Лондонская Национальная галерея-7

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Блистательный подбор итальянских картин эпохи Возрождения завершается монументальным полотном ВЕРОНЕЗЕ (1528-1588)  «СЕМЕЙСТВО ДАРИЯ ПЕРЕД АЛЕКСАНДРОМ МАКЕДОНСКИМ» (1565-70).
 Эта картина, купленная в 1857 году за сумму более чем 12000 фунтов стерлингов, поглотила весь финансовый фонд галереи, потребовав дополнительной субсидии от казначейства и вызвав дебаты в парламенте.
Однако в настоящее время картина оценивается уже в миллионы фунтов стерлингов, представляя собой одно из самых блестящих и хорошо сохранившихся произведений мастера.
Это монументальное полотно (его длина достигает почти пяти метров) дает полное представление о роскоши и богатстве Венеции эпохи Возрождения. Перед Александром Македонским, стоящим в окружении своих военачальников, склоняются, прося о милости, жена и дочери побежденного персидского царя Дария. Эта группа женщин в пышных золотых, синих, розовых и пурпурных одеяниях – настоящий праздник для глаз.
Как и всегда в своих больших многофигурных композициях, художник пользуется историческим сюжетом лишь как предлогом показать современную ему Венецию с ее дворцами, празднествами и роскошью богатых нарядов. Все изображенные лица, безусловно, портретны.
Старинные биографы Веронезе рассказывают, что художник, пользовавшийся гостеприимством знатной семьи Пизани, оставил семейству при отъезде в знак благодарности это полотно, изобразив на нем под видом исторических героев всех его членов.
В результате подобных приобретений Национальная галерея Лондона меньше чем за 40 лет своего существования выдвинулась в ряд ведущих европейских музеев того времени.

Наиболее интересным приобретением ближайших лет было «ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ» (1495) МИКЕЛАНДЖЕЛО (1475-1564), купленное в 1868 году у некого Р. Макферсона, незадолго перед тем обнаружившего эту вещь у одного римского антиквара.
Картина находилась в сильно потемневшем и загрязненном состоянии и считалась работой неизвестного мастера. Макферсону она досталась за гроши, но когда произведение было расчищено, сразу обнаружились его высокие художественные качества.
Позднее было найдено инвентарное описание  одного старого римского собрания, где под именем Микеланджело значилась как раз вновь обретенная картина.
Но даже если бы это свидетельство не было найдено, экспрессия и мощь всей композиции, героический дух, которым дышат ее образы, в соединении с мастерством рисунка и могучей пластикой тел, выдающей руку скульптора, не позволяют назвать здесь какое-нибудь другое имя. Данное произведение представляет тем больший интерес, что Микеланджело – скульптор и мастер монументальных росписей – почти не занимался станковой живописью.

Два года спустя прибавилась ещё одна – «МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВ. ИОАННОМ» (1497). Написанная темперой на дереве и, так же как и «Положение во гроб», оставшаяся незавершенной, она принадлежит, по-видимому, к числу самых ранних работ Микеланджело и в этом отношении представляет также очень большой интерес..

Быстрый рост коллекции снова поставил на очередь вопрос о необходимости дополнительного помещения для галереи. В 1869 году Королевская Академия, в течение тридцати лет занимавшая половину здания на Трафальгар-сквер, переехала в Берлингтон-хаус на Пикадилли. Это дало галерее возможность занять 5 новых залов, но их оказалось явно недостаточно для дальнейшего роста коллекции. В 1876 году по проекту известного архитектора Эд. Бэрри было пристроено восточное крыло галереи. В 1885 году архитектором Дж. Тэйлором был выстроен центральный вестибюль с лестницей и прибавлено ещё 5 залов, что вместе с пристройкой Бэрри в два раза увеличило площадь первоначального помещения галереи и дало возможность организовать её экспозицию на подлинно научных началах.
 Это придало особую стройность всему собранию, позволив в то же время особенно наглядно выявить и существующие пробелы, которые надо было восполнить в первую очередь. Сразу сказался явный перевес итальянской школы, получившийся в результате комплектования в 1850-1860-х годах, в то время как, например, голландцы XVII века, если не считать Рембрандта, были представлены очень слабо.

Образовавшийся пробел был удачно восполнен покупкой в 1871 году большой коллекции голландских и фламандских картин, оставшейся после сэра РОБЕРТА ПИЛЯ (1788-1850). Этот государственный деятель, бывший в течение нескольких лет премьер министром, живо интересовался искусством и до самой смерти (1850) был одним из активнейших попечителей галереи.
В его коллекцию, в которой насчитывалось 70 картин, входили первоклассные произведения Метсю, Остаде, Терборха, Хоббемы,
... а среди фламандских мастеров особое внимание привлекала знаменитая «СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА» (1620) РУБЕНСА (1577-1640). Этот, пожалуй, наиболее прославленный портрет кисти великого фламандца стал одной из популярнейших картин галереи.
На портрете изображена красивая молодая женщина с ослепительным цветом лица и огромными темными глазами, по-видимому, СЕСТРА ЖЕНЫ РУБЕНСА СУСАННА ФОУРМЕН. Она представлена на фоне яркого голубого неба в нарядном платье из черного бархата с малиновыми атласными рукавами и в черной фетровой шляпе, украшенной страусовыми перьями. В свое время переписчик одного из старых инвентарей допустил ошибку, написав вместо слова «poil», что значит «фетр», слово «paile», что значит «солома», и этим изменил название картины, которая так и вошла под названием «Соломенная шляпка» в историю искусства.
В портрете Сусанны Фоурмен Рубенс отнюдь не стремился к углубленной внутренней характеристике модели. Его привлекала цветущая свежесть и красота, а широкополая шляпа, затеняющая лицо при ярком солнечном свете дня, давала ему возможность блеснуть своим мастерством колориста и воспроизвести столь сложные для живописной передачи прозрачные, окрашенные тени, падающие на лицо и как бы тающие в воздухе. «Соломенная шляпка» долгое время хранилась у потомков Рубенса, пока не была продана в 1822 году и не привезена в Англию, где ее и купил Роберт Пиль, из собрания которого она попала в галерею.