20. Догмат о сотворении мира

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.2. Догмат о сотворении мира из «ничто».

Мы с вами сейчас не будем вспоминать о том, как Бог творил мир. Шестоднев останется в стороне от нашего внимания.
Нас интересует антропологический аспект этого факта библейской онтологии. И именно потому нам необходимо подчеркнуть то, что мир создан из «ничто».
Как? Чем? Из чего? И для чего? - возникло самое тварное бытие, вот, что для нас важнее всего. Ибо это определяет самую суть предназначения человека, что, в свою очередь, определяет и всю его антропологию.

Как мы уже знаем гносеологические отношения твари и её Творца, то есть богопознание, имеет антиномичнный характер. Бог является одновременно и трансцендентным и имманентным своему творению:
«В имманентности Откровения Бог утверждает Себя трансцендентным творению».
В. Н. Лосский.
То есть, открывая Себя в энергиях, Бог тем самым утверждает, что по существу Он является непознаваемым.
Бог - это не только сущность, но ещё и Личность, которая Сама Себя открывает человеку в Своих действиях (энергиях).
Священное Писание согласно этими действиям Божества образует Имена, которыми мы и пользуемся, когда рассуждаем о Боге: Любовь, Благость, Мудрость, Жизнь, Правда, Истина и так далее. Эти Имена - ни каждое в отдельности, ни все вместе - не исчерпывают Божественную сущность. Если предположить обратное, что Бог определяется Своими атрибутами, Своими свойствами и качествами, тогда должно признать, что Бог не является абсолютной Личностью, а определяется посредством характеристик собственной сущности (свойствами и качествами своего действия).
Ещё дохристианские авторы, в частности неоплатоники, знали, что попытка мыслить Бога в Нём Самом в конечном счёте повергает человека в молчание. Все словесные выражения и понятия, которые, определяя, неизбежно ограничивают предмет познания, не могут нам позволить объять бесконечное.
Иначе говоря, опыт Богопознания в своём пределе неизъясним. А, следовательно, законным является путь отрицания, путь апофатический, то есть стремление познать Бога не в том, что Он есть (то есть не в соответствии с нашим тварным опытом), а в том, что Он не есть.
Бог не есть: Благость, Мудрость, Жизнь, Правда, Истина и т. д. Бог не есть даже Сущность и Бытие, ибо Он прежде всякого бытия и причина всего существующего, - Он Пресуществен, то есть превыше сущности.
Одного только нельзя сказать: - что Бог не есть Любовь! В этом Имени соединяются оба пути богопознания: апофатический и катафатический. Наша цель – личное соединение с живым, то есть личностным Богом, которое возможно лишь на пути стяжания любви друг к другу, посредством свободного и желанного для обоих общения.
Катафатическое богословие - опора апофатического восхождения. В общении Бог открывает Себя человеку, в каком-либо действии являя Своё Имя, но не исчерпывая этим Свою глубину, открывая всё новые и новые возможности для человеческого удивления и восхищения при созерцании Себя.
Оно является некоей лестницей, по ступеням которой человек восходит в общение с Богом. Так же и апофатическое богословие имеет определённое значение для богословия катафатического:
«Постоянное памятование о пути апофатическом должно очищать наши понятия не позволять им замыкаться в своих ограниченных значениях».
В. Н. Лосский.