Детство Марии

Любовь Беппле-Пашкова
               
                Памяти моей свекрови Марии
                Александровне  посвящаю
               
Из своего детства Мария, тогда  девятилетняя девочка , помнила  лишь то, что в их доме  всегда было тепло, достаточно еды и праздничные одежды, хранившиеся в большом деревянном сундуке. Сундук был расписан красивыми цветами и занимал центральное  место в комнате.  Она  любила воскресные дни, когда они всей семьей надевали все самое  лучшее и отправлялись на  службу в церковь. Туда сходились все сельчане такие же нарядные. Но самое интересное было после службы, когда взрослые задерживались в церковном дворе, обсуждая  сельские новости, приглашали друг  друга на обед или ужин а  дети  собирались  поодаль от родителейи играли. Это было счастливое  время.  Если они были приглашены в гости к кому-то из сельчан, то это было поводом для  показа очередного наряда.   Так протекала для  нее жизнь от воскресенья до воскресенья.
Потом вдруг  все резко изменилось.
    ъК ним в дом  неожиданно пришли  какие-то люди, забрали из дома все добро, скотину и , самое  страшное, весь сундук, где бержно хранились воскресные одеждыи ее такие  красивые платья, ради которых она так  любила  воскресное  богослужение в церкви. Правда, они уже  давно там не  были . Церковь была  закрыта, батюшки тоже  нигде  не было. 
    Отца обозвали страшным словом "кулак". Она уже слышала это слово. Люди произносили его  с ужасом. Уже несколько семей, про которых говорили так, исчезли из деревни. И вот  сегодня  настал их  черед стать изгоями.  Сначала ни она, ни ее младший брат  Сашенька, которому на тот момент было два года,   не заметили  больших перемен в жизни. Только папа и мама  стали какими-то грустными  и молчаливыми.    Скоро она с болью и слезами на  глазах  видела, как деревенские  ребятишки играли на улице в ее платьишках, которые она так бережно хранила.
     Но это было всего лишь началом кошмара , свалившегося на семью Сагель, российских немцев, живших в Сратовской губернии.         Здесь они родились и даже бабушка тоже здесь родилась и все в деревне  тоже  были немцами.
    Вскоре  ее отца  впридачу к "кулаку" назвали еще и "врагом народа" . Вскоре к ним снова пришли люди в сапогах и кожанках  и велели собраться и яиться на станцию. Там их посадили в товарный  вагон  и они ехали долго -долго. В вагоне было несколько семей и еду пришлось сильно экономить. Мария помнит, что все время хотелось есть .  В  дороге ее развлечением было разглядывание  сквозь щелочку  в вагоне, а там она видела только лес.
    Наконец их высадили, привели к какому-то бараку и  показали комнату. 
Оглядев окрестности, они увидели несколько бараков, , похожих один на другой, какие-то строения непохожие на дома, высокие , с трубами , вокруг черные насыпи . И их называли шахтой. А вокруг леса-леса .  Дальше были еще улицы с домами, резными ставнями и огородами и там жили коренные жители.
    Отец стал совсем хмурым, перестал разговаривать, а наутро  он просто умер. Было ему чуть больше тридцати. А мама осталась одна с  двумя детьми  на руках и ей нельзя было умирать.
     Шли тридцатые годы, голод и разруха царили вокруг.
Мама с утра уходила  работать на шахту и возвращалась, когда на дворе было  темно.  Готовила скудную еду, а дети  с нетерпением ждали своего завтрака, обеда и ужина в одном приеме. Еды становилось все меньше и Мария хорошо помнит вкус вареных картофельных  очисток и жмыха.
     С тех пор и всю жизнь у нее не пропадало ни крошки хлеба.  От постоянного недоедания Сашенька стал "пухнуть"  и выглядел очень красивым  ребенком.
    Днем, когда  мама была на работе, Мария брала брата за руку и они ходили от дома к дому в надежде , что кто-нибудь их пожалеет и даст кусок хлеба.  Она уже научилась хорошо просить.  и знала дома, в которых иногда могут подать. Красивый дом , выбеленный и ухоженный , она обнаружила  довоольно скоро. Дом выглядел  зажиточнее других и она понимала, что там и еды больше.  Интуиция  её  не подвела и к ним вышла молодая красивая женщина и вынесла целый узелок еды. Кроме хлеба, там были даже  конфеты, вкус которых Сашеньке был незнаком, а ей самой напомнил вкус детства и  счастья. С детской наивностью она стала регулярно приходить к этому дому  и просить "хлебушка".  Женщина, казалось, уже их поджидала и выносила очередной узелок.  А иногда она заводила  их домой и вкусно кормила.
    Однажды тетя Нина- так звали нашу новую знакомую-  появилась у них дома. В тот вечер они с мамойо чем-то долго беседовали. Мама сердилась и плакала, а тетя Нина ее успокаивала и уговаривала.
    После этого вечера мама часто и много плакала.  Потом приходила  тетя Марта, соседка по поселению и они тоже долго и бурно о чем-то говорили.  При этом часто упоминали имя Сашеньки.  Из всех разговоров Мария поняла , что Сашенька  пухнет с голоду и может  умереть.
А потом к ним приехали  тетя Нина с мужем на очень красивом автомобиле  и забрали Сашу с собой.
В эту ночь мама  всю ночь плакала и прижимала Марию к себе , не выпуская из объятий до самого утра.  Саша стал жить у тети Нины, а Мария  с мамой иногда ходили его наввещать. После таких визитов, мама снова долго плакала, а Мария восхищалась тем, как много у него теперь игрушек и какая красивая кроватка  и как они здорово с Сашей  играли. 
     Только мамой он теперь называл тетю Нину.   
 Они не могли часто навещать Сашеньку, тетя Нина разрешала два раза в год  приходить.  Мама  запретила Марии говорить Саше, что ина его сестра.   Но Саша всегда, несмотря на редкие встречи был рад видеть Марию и с удовольствием с ней играл.
    Шли годы.
Саше исполнилопсь 16 лет и он с гордостью называл Марию своей подругой.
Однажды в их доме  снова появилась тетя Марта. В разговоре с мамой она сказала, что это несправедливо, что мальчик называет мамой чужую  тетю. и , если она не откроет правду, то это сделает кто-то другой. Тогда будет еще хуже. Марии к этому времени было уже 21  год . Открыться и назвать Сашу снова своим братом  -  большей мечты у  нее  не было!
    Мама решилась и в очередной приход Саши рассказала ему о  его прошлом. . Мальчик был ошеломлен и слушал рассказ  молча.  Дослушав, он также  молча  встал и ушел.
    Мама снова всю ночь плакала, теперь уже и Мария понимала всю трагедию их семьи.
    Наутро мама  сказала: "Саша принял свое решение , и онимеет на  это право! Я прошу тебя никогда больше его не  беспокоить!"
     Иногда они  читали о нем в газетах. Он стал большим чиновником в обкоме партии.
Со своей матерью и сестрой он больше никогда не виделся.