Продовольственные проблемы СССР в 70 80-х гг

Лев Ольшанский
На фото: Выпавший снег и минусовые температуры в Свердловской области осложнили уборку урожая


Продолжение. Начало см. "СССР и продовольственная проблема"
http://www.proza.ru/2019/07/16/315


В 1966-1980 гг. в аграрный сектор страны было направлено около 400 млрд руб. инвестиций, что по официальному курсу тех лет равнялось 680 млрд долл. Эта сумма  составляла 78% всех инвестиций, направленных на развитие сельского хозяйства за все годы советской власти, т.е. за 47 лет.[1] Это было небывалое вливание средств в экономику сельского хозяйства.

За счет этих средств развернулось строительство животноводческих, птицеводческих и перерабатывающих комплексов, закупалось дорогостоящее оборудование, осуществлялись грандиозные программы по комплексной механизации и электрификации сельского хозяйства, мелиорации и химизации почв. Кроме того, значительные средства вкладывались и в село, в развитие его инфраструктуры.

Несмотря на огромные инвестиции, колоссальные масштабы мелиорации и поставок техники и удобрений, в 70-х – начале 80-х годов среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства быстро снижались.

Если в 1966-1970 гг. темпы роста составили 3,9%, то в 1971-1975 гг. - 2,5, в 1976-1980 гг. - 1,7, а в 1981-1985 гг. - 1%.[2] Колоссальные средства использовались крайне не рационально.

Причиной тому - командная экономика страны, которая не позволяла вывести страну из продовольственной проблемы. Продовольственная проблема так и оставалась в стране проблемой номер один.

В результате отставания социальной инфраструктуры и уровня доходов на селе по сравнению с городом только с 1970 по 1979 г. сельское население уменьшилось почти на 7 млн, главным образом молодых, наиболее активных людей.

Хотя на время уборки, в порядке так называемой «шефской помощи селу», привлекалась значительная часть городского населения страны, потери урожая составляли 30%.[3] Сельское население так и не стало зажиточным слоем, не поднялся до мирового и уровень сельскохозяйственного производства.

Закупки зерна за рубежом выросли с 2,2 млн т. в 1970 г. до 27,8 млн в 1980 г. и 44,2 млн т в 1985 г.[4] Однако и огромный импорт не мог предотвратить быстрого ухудшения продовольственного положения в стране. С 70-х годов в разряд дефицита попали мясо, колбаса, в ряде районов и молочные продукты.

В итоге Правительству СССР в очередной раз потребовались неотложные меры по решению продовольственной проблемы. Поэтому в мае 1982 г. была вновь принята еще одна нереальная «Продовольственная программа СССР на период до 1990 г. и меры по ее реализации».

Эта программа также оказалась неспособной прокормить население страны, ходя бы потому, что намеченным планам по политическим мотивам не суждено было сбыться.

В результате самая богатая чернозёмами страна продолжала закупать продовольствие за рубежом и превратилась в самого крупного в мире импортера зерна. Зерно закупали в США, Канаде, Аргентине, Австралии и других странах, причем закупленное в США зерно обходилось в два раза дешевле, чем его производство в своей стране.
Причиной этому была все та же социально-экономическая отсталость, ярко свидетельствующая о крахе аграрной политике в стране.

Одним из признаком отставания агропромышленного комплекса было слабое развитие инфраструктуры и мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции. Не хватало хранилищ для собранного урожая, хороших дорог в сельской местности, ремонтных служб и запчастей для сельхозтехники.

Все это вело к тому, что не всегда убирались засеянные площади, плохо хранился собранный урожай, были огромные потери сельскохозяйственной продукции при перевозках.

Из собственных воспоминаний: во второй половине 80-х годов человек 200 с нашего предприятия в выходной день были направлены в подшефный совхоз на уборку моркови.
С утра моросил дождь, позже к нему добавился снег; перчатки и рукавицы быстро промокли. Наше руководство говорило: "Хоть камни с неба пусть падают, а поле должно быть убрано".

Морковь, вся в комьях грязи, собиралась довольно медленно.

К обеду по полю начал бегать местный агроном с криками: "Не убирайте морковь, затаптывайте! Сегодня поле должно быть убрано!"

Подозреваю, более того, уверен, что по всей стране наблюдалась та же самая картина. Неудивительно, что к концу весны овощей в продаже уже не было.

Мой сосед рассказывал, как в советское время на Украине происходила уборка фруктов. В совхозе имелся довольно большой яблоневый сад. Частью фрукты собирали местные жители, частью студенты. Когда совхоз выполнял и немного перевыполнял план, приём фруктов у совхоза прекращался. Часть урожая забирали местные жители, после чего в саду царило затишье до следующего лета.

В советское время яблоки были в магазинах месяца 2-3, после чего они из продажи исчезали; ну, разве что, раз-два за осень или раз в зиму яблоки "выбросят" на прилавки, да каждый ребёнок получит в новогоднем кульке по яблочку.

Что касается слив, то это была эпопея! В июле примерно этак 1982 году мы с женой случайно наткнулись на распродажу слив прямо на улице; встали в хвосте огромной очереди. Два часа намучались на жаре, ушли — дальше стоять не было толка.

Сейчас же сливы летом можно увидеть почти на каждом углу, и никому они, вроде бы, и не нужны, никто их не покупает. А в советское время это был такой дефицит!..

В результате в стране перманентно наступали продовольственные кризисы, что вынуждало закупать за рубежом ежегодно от 20 до 40 млн.т. зерновых культур, а пищевая и легкая промышленность не имели достаточного количества сырья.

На опасности и последствия гипертрофированного развития ВПК, отсталость гражданских отраслей и сельского хозяйства обращали внимание руководства страны ученые — экономисты, социологи, экологи и др. Но их мнение не учитывалось. К середине 80-х годов это стали понимать и в центральных органах власти. Поводом к этому стало ухудшение финансового состояния государства.

Попытки  реформирования аграрного сектора в 1989-1990 гг. не принесли каких-либо положительных сдвигов, напротив, продовольственная проблема в стране все более обострялась.

В 1990 г. по всей стране, включая Москву, были введены талоны на основные виды продуктов, а в 1991 г. стала поступать гуманитарная помощь из разных стран. В последующие годы иностранные государства стали завоевывать продовольственный рынок России, все больше оттесняя отечественного производителя. Такое положение, когда Россию кормили другие страны, продолжалось длительное время.

В основе нараставших трудностей сельского хозяйства лежали как отзвуки прежней политики (насаждение колхозов, беспощадное выкачивание ресурсов из деревни, попытки ликвидации личного подворья в 60-е годы и т.д.) и просчеты в управлении, так и объективная нехватка инвестиций, порожденная, в частности, нежеланием советского руководства повышать розничные цены на сельскохозяйственные продукты из-за опасения социальных протестов, несмотря на увеличение закупочных цен и стремительный рост себестоимости продукции.

Отсталость и низкая эффективность сельского хозяйства в СССР, однако, вовсе не являются непременным атрибутом и признаком социалистической, общественной собственности на средства производства, хотя на основе этого скоропалительного, ничем не обоснованного, ненаучного вывода в конце 80-х годов и было сделано заключение о том, что, якобы, "только частник способен накормить страну".

Полнейшая глупость! Разве мог в конце 80-х годов "частник", вооружённый лишь вилами и лопатой (пусть даже и трактором), соревноваться с целым сельскохозяйственным комплексом, представленным тогдашним совхозом или колхозом!?

Об огромных возможностях социалистического строя и его неисчерпаемых скрытых резервах наглядно свидетельствует опыт казахстанского директора совхоза «Илийский» Алма-Атинской области И. Н. Худенко. В результате проведённой им реорганицации были достигнуты неслыханные прежде результаты.

                Таблица

Показатели производства зерна механизированными звеньями в 1963 году по сравнению с 1962 годом:

Показатель                1962г. 1963г.

Валовой сбор зерна в тоннах                3150 9204
Среднегодовое количество работников         202   29
Произведено зерна на 1 рабочего (центнер) 156 3173

Значительно повысилась и зарплата работников.

Этот опыт мог бы быть распространён на соседние колхозы и в перспективе — на всю страну; могли быть повсеместно организованы курсы по обучению хозяйствования по примеру Худенко ("школы Худенко").
 
Появилась возможность, наконец-то, обеспечить страну продовольствием.
"Лишних" людей можно было направить, например, на сельскохозяйственное и промышленное освоение бескрайних сибирских просторов.

Возросшие доходы можно было направить на техническое перевооружение сельского хозяйства и улучшение социальной инфраструктуры на селе.

Повторяю: всего этого вполне можно было добиться в условиях социалистической собственности, "не поступаясь принципами".

Но власти были обескуражены полученным результатом. Прежде всего, бросалась в глаза небывало высокая зарплата работников в 330 - 350 рублей — в то время, как в других совхозах СССР "хорошим" считался заработок 100 рублей в месяц.

С другой стороны, руководители были напуганы огромным количеством высвободившихся людей, которых нужно было чем-то занять. Видимо, по этой причине в конце 1964 года новый первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев завершил дискуссию словами: «Это дело преждевременное».

По надуманному предлогу Худенко был брошен в тюрьму, где умер в 1974 году.

Так административно-командная система бездумно уничтожала последние шансы на существование социалистического строя и СССР.


Ссылки:

[1] Васюк Н.Д. Реформы в аграрном секторе России и их влияние на экономику сельского хозяйства // «Право и экономика». 2008. №05/2008. http://www.jusinf.ru/catalog/1288

[2] История экономики. Учебник / Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА – М, 2002. – с. 199

[3] История мировой экономики. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – с.323

[4] История мировой экономики. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – с.325