бывало, возбужденный и румяный с катка в наше общежитие, сразу же для следующей прогулки точит оба конька на специальном приспособлении со струбциной. Свои коньки точит и Валюшины. И еще дипломную работу он помогал ей выполнить: ходил с Валей по цехам, выбирал оборудование, для отражения в ее технологическом проекте. 
        Так что задел добрых отношений у них с Валей уже был. Оставалось пригласить Анатолия в ЗАГС.
 
        Это Валя и сделала, задав жениху ребус. А получает он его на проходной вместе с пропуском в виде загадочного вкладыша. Где это видано, чтобы мужчина обошелся без намека и сам догадался!
 
        Анатолий принял предложение немедленно. И живут они в браке долго и счастливо. И деток бог им дал. Комплект: внучку Леночку и сына - боксера и банкира! Дай, Бог, им здоровья и дальше воспитывать внуков и правнуков!
 

        Случилось через некоторое время то, что и должно было случиться: со временем, на свой «большой корабль» Анатолий Андреев и меня взял «в пучину прочности». В это время он был уже руководителем сектора. Перешел я работать к нему в ученики, в КБ Козлова. На том и закончился десятилетний этап моей работы на авиационном заводе.