В. Пашинина Почему задержалась революция в деревне

Павел Сало
Почему задержалась революция в деревне

Революция в деревне по замыслу большевиков должна была начаться в 1926 году. Почему не началась? Да потому что весь 1926 год кипели, бушевали "страсти по Есенину". Вся страна была вовлечена в "дискуссию"! Большевистским руководителям пришлось отложить в сторону планы по разорению деревни и заниматься только диспутом по Есенину. Послушайте, это говорит современник:
"Широчайшая дискуссия в печати об упадничестве, связанная с именем Есенина, на митингах, на собраниях в вузах, в рабочих общежитиях и комсомольских ячейках, развернулась в конце 1926 – в начале 1927 годов. Она вовлекла в круг дискутантов писателей, литературных критиков и подогревалась экономическими и идеологическими контрастами нэпа. Дискуссия в рядах молодежи имела трагические последствия".
Сколько усилий пришлось приложить литературным деятелям из ГПУ, сколько придумать хитроумных сценариев, чтобы похоронить поэзию Есенина, особенно такие произведения, которые при жизни не были опубликованы: главу из "Пугачева", "Страну Негодяев", поэму "Черный человек" и, конечно, "Послание евангелисту Демьяну".
Споры продолжались в течение всего 1926 года и закончились диспутом в Москве в Коммунистической академии 13 февраля и 5 марта 1927 г., организованным по инициативе правительства. Было выработано общее решение о вредности поэзии Есенина и о "есенинщине". На диспуте выступил и Владимир Маяковский и явно не согласился с этим решением. Он заявил: "Есенин не был мирной фигурой при жизни, и нам безразлично, даже приятно, что он не был таковым. Мы взяли его со всеми недостатками как тип хулигана, который по классификации т. Луначарского мог быть использован для революции. Но то, что сейчас делают из Есенина, это нами самими выдуманное безобразие".
И только поставив в дискуссии последнюю точку, правительство обратилось к планам социалистического преобразования деревни.

Людмила Васильевна Занковская дала предельно четкое и ясное объяснение: "И "Злые заметки", и многочисленные антиесенинские сборники, и фильм С. Эйзенштейна "Против есенинщины" – вся эта кампания была направлена не только и не столько против Есенина, сколько против всей русской национальной культуры. Без этого поругания и оскорбления русской деревни, ее культуры, труда, быта и традиций была бы невозможна очередная изуверская война большевиков против народа – сталинская коллективизация".
Есть сведения, что на вопрос о Есенине Сталин якобы ответил: "Он мне не мешал". Но это далеко не так. Есенин мешал, еще как мешал! Мешал всем строителям новой жизни.

Продолжение следует