В Ленинграде. Полёт на Луну

Лев Неронов
                В ЛЕНИНГРАДЕ.



        У нас с Аллой накопились «картофельные» отгулы, и мы решили маленькому ребенку показать северную столицу. На аэровокзале Ленинграда мы нашли, у кого мы проведем 2 недели активного отдыха. Алла подошла к уборщице и спросила: «Кто может сдать квартиру?». Та дала телефон своей подруги-крановщицы Вали.
Мы показали 4-х летнему ребенку Зимний дворец с Эрмитажем, Медного всадника Фальконе, Петропавловскую крепость, Смольный, крейсер Аврору, Невский проспект, скульптуры ретивого коня Клодта, украшающих Аничков мост, музей-квартиру Пушкина, Марсово поле, Военно-морской музей, Ростральные колонны, Адмиралтейство, Казанский собор, Исаакиевский собор, Летний сад и домик Петра I. Пискаревское кладбище и Некрополь. Покатались на «Старом трамвае» и «Старом троллейбусе». Съездили в г. Пушкин, посмотрели Царский лицей и сады Екатерининского дворца. И, наконец, на катере приплыли к Петродворцу, осмотрели все, что можно, а прежде всего фонтаны!

        На обратном пути в Москве посетили  Красную площадь, соборы Кремля, Царь колокол и Царь пушку, Университет. Посетили бассейн, там где сейчас храм Христа Спасителя. Вот как мы заморочили голову ребенку познавательными экскурсиями!


                «ПОЛЕТ НА ЛУНУ».



        В 1986-ом году я увидел Владивосток снова. На этот раз нас было трое: я, Алла и пятилетняя дочь Настя. Ехали мы к  родственникам Аллы в гости. Настя летела за свои полбилета, но сидела у папы на коленях, у иллюминатора. Мне хотелось передать ребенку свои знания по авиации про закрылки, элероны, про демпфер шимми, про поляру самолета. А также знания о Сибири, Байкале, Ангаре, тайге и таежном медведе, которого папа водил на веревочке, как собачку. Я все наговаривал и наговаривал ей на ушко, как в магнитофон.

        Вообще-то Настя и раньше летала. Но первый ее полет был на вертолете и недалеко, через Волгу. Вертолеты переправляют людей, когда лед на Волге некрепкий. Полет совершили по настоянию Насти, экспромтом: «Хочу кататься на вертолете!».  Ребенку летать понравилось и он заказал себе еще  маршрутец на Луну! Но родители и сами-то туда не успели  слетать. И со средством доставки на Луну вышла проблема. А вот длительный полет на Дальний Восток, как альтернатива полету на Луну, стал реальностью.
 
        Во Владивостоке живут родственники отца Аллы. Кузен Аллы Виктор и его жена Нина работали инженерами на «фанзаводе». Нина провела для нас троих интереснейшую экскурсию на старинный фанерный завод, где мы посмотрели всю опасную технологию производства фанеры. Кусочки щепы сохранились у нас на память. Фанзавод многие десятилетия сбрасывает свои отходы в залив Петра Великого. Купаться в нем последнее время почти невозможно из-за ядовитых медуз крестовиков. Говорят, что они появились, чтобы отомстить людям за варварское отношение к океану.
 
        Владивосток - город рыбы. И ряд следующих экскурсий был совершен в магазин «Океан», где и в дефицитную советскую эпоху глаза разбегались от 130 видов рыбных изделий! Представляю, что теперь там творится! Нет, наверное, там только рыбьего молока! Но Насте в то время больше нравилась теть-Нинина картошечка в виде пюре с молочком и с маслицем. Красная рыба и икра ее в ту пору не интересовали.
 
