Церковная молитва

Валентина Ульянова
Содержание:
1. Благодатность молитвы в церкви
2. О силе поминовения за проскомидией
3. Значение таинств для спасения

                1. Благодатность молитвы в церкви

Иногда противопоставляют домашнюю молитву церковной. Это мнение основано на непонимании значения церковной молитвы. Как птице нужны два крыла, чтобы взлететь, так и нам, чтобы спасаться, нужна и та, и другая молитва. Домашняя, келейная, молитва очень важна, и без неё невозможна духовная жизнь, но тем более невозможно обойтись без церковной молитвы.   

Почему это так, в чем преимущество церковной молитвы? Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, соборная, молитва Церкви перед Престолом Божиим.   

Главное - в храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – это дом Бога.   

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет в «Слове о церковной молитве»:

«Без всякого сомнения, превосходнейшее по достоинству своему из всех зданий земных есть храм, или дом Божий, церковь. Хотя Бог присутствует повсюду, но в церкви присутствие Его проявляется особенным образом: самым ощутительным и самым полезнейшим для человека. Тогда только явление Бога еще полезнее и еще ощутительнее для человека, когда человек сам соделается храмом Божиим, соделавшись обителью Святаго Духа, подобно апостолам и другим величайшим святым. Но такого состояния достигают весьма редкие из христиан. … 

Божий храм есть земное небо… Храм есть место общения Бога с человеками: в нем совершаются все христианские таинства. … Деннонощно храм Божий оглашается славословием Бога; для слов мира сего в нем нет места. Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух. Постоянно хранит его Ангел Божий; Ангелы Божии и святые торжествующей Церкви нисходят в него. Присутствие в таком священном здании составляет величайшее счастье для земного странника. Святой пророк Давид, хотя был царь, хотя имел обширные и великолепные палаты, хотя обладал всеми средствами земного наслаждения и увеселения, но, как бы рассмотрев все и оценив все должным образом, сказал: “Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его” (Пс. 26, 4). Это произнес устами Давида Святой Дух. … В храме мы и молимся, и назидаемся, и очищаемся от грехов, и сообщаемся с Богом. 

Пример посещения храма Божия показал нам Спаситель (Ин. 7, 14), показали и святые апостолы (Деян. 3, 1). Христиане всех времен признавали тщательное посещение храма Божия своею неотложною обязанностью. 

…Спасительный образ посещения храма Божия мы видим в представленном нам Евангелием посещении храма мытарем (Лк. 18, 10). Мытарь встал в глубине храма, не считал для себя позволительным возвести глаза к небу, но ударял в грудь, говоря: “Боже, милостив буди мне грешному”. Мытарь вышел из церкви, привлекши к себе благость Божию». 

Св. Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский пишет о значении церковной молитвы:

«Общественная молитва, особенно молитва в Церкви важнее частной молитвы. Христос сказал «Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их» (Мф. 18, 20).

…В храмах мы легче можем освободиться от земных попечений и все свое внимание устремить на молитву.

…Бог, хотя и слышит всякого на каждом месте, особенно присутствует своей благодатью в храмах, что явлено людям во многих видениях (св. Андрей Юродивый видел Покров Богородицы; св. Серафим Саровский видел Христа во время малого Входа; служение ангелов со св. Спиридоном Тримифунтским и т.д.). «Богу мила домашняя молитва, но еще милее молитва в церкви», было явлено святой праведной Иулиании (жила в XVII веке).
По церковным канонам (80-е Правило, Трульского собора), христианин который в продолжении трех воскресных дней не приходил в церковное собрание на Литургию, должен быть отлучен от Церкви, а если священное лицо, то извержен от клира. Только те, которые жили совсем уединенно в пустыне, не собирались на общую молитву, но где было несколько пустынников поблизости, то субботу и неделю они проводили вместе, собравшись на Богослужение.

Участие в общественном Богослужении является доказательством, что мы принадлежим к Церкви, а удаление от Богослужения знак отступничества от Церкви».

Церковная молитва – соборная - эта та молитва, о которой Господь сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19-20).

Протоиерей Александр Торик пишет о молитве «в храме – месте, специально для молитвы созданном, месте, где пребывает Дух Божий:

«Храм – это место, где ваша молитва многократно усиливается общей молитвой Церкви, вашим участием в священнодействиях, совершаемых священнослужителями». 

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы Богу. 

"Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы... чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (Ин. 15, 16). 

Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего... "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1 Тим. 2,1). 

Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним" - и обещает: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). 

