Радж Капур и Наргис отдавая дань часть 2

Елена Федорова Нижний Новгород
Современный зритель называет этот фильм "черно-белое чудо из света и воздуха".

Второй режиссерский фильм Раджа Капура с Наргис "Сезон дождей"  обещал мощный прорыв в индийской кинокультуре. Это тогда, когда американское кино (и не только американское) выдало уже на гора целый ряд черно-белых открытий, а в Индии, по словам легендарного актера и певца Кишора Кумара "режиссеры не знали, куда поставить камеру и спрашивали об этом артистов - куда им лучше"

Вовсе не значит, что Радж Капур возник на пустом месте в индийском кино. Были, конечно, и другие имена, но режиссер, актер и продюсер Радж Капур в свои 24 гда бросил вызов и победил. Капур довольно долго старался держать высокий художественный уровень своих фильмов, пока в мир не пришло цветное кино и пока рядом находились единомышленники и его партнерша Фатима Рашид (Наргис).

16 фильмов с ее участием всего лишь за 10 лет в сотруднчестве с Наргис- лучшие в творчестве Капура. Если вникнуть серьезно - это сверхбешеная гонка. Словно люди, предчувствую будущее расставание, стремились заполнить до краев трудом каждый совместно проведенный день. А ведь Наргис снималась еще и у других режиссеров.

Это потом она скажет, что роли Капура были милые, но не самые важные. Важной она считала "Мать-Индию", сама того не понимая, что все краски, вся актерская палитра были в ней открыты камерой Раджа Капура.

Но, возможно, эти слова лишь стремление укрыть от людского глаза глубоко скрытую печаль. Печаль так и не состоявшейся, долгой, и, возможно, первой любви. Так сложилась жизнь. Да и вряд ли тут кто-то не понимал на что шел, предавал или наоборот не мог предать и разрывался между долгом и чувством. Все это уже вошло в легенды и сплетни истори кино. Капур спасал актрису из воды в кино, сделав ее мегазвездой Болливуда. Датт спас человека Наргис из реального огня или пожара ее души? Датт. Странное имя. Будто от слова "дать". Он и сделал, что должен был сделать: в этом узле или трагическом сбое  программ Датт дал семью. Она дарила успех и процветание обоим.

Но в чем Наргис отличается от всех прочих дам в кино - это удивительная "органичность". Термин из профессии актерского искусства означает естественность и непосредственность, отсутствие какого-либо наигрыша, зажима или фальши в игре актера. У многих актеров это скорее приобретенное свойство, но бывают и такие случаи, как Наргис. Кроме того внешность Наргис удивительно кинематографична. Можно, конечно, спрятать недостатки внешности, как пробел между зубами на экране, можно выставить свет - но никто не сможет дать безобразному лицу абсолютное совершенство формы и не вложит в говорящую голову талант, одухотвореность сердца и красоту души.

Если говорить о человеке Наргис - то, похоже, она так и научилась шагать по головам любыми средствами и старалась быть максимально честной. Победив себя и обстоятельства, эта женщина и актриса состоялась полностью. Лишь одно она вряд ли смогла победить: глубоко затаеннную печаль. Никто не узнает была ли ее болезнь убитой радостью, которую никакая сила воли, ума и духа не способны заменить. Или это была тоска по творчеству на экране. Так или иначе женщина Наргис следовала своему супружескому слову и долгу матери, правила, которые требовало от нее индийское общество, да и она сама так хотела.

И, если правы те, кто по свидетельствам современников утверждают, что споры между Наргис и Капуром носили довольно эмоциональный характер - совершенно понятно, что личность и точный художественный вкус Наргис играл в дуэте настолько важную критически, прогрессивную и созидательную роль, что, лишившись ее - Радж Капур так и не смог восполнить эту человеческую и творческую потерю.

Но так или иначе прошлое не умирает. Оно не умирает на экране. Оно не умирает тогда, когда в прошлое были вложены стремление к созиданию, сила ума и искренность чувств. Необъяснимым образом экран запечатляет навечно страницы чей-то излитой любви. Недаром фильмы назвали картинами. Не оттого, что в этом искусстве технологически картинки моделируются и сменяют друг друга, а оттого, что в фантастическом пространстве и с течением времени лучшие из картин приобретают свою собственную жизнь, данную им создателем, и в необъяснимом настоящем они шлифуют свои пробелы и недостатки пршлого, чтобы стать частицей в вечном потоке искусства, совершенным искусством будущего.