de omnibus dubitandum 119. 68

Лев Смельчук
ЧАСТЬ СТО ДЕВЯТНАДЦАТАЯ (1918)

Глава 119.68. ДУРНОЙ ПРИМЕР…

    Больше всего прожигали свою жизнь и свои последние гроши русские офицеры.

    Их подчиненные, «серая скотинка» давно уже перекочевали за Кавказский хребет и частью пробрались к родным очагам, частью вступили в ряды Красной армии и воевали против казаков и корниловских добровольцев, восставших против власти Советов.

    Другие в Тифлисе ударились в спекуляцию, хотя правительство велеречиво объявило, что всякий спекулянт есть тот же контрреволюционер.

    Конечно, никакому другому наказанию, кроме этого позорного титулования, спекулянты не подвергались.

    Сам последний главнокомандующий Кавказского фронта генерал Лебединский* подал крайне некрасивый пример своим подчиненным.

*) ЛЕБЕДИНСКИЙ Евгений Васильевич  (1873-?) — генерал-майор, командующий Кавказским фронтом с декабря 1917 года по май 1918 года. Родился 24 декабря 1873 года, происходил из дворян Орловской губернии, сын командира Крымского пехотного полка полковника (впоследствии генерал-майора) Василия Фёдоровича Лебединского. Образование получил в Тифлисском кадетском корпусе, по окончании курса наук в котором 1 сентября 1891 года был зачислен юнкером в 1-е Павловское военное училище. 4 августа 1892 года произведён в подпоручики и по выпуске из училища был зачислен в 1-й Кавказский стрелковый батальон. Произведённый 4 августа 1896 года в поручики Лебединский поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. 4 августа 1900 года произведён в штабс-капитаны. Окончил академию в 1901 году по 1-му разряду и 23 мая того же года получил чин капитана с назначением состоять при Кавказском военном округе. С 2 апреля 1903 года по 5 мая 1907 года был адъютантом штаба Кавказской кавалерийской дивизии, с 9 октября 1904 года по 9 октября 1905 года отбывал цензовое командование ротой во 2-м Кавказском стрелковом батальоне и 6 декабря 1904 года был произведён в подполковники. Затем до 22 декабря 1909 года Лебединский занимал должность адъютанта штаба Кавказского военного округа и с 8 июня по 7 октября 1909 года отбывал цензовое командование батальоном в 204-м пехотном Ардагано-Михайловском полку, 6 декабря 1908 года произведён в полковники. С 22 декабря 1909 Лебединский был начальником штаба 2-й Кавказской казачьей дивизии. Для ознакомления со строевой службой в разных родах войск был командирован в артиллерию и кавалерию.
В должности начальника штаба 2-й Кавказской казачьей дивизии Лебединский встретил Первую мировую войну. Сражался на Кавказском фронте. 5 марта 1915 года он был назначен командиром 81-го пехотного Апшеронского полка и Высочайшим приказом от 5 февраля 1916 года был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, а Высочайшим приказом от 16 октября того же года ему было пожаловано Георгиевское оружие. Также 3 июля он был произведён в генерал-майоры (со старшинством от 6 мая 1915 года).
С 3 октября 1916 года Лебединский был назначен командующим 6-й Особой пехотной бригадой, а с 29 января по 30 июня 1917 года командовал 4-й Особой пехотной дивизией, после чего был назначен начальником штаба 7-го Кавказского армейского корпуса; с 13 августа 1917 года был дежурным генералом штаба армий Кавказского фронта; с 5 октября занимал пост начальника штаба Кавказского фронта. С отъездом из армии командующего фронтом генерала Пржевальского принял его полномочия и с 5 января по 5 мая 1918 года занимал пост главнокомандующего Кавказским фронтом.
Среди прочих наград Лебединский имел ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени (1903 год)
Орден Святой Анны 3-й степени (1906 год)
Орден Святого Станислава 2-й степени (6 мая 1914 года)
Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия: Биобиблиографический справочник. — М., 2004.
Источники:
Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. — М., 2009. — Т. 2: Л—Я.
Список генералам по старшинству. Исправлен по 10 июля 1916 г. — Пг., 1916.
Список полковникам по старшинству. Составлен по 1 марта 1914 г. — СПб., 1914.
Стрелянов (Калабухов) П.Н. Казаки в Персии. 1909—1918 гг. — М., 2007.

    Грузинское правительство пока еще терпело этого высшего русского военачальника как главу ликвидируемых военных учреждений. Предвидя скорый конец своей эфемерной власти, ген. Лебединский открыл довольно шикарный сад-ресторан под названием «Стелла». Днем он очень усердно подписывал приказы о производстве того или иного офицера в следующий чин; вечером наживался от произведенных, которые не могли не ознаменовать этой высочайшей милости пирушкой в начальнической «Стелле».

    Число питейных заведений, открытых золотопогонными предпринимателями и обреченных на весьма скорую гибель, росло обратно пропорционально средствам предполагаемых посетителей.

    На каждой мало-мальски приличной улице красовалось по дюжине изящных, уютных ресторанов, украшенных мебелью генеральских гостиных. Все незастроенные местечки на берегах мутной Куры покрылись цепью досчатых балаганчиков, где продавалось все, до женской любви включительно.

    Быстро наживались офицеры — владельцы комиссионных магазинов, по преимуществу опытные хозяйственные крысы. Недальновидная строевщина продавала при их посредстве порою последний нательный крест, рассчитывая, что в магазине своего брата-офицера можно выручить более, чем у авлабарских {Квартал г. Тифлиса, где находится базар} армян.