Св. Феофан Затворник свидетельствует, что церковная молитва выше домашней:

«Церковь - утешение ваше. Благодарение Господу, дающему вам ощущать благотворность пребывания в церкви. Святой Златоуст часто поминает, что можно и дома (молиться) помолиться, но так помолиться, как в церкви, дома не помолишься». 

«В церкви хорошо молитесь и не замечаете, как служба идет. Се добре! Если можете, бывайте сколько можно чаще в церкви. Она - Дом Божий истинный... хоть сложена из кирпичей с известью. Сердце чует, что оно в Доме Отца, и сладко ему... Для воспитания молитвы лучше всего ходить в церковь. Дома леность одолевает, а там лености нет места, ибо что же иначе делать, как не молиться».

«Надо службы церковные все выстаивать. И я тебе скажу, что нет лучшего способа к раскрытию умно-сердечной молитвы, как бывать в церкви, на церковных службах. В службах церковных дух молитвенный. Кто простоит службу со вниманием ко всему читаемому и поемому, тот не может не согреться в молитвенном настроении. Если ныне так, завтра и послезавтра и т.д., то, наконец, загорится молитвенный огонек в сердце. Но когда это Бог даст, тогда ты будешь бежать в церковь, как на пир царский, и ничто тебя не удержит, только внимать старайся церковным пениям и чтениям, а без внимания ничего не будет».

«…когда вы сами на молебне или в церкви на литургии, когда поминается Н. на проскомидии... Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к Престолу Божию... и самую молитву Церкви делает болезнующею, хотя служащие и не болят.   

Так видите, в чем сила?! Бывайте и на молебнах сами и болите душою о болящей... И дело будет. В церкви на литургии болите во время проскомидии и особенно, когда после "Тебе поем..." Богородичную поют песнь "Достойно есть". Тут поминаются снова за совершенною жертвою живые и умершие». 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал об особенной силе церковной молитвы, подчёркивая при этом значение участия таинствах: 

«Сын прожил 30 лет, а сколько раз в своей жизни он обращался к Богу в Таинствах? Идите в церковь! Исповедуйтесь, соборуйтесь, причаститесь.   

Ведь то, что происходит с М., - бесовское обдержание, и человек может только молиться, а помощь - только от Господа. Молитесь и Вы о сыне своей материнской молитвой. Подавайте за него на литургию. Идите в церковь!»

«Причащаетесь ли Вы и Ваши дети? - вот об этом главном Вы не пишете. Воцерковлены ли дети Ваши, причащаются ли? Нет, ведь ничего этого нет. Вот и беда. А помочь может только молитва. Надо жить в единении с Богом. Умудри Вас Господь!» 

Однако бывает, что христианин не может посещать церковных служб по объективным причинам. Тогда это не вменяется ему в грех. В утешение тем, кто не может посещать богослужения из-за болезней, приведём слово преп. Макария Оптинского:

"О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много... Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и даже равен седящему в пустыне, в повиновении старца совершенно. Благодари Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению".

Митрополит Афанасий Лимассольский говорит, что благодать Божия освящает тех, кто не может быть в храме телом, но духом присутствует в нём:

«Литургия – это дело всех. Она совершается людьми через священника и возносится Богу-Отцу, и освящает весь мир. Когда мы служим, то служим за весь мир. … Поэтому Божественная Евхаристия – величайшее благословение. Разумеется, идеально, чтобы присутствовали все наши братья. Но даже если их нет, мы все равно молимся обо всех, обо всем мире. И знаете? Можно отсутствовать телом, но присутствовать душой.

На Святой Горе рассказывают такую историю. Один добродетельный диакон кадил в церкви во время службы некоторые пустые стасидии, другие же, в которых стояли монахи, пропускал. Его спросили: «Почему ты не кадишь? Там же стоят братья!» Он ответил: «Я не вижу их!» Эти братья стояли в церкви, но их ум блуждал где-то на стороне – был занят мыслями о работе, о посторонних вещах. В то время как те стасидии, которые казались пустыми, были наполнены Святым Духом. Это были те братья, которые несли послушания вне храма, но их ум и сердце пребывали в храме. Духом они присутствовали на службе. Поэтому многие могут сейчас отсутствовать телесно в час Святой литургии, но их душа, ум, сердце пребывают на Божественной литургии, по которой они скучают. Им не хватает литургии, они горюют, лишенные возможности присутствия на литургии».