        Купались мы в Амурском заливе с маской, трубкой и ластами. Испытав эти плавсредсва на себе, я приладил их к Насте. И погрузил лицо ребенка с маской под воду: «Настя, ну что ты там видела?». – «Я видела консервную банку, трубы и сломанный унитаз!». Таковы, к сожалению, первые впечатления ребенка о подводном царстве. Нам зело повезло: в день рыбака мы увидели театрализованный праздник Нептуна, организованный с размахом. Дети катались на педальных авто и лошадках. Было многолюдно и за мороженым надо было отстоять в очереди, а если с добавками, то многократно. Сохранилась тоскливая Настина фотография: «Ждет мороженое».
Моряки пускали желающих на рыболовецкое судно, на экскурсию. Мы, конечно же, воспользовались случаем. Доброжелательный матрос с большим удовольствием и старанием  показал нам свой  корабль и рассказал обо всем,  что видел глаз. Даже силуэты рыб мы наблюдали с помощью гидролокатора. На главной площади города красивое административное здание, памятник воинам гражданской войны. Там же экскурсионная подводная лодка. Мы облазили все ее внутренности.

        Посетили музей природоведения. Был и Ботанический сад при Дальневосточном отделении Академии Наук. Кроме реликтовых и современных растений, лимонного и пробкового деревьев, экзотических цветов и плодов, нам запомнился кокетливый королевский павлин по имени Кеша. Он единственное живое существо в этом удивительном царстве флоры. Он избалован вниманием посетителей и может по просьбе зрителей поднять или сложить свой цветастый веер-хвост. Только и слышны щелканье фотоаппаратов и детские голоса: «Кеша, Кеша, распуши хвостик! Молодец Кеша!»
 
        Двоюродная сестра Лида и ее муж Анатолий хорошо потаскали нас по сопкам Владивостока, особенно по высоким обзорным площадкам. А также по местам, где можно купаться, любоваться подводным миром и нет консервных банок. Места там великолепные. Стоило сюда ехать! Подводный мир богаче черноморского. Сколько разных рыбин проплывают мимо носа. Сколько же там морских ежей, морских звезд, гребешков, гигантских устриц, мидий, чилимов, трепангов. Это только то, что можно взять голыми руками в десяти метрах от берега. А после шторма это добро ребятишки собирают в ведерко, шагая по берегу! И  все это в самом Владивостоке, в его прибрежных водах.
 
        Но нам устроили отпуск на закрытом острове Рейнеке. Мы плыли туда на небольшом научном катере. Мы трое, Анатолий и сын его Максимка.  Через открытое стекло рубки мы наблюдали, как прокладывают курс, ориентируясь по карте. Позади остров Русский. У острова Рейнеке выходим на берег. Нам предоставили палатку, примус, радиоприемник и походный столик. Мы расположились на площадке склона, предусмотрительно высоко от воды, где не лизала берег волна. Вокруг  целые цветники диких белых маков. Это же так красиво! Когда на цветном широком стерео слайде вижу морской берег, весь в маках, нашу пятилетнюю дочку среди них, у меня, не знаю почему,  наворачиваются слезы. Было же время!

        Мы купались, наблюдали за морской живностью, играли пластиковой летающей тарелкой, лазали по скалам, готовили обед на примусе, ночью любовались чистым звездным небом. Все так и запомнилось бы нам, как очень хороший отдых на берегу спокойного Японского моря. Но природа постаралась добавить нам сильных впечатлений. Очень постаралась! Дальневосточное побережье подвержено периодическому набегу тайфунов. По радио предупредили о приближении тайфуна «Тельма».

        Море преобразилось. Высокие пенистые валы обрушивались на берег, и так же далеко откатывались назад, обнажая морское дно. Медленно и неуклонно стал подниматься уровень воды. Как будто вся морская «тарелка» наклонялась в нашу сторону, грозя затопить нас. Такой подъем водной массы у берега создал неистовой силы ветер, гулявший над бескрайним морским бассейном. До нас ветер доходил, но ослабшим. На склоне, где стояла наша палатка, он не был пока опасен. Но поднявшись по склону наверх, ощущалось его нарастающее давление. И там укрыться было негде. Два состояния я испытывал одновременно. Созерцал, наслаждался мощью морской стихии, какой никогда раньше не видел. Тревожился, ожидая что уровень поднимется еще выше и смоет наш бивак. Надо было либо выжидать, либо забирать все и лезть на обдуваемое платою. Дальше моря, меньше горя. И мы пока выжидали, следили насколько волны приближаются к палатке. А высота волн в районе шхер была с двухэтажный дом. Радио почти непрерывно  сообщало тревожные сводки о силе, скорости и направлении ветра. Анатолий не стал долго выжидать, забрал детей: Максима и Настю, и пошел искать убежища в ