Л. Балашевич. Дамаск. Шедевры древней Сирии

Виталий Бердышев
В 1983 году в составе группы военных офтальмологов с кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии я работал в Дамаске в военном госпитале "Тишрин". Это была моя первая зарубежная командировка, да ещё в такую экзотическую и незнакомую страну! Тот, кто жил в Советском Союзе, меня хорошо поймёт. В госпитале работали специалисты из разных европейских стран, и у нас впервые появилась возможность пообщаться с ними. Наши хозяева дали нам возможность поездить по стране и познакомиться с её достопримечательностями, которые на меня произвели просто шоковое впечатление. Стоять на горе, где Каин убил Авеля, входить под своды одного из первых христианских храмов 4-го века, построенном ещё при Константине, бродить под сводами замка, построенного крестоносцами в 12-м веке, любоваться архитектурными шедеврами Пальмиры римской эпохи и при этом сохранить душевное равновесие непросто! Во время этих поездок я много снимал на цветную обратимую плёнку и по возвращении из Сирии сделал часовой диафильм с записанным на магнитофон, купленный там же в Сирии, музыкально-текстовым сопровождением о нашей работе там и об исторических памятниках Сирии.

Понятно, что трагедию, развернувшуюся в Сирии в последние годы, я переживаю особенно остро. Невозможно смириться с гибелью тысяч мирных людей, разрушением прекрасных городов и циничным разрушением бесценных памятников прошлого. Невольно приходишь к выводу, что эволюция человечества – миф, оно стремительно теряет нравственность, о чём свидетельствуют миллионы убитых в мировых войнах прошлого века и бесчисленных конфликтах последнего периода, геноцид целых народов и циничное уничтожение оппонентов.

Больше других памятников в ходе войн в Сирии пострадала Пальмира. Взорван храм Баала, разграблен музей, пострадали надгробные барельефы. Именно поэтому я вернулся к этому уже забытому диафильму, проделал огромную работу, оцифровал и реставрировал более 200 слайдов, оцифровал магнитофонную ленту и создал цифровую версию диафильма. Здесь я разместил только часть слайдов, снятых в пострадавшей Пальмире, потому что той Пальмиры, которой любовались мы 36 лет тому назад, уже нет. Полюбуйтесь ею вместе со мной!