    Деморализация все более и более охватывала русские круги. Мыслящие, более культурные люди открыто обвиняли главнокомандующего, предпочитавшего виноторговлю заботам о судьбе подчиненных. Его влиятельный голос мог бы подсказать то или иное решение офицерам, которым приходилось «самоопределяться».

    Тифлисская пресса приложила в свою очередь все свои старания к тому, чтобы внести еще больший сумбур в удел военщины, выбитой из обычной колеи и не знавшей, где голову преклонить.

    — Неслыханные зверства большевиков! Поголовное истребление интеллигенции в Советской России! Поголовное уничтожение офицерства! — вопили газеты вроде желтого «Тифлисского Листка».

    Писали, что на станции Армавир большевики вытащили из вагона известного на Кавказе генерала Раддаца и перепилили его пополам. Позднее один из спутников этого генерала, человека нервного и впечатлительного, утверждал что он сам застрелился, когда красногвардейцы, войдя в вагон, заметили офицеров и стали срывать у них погоны.

    Сведения о большевистских порядках передавались одно чудовищнее другого. Люди, только что выбравшиеся из дебрей Турецкой Армении и мало знакомые с ценностью сообщений «собственных корреспондентов», невольно верили всей той ахинее, которую преподносили газеты. Проверить не было никакой возможности.

    У большинства пропадала охота выбираться в Россию. Но и «огрузиниваться» никому не хотелось, так как, при незнании местного языка и в виду недоверия грузинских властей к русским людям, этот акт не сулил выгод.

    В самом начале формирования особой грузинской армии глава ее, генерал Квинитадзе* (см. фото), чувствуя необходимость в технических работниках, предложил всем чинам старого штаба Кавказского фронта продолжать работу в качестве слуг грузинского правительства.

*) КВИНИТАДЗЕ Георгий Иванович – генерал российской императорской армии, кавалер многих наград, в том числе ордена Св.Георгия 4-й степени и Георгиевского оружия. Родился 21 августа 1874 года в Дагестане, сын героя Хивинского похода 1873 года полковника Ивана Семёновича Квинитадзе. Образование получил в Тифлисском кадетском корпусе, из которого выпущен 1 сентября 1892 года подпрапорщиком. Затем поступил в Константиновское военное училище, по окончании которого 8 августа 1894 года произведён в подпоручики и назначен в 152-й пехотный Владикавказский полк.
Последовательно получил чины поручика (7 августа 1897 года) и штабс-капитана (7 августа 1901 года). В рядах 9-го Восточно-Сибирского стрелкового полка принимал участие в русско-японской войне, за отличие был награждён орденом св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом (в 1905 году) и орденом св. Анны 4-й степени (в 1907 году), а также произведён в капитаны.
По окончании военных действий поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, которую окончил в 1910 году по 1-му разряду и был назначен командиром роты в 16-м гренадерском Мингрельском полку. С 1 апреля 1912 года состоял обер-офицером для особых поручений при штабе Кавказского военного округа. 6 декабря того же года награждён орденом св. Анны 3-й степени.
С началом Первой мировой войны принимал участие в военных действиях против турок в Закавказье, за отличие 15 июня 1915 года произведён в подполковники. 25 июня того же года назначен исполняющим дела начальника штаба 4-й Кавказской стрелковой дивизии, 6 декабря 1916 года произведён в полковники. С августа 1917 года — командир 15-го Кавказского стрелкового полка, с осени того же года командовал бригадой в 3-й пехотной дивизии Грузинского корпуса.
За отличие в Эрзерумской операции награждён золотой саблей с надписью «За храбрость» (Приказ по армии и флоту от 31 июля 1917 года) и орденом св. Георгия 4-й степени (Постановление Петроградской Георгиевской думы от 27 сентября 1917 года). В октябре 1917 года произведён в генерал-майоры. Также за отличия во время Первой мировой войны был награждён орденами св. Станислава 2-й степени, св. Анны 2-й степени, св. Владимира 4-й степени.
11 января 1918 года был назначен генерал-квартирмейстером Кавказского фронта, затем заместитель военного министра Закавказской республики. С образованием летом 1918 года грузинской армии Квинитадзе перешёл туда на службу и последовательно занимал должности помощника военного министра, командира 1-й дивизии, генерал-губернатора Абхазии, командующего войсками побережья Чёрного моря, начальника Тифлисского военного училища, главнокомандующего армией Грузии. В феврале—марте 1921 года организовывал сопротивление наступающим частям Красной армии.
В 1921 году, с падением независимости Грузии, эмигрировал в Константинополь, в 1922 году — во Францию.
В эмиграции работал на заводе грампластинок, занимался производством и продажей мацони. Председатель Объединения бывших воспитанников Тифлисского кадетского корпуса, член Союза Российских кадетских корпусов, член Союза Георгиевских кавалеров.
Скончался 7 августа 1970 года в Шату, похоронен на местном кладбище.
После себя Квинитазде оставил мемуары «Мои воспоминания в годы независимости Грузии, 1917—1921» (на русском языке, Париж, 1985; переизданы на грузинском языке в Тбилиси в 1998 году).
Источники
Волков С. В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. А—К. М., 2009
Гогитидзе М. Грузинский генералитет (1699—1921). Киев, 2001
Шабанов В. М. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. М., 2004