                2. О силе поминовения за проскомидией

Кроме собственной молитвы в церкви, мы, приходя в неё, подаём записки о молитве за наших ближних – и живых и усопших - во время богослужения. Значение этого поминовения нельзя переоценить, оно бесценно. Многие свидетельства из жизнеописаний святых угодников Божиих удостоверяют важность и необходимость поминовения здравствующих и усопших православных христиан за проскомидией (то есть в записках, подаваемых перед литургией). Приведём несколько свидетельств того, что поминовение за проскомидией имеет ни с чем не сравнимую силу, из книги протопресвитера Валерия Лукьянова «Богослужебные заметки».

«Многие свидетельства из жизнеописаний святых угодников Божиих удостоверяют важность и необходимость поминовения здравствующих и усопших православных христиан за проскомидией.
Приведем 4 таких свидетельства. Первое повествование берем из письма преп. Нила Синайского епископу Анастасию.

"Светило великой Византийской Церкви, или, лучше сказать, целого мира, дивный иерей Иоанн Златоустый, как прозорливый, многократно видел, что дом Господень во всякий почти час, особливо же во время Божественной и Бескровной Жертвы, не бывает оставляем ангелами или лишаем их попечения. Почему, исполненный удивления и радости, наедине рассказывал о сем близким из духовных друзей своих. Как скоро иерей, говорил он, начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные Силы, во множестве сошедши с неба, облеченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, с преклоненным долу лицом, в благоговении, великом безмолвии и молча, окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства. Потом, разошедшись по всему досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся епископам, пресвитерам, и диаконам всем, раздающим Тело и честную Кровь. Пишу же сие, чтобы, познав, сколько страшного в Божественной Литургии, и сами, утратив в себе сей божественный страх, не предавались нерадению, и кому-либо другому не дозволяли во время проскомидии беседовать и шептаться, или смело подавать знаки другим, или стоять, качаясь из стороны в сторону, туда и сюда озираясь, или беспечно и запросто ходить с места на место. Ибо Господь говорит Моисею, а чрез него и всем иереям: "Благоговейны сотворите сыны Исраилевы" (Левит. 15, 31; Твор. преп. Нила ч. 3, кн. 2, п. 282).

Второе свидетельство заимствуется из книги преп. Нила Мироточивого, Афонского чудотворца.

"Во времена свят. Василия Великого жил один благочестивый иерей и, как человек, по разным своим обстоятельствам вошел в долги, и время от времени долги нарастали, а кредиторы начинали беспокоить иерея за долги, что заставило его обратиться и просить помощи у одного близкого ему знакомого купца. Купец дал ему 500 золотых монет, которыми он уплатил свой долг, а в удовлетворение купца иерей обещался поминать его имя и сродников о здравии и о упокоении на проскомидии во всю жизнь. Купец рассчитывал, что иерей долго будет жить и молиться о нем и его сродниках за каждой литургией и тем удовлетворит за деньги, то есть — долговременным поминовением.

Иерей, получив 500 золотых, уплатил все свои долги, а затем успел отслужить только одну литургию, на которой и поминал своего благодетеля и сродников его, и вскоре после сего заболел и, после продолжительной болезни, умер. Купец узнал о кончине иерея, весьма опечалился и скорбел о пропаже своих денег, ибо одна только литургия была совершена иереем, чего купец не ожидал, рассчитывая на многолетнюю жизнь иерея и его молитвы, для чего и вручил ему 500 золотых, поминать его и сродников за каждою литургиею. Купец стал беспокоить матушку покойного иерея возвратить ему деньги, оставив за одну литургию. Матушка отвечает, что у нее денег нет, а если что и было, то потратила во время болезни иерея и ничего теперь не осталось. Купец, не внимая словам матушки, настойчиво требует деньги и грозит судом матушке. Делать нечего; она обращается к свят. Василию Великому, рассказывает ему о случившемся. Выслушав ее, свят. Василий Великий сказал: "Я буду завтра служить литургию, приидите ко мне вместе с купцом и весами; взвесим одну частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении его сродников, и сколько будет весить частица на весах, столько золота положит купец на другую чашу весов, и тем золотом уплатит тебе за одну литургию, совершенную покойным иереем". Матушка идет к купцу и передает слова свят. Василия. Купец обрадовался и на утро идет в храм, взяв с собою весы и золото. Свят. Василий, совершая проскомидию, вынимает одну частицу о здравии и спасении рабов Божиих и кладет на весы, а купцу приказывает класть на другую половину весов золото, и сколько купец ни клал золота, одна малая частица все перевешивала, и чем больше купец клал золота на весы, тем ниже опускалась чаша на которой была положена частица, вынутая свят. Василием Великим из просфоры на проскомидии. Купец, видя сие великое и благодатное чудо, пришел в страх и умиление и затем просил прощения у свят. Василия и у матушки в Бозе почившего иерея и уже не требовал долга".

