Лондонская Национальная галерея-10

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

До начала 1880-х годов испанская живопись в галерее была представлена лишь несколькими довольно случайными вещами. Первым испанским художником, вошедшим в ее собрание, был МУРИЛЬО (1617 -1682), три работы которого попали сюда еще до 1840 года. Этот мастер в течение очень долгого времени пользовался наибольшим успехом и был наиболее известным из всех испанских живописцев.
Его миловидный и несколько сентиментальный тип мадонны, его привлекательные жанровые сценки нравились людям XVIII века именно этим сочетанием народной простоты, в которой не было ничего резкого или беспокойного, и в то же время приятной умилительности. Традиция рассматривать Мурильо как лучшего испанского мастера держалась в Англии до середины XIX века, пока в широкую публику не начало проникать то восхищение перед искусством Гойи и Веласкеса, которое впервые было высказано романтиками и окончательно утвердилось несколько десятилетий спустя, после достижений импрессионизма.

Искусство Веласкеса и Гойи поднимается на щит в момент, когда впервые на художественный рынок начинают широко проникать произведения испанских мастеров, до сих пор замкнутые в старинных отечественных коллекциях.
В 1882 году галерее удается приобрести изумительный по красоте живописи большой «ПОРТРЕТ В РОСТ КОРОЛЯ ФИЛИППА IV» (1631-32) РАБОТЫ ВЕЛАСКЕСА (1599-1660). Увезенный при Наполеоне французским генералом Дессолем из Мадридского дворца, он переменил много владельцев, прежде чем оказался в испанском зале на Трафальгар–сквер. Король изображен в комнате на фоне темно-красного занавеса. Левой рукой он опирается на эфес шпаги, в правой руке держит бумагу, подписанную именем художника. Мы сразу узнаем его вытянутое лицо, похожее на застывшую маску, лицо, на котором, как говорят, только три раза за всю жизнь появилась улыбка, и которое Веласкас должен был писать в течение всех 37 долгих лет, что он был придворным художником.
Бесстрастная объективность живописца отвечает здесь бесстрастию самого царственного манекена, но, если портрет не может привлечь зрителя выразительностью внутреннего облика модели, последний остается потрясенным той красотой живописного мастерства, в котором Веласкес поистине не имел себе равных. Темно- коричневый, весь затканный серебром костюм Филиппа кажется сверкающим, словно он сам излучает свет. Черный плащ, светло-серебряные рукава камзола, серая шляпа с перьями и темно- коричневые перчатки составляют изысканнейшую в своей благородной строгости и в то же время богатейшую красочную гамму, говорящую о колористическом гении Веласкеса.

Вслед за Веласкесом испанский раздел быстро пополняется произведениями Эль Греко и Гойи. Творчество Эль Греко, одного из самых оригинальных и неповторимых мастеров в истории мировой живописи, было «открыто» в конце XIX века, сразу вызвав к себе обостренный интерес и жадные поиски коллекционеров.
В 1895 году галерея получила в дар новое полотно, бесспорно принадлежащее кисти ЭЛЬ ГРЕКО (1541-1614) – «ИЗГНАНИЕ ТОРГУЮЩИХ ИЗ ХРАМА» (ОК.1600). Написанная на тему, неоднократно привлекавшую художника и раньше, картина дает своеобразное сочетание живописных традиций мастеров венецианского Возрождения с совершенно новой, взволнованной и нервной манерой, которая доминирует в творчестве Эль Греко уже на испанской почве. Мы видим, каким динамическим и угловатым становится рисунок, какой насыщенной выразительности исполнена каждая фигура и как все эти дробящиеся подвижные формы и сталкивающиеся сочетания холодных резких цветов придают целому ту мятущуюся и беспокойную экспрессию, которая так подчиняет себе зрителя в картинах Эль Греко.