Третье повествование относится к прославлению свят. Феодосия, архиепископа Черниговского (1896 г.)

"Накануне прославления свят. Феодосия нужно было опрятать его святые мощи, т.е. переоблачить их и привести в благолепный вид. Из Киева вызвали для этого старца высокой духовной жизни, иеромонаха Алексия (Шепелева), почившего уже в начале революции. Совершив переоблачение угодника, старец присел и задремал. В тонком сне, в сиянии небесной славы, является ему свят. Феодосий и говорит: "Молись за моих родителей: иерея Никиту и Марию" (до сего времени их имена известны не были). Смущенный о. Алексий ответил: "Святитель Божий, ты сам прославлен, твои молитвы сильны у Господа, как же я, грешный, могу молиться?" Святитель отвечал: "Поминай на проскомидии, это выше моих молитв"". На этом видение кончилось" (игумен Антоний, "Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский", "Прав. путь" за 1951 г.).

И, наконец, четвертое свидетельство находим в одном из писем Иоанна Васильевича Киреевского к оптинскому старцу иеросхимонаху Макарию:

"Сегодня, перед тем, как хотел писать к вам, прочем в церковной истории, как свят. Григорий Двоеслов рассказывает, что у одного пленника свалились цепи в ту минуту, как за него в отдалении вынимали частицы на литургии. Потому, припадая к стопам вашим, прошу вас помолиться за В. и вынуть за него часть. Ему очень трудно и тяжело и от положения своего, и от характера, и, может быть, от наших ошибок в воспитании..." (прот. С. Четвериков, "Оптина Пустынь..." стр. 136).

                3. Значение таинств для спасения

Без участия в таинствах Церкви спастись невозможно. Так говорит Слово Божие:

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет
(Мк. 16, 16).

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни
(Ин. 6, 53).

Святитель Феофан Затворник пишет в токовании на Св. Евангелие (Мф. 9, 20-22) об исключительном значении таинств для спасения:

"Говорила кровоточивая: "если только прикоснусь к одежде Его" (Господа), "выздоровею", - и получила по вере своей. Для нас, чувственных, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную силу. Господь так и устроил. Церковь Его святая имеет видимое устроение. Разнообразные части ее обнимают нас, и мы соприкасаемся им. Сила Божия, находящаяся внутри Церкви, приемлется через такое прикосновение, у кого есть приемник - вера, говорящая: "если только прикоснусь - выздоровею". Церковь - тело и риза Господня. Виднейшие части, к которым прикасаемся мы, божественные таинства, и особенно, по крещении и миропомазании, таинство Тела и Крови Господней, в союзе с таинством покаяния. Но и во всех других частях соприкосновение с верою может привлекать необходимую силу от Господа, Который везде есть и всякого так действующего видит и в сердце его говорит ему: дерзай, чадо! Вольнодумцы, неблаговолители к внешнему чину Церкви, сами себя лишают, таким образом, возможности войти в соприкосновение и с внутреннею, божественною, всеоживляющею силою. Потому остаются больными и течением суетных мыслей и чувств истощаются, сохнут духовно и замирают".

Св. Феофан Затворник:

«…Благодать Духа Святаго во спасение необходима для нас и только она одна сильна содевать в нас спасение наше... благодать Святаго Духа не иначе подается и принята может быть, как через таинства, Самим Господом учрежденные в Церкви руками апостолов».

«Надо тебе истину знать и веровать в нее: где ты ее возьмешь помимо Церкви, которая есть… столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15)? Надо тебе благодать приять: где ты обретешь ее, кроме Церкви, хранительницы таинств, без которых не подается благодать? Надо тебе руководство верное иметь, и в деле ведения, и в деле жизни; где ты его встретишь, помимо Церкви, в коей единой есть богоучрежденное и Богом поставляемое пастырство? Надо тебе с Господом Иисусом Христом сочетаться: где ты его сподобишься, если не в Церкви, коей Глава есть Христос Господь?»

«Необходимо потому всякому стяжать благодать Св. Духа. Но непосредственно Дух Святый сошел только на апостолов; после же них благодать Св. Духа сообщается верующим уже не иначе, как чрез особые посредства, или таинства, по указанию Господа Духом Святым чрез апостолов учрежденные. И таинства сии вверены св. православной Церкви и суть в ней единой».

«Св. Церковь православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения – все то найдешь в ней, и только в ней. Помимо ее и сам Господь не дает сих благ. Так благоволил устроить сам Он. Став Главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет».

«Кто в Церкви истинной, тот избавлен от греха, проклятия и смерти, тот сын и наследник Богу и сонаследник Христу, тому принадлежат все дары благодатные здесь и все блага наследия на небесах. Так есть из-за чего позаботиться о том, чтоб не отпасть от св. Церкви. Кто отпадет, тот лишается всех сих неоцененных благ ее и губит душу свою. В св. Церкви, и только в ней одной, все устроено к нашему спасению - почему отпадающий от нее не имеет чем спасать себя. Для спасения нужна благодать: где возьмешь ее вне Церкви? Благодать подается чрез св. таинства, а таинства хранятся во св. Церкви. Для совершения таинств нужно священство, а истинное священство есть только в Церкви. Стало, кто вне Церкви, тот без священства, без таинств и без благодати. Чем же спасать ему душу свою?! Вот он и гибнет вне Церкви».

Св. Иоанн Златоуст:

«…душа крещенного …чище самых солнечных лучей и такова, какою была в начале, и даже гораздо лучше; ибо она получает Духа, Который совершенно воспламеняет ее и делает святою. Как ты, переплавляя железо или золото, делаешь его опять чистым, новым, так точно и Дух Святой, переплавляя душу в крещении, как бы в горниле, и истребляя грехи, делает ее чище и блистательнее всякого золота.

...Что в крещении погребены наши прежние грехи – это есть Христов дар; а чтобы после крещения пребывать мертвыми для греха, это должно быть делом собственного нашего рачения, хотя и в сем подвиге, как увидим, всего более помогает нам Бог. Ибо крещение имеет силу не только заглаждать прежние согрешения, но и ограждать от будущих».

Св. Феофан Затворник:

«В умертвии греху чрез крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека. Существо умертвия греху всегда одно: это есть отвращение от греха, смертельное возненавидение его. Где же оно в крещении? - Тут же, в духе крещаемого. - Ибо что делает крещаемый пред погружением в купель? - Отрицается сатаны, и всех дел его, и всего служения его; а это то же, что отвращается от греха и возненавидевает его. Когда затем, в сем духе отвращения и ненависти ко греху, погружается он в купель, тогда благодать Божия, нисшедши внутрь, закрепляет сии расположения и решения воли и дает им силу живую и действенную. Крещенному все прежние грехи прощаются, а от будущих охранять его будет сия нисшедшая в него в крещении сила. Он и есть воистину мертв греху".

"Исходящий из купели крещения бывает и оправдан и праведен, всякая вина греха с него снимается, и он желает лишь одного Богу угодного добра и силен на делание его. Это и есть облачение во Христа, в коем потребное для спасения от Христа Господа переходит па верующего крещающегося и ему усвояется не номинально, а существенно. Пока он верует только во Христа, сии потребности суть его, но только номинально, как определенные ему и готовые для него, в купели же крещения они существенно становятся его собственностью.

Посему пред погружением в купель мы, отрекшись от сатаны и дел его, сочетаемся Христу Господу, чтобы Ему посвящать всю жизнь. … Выходя с ним из купели, крещенный является, таким образом, совсем новым, обновленным в нравственно-духовной своей жизни, - воскресает. Подобно тому, как Христос Господь воскрес, и крещенный, погружаясь в купель, умирает, а, выходя из купели, воскресает: умирает греху и воскресает для правды, для новой и обновленной жизни.

Господь приступающего к Нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и, освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощию даруемой ему для того благодати».

«Исполнивший все заповеди, благоукрашает свою душу всякими добродетелями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителию Господа. Он (Господь) и вселяется в него тогда. Он в нем бывает с минуты святого крещения и еще преискреннее приобщится с ним во святом Причастии».

«Кровь Христова, по силе своей, уже очистила грехи всего мира; но всякий лично соделывается очищенным ею, когда верою восприемлет на себя окропление или орошение кровию Христовою. Таинственно сие совершается в водной купели крещения, и после — в слезной купели покаяния».

Св. Кирилл Александрийский:

«Честная кровь Христова избавляет нас не только от погибели, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри нас, и не допускает нас охлаждаться до равнодушия, но, наоборот, делает нас горящими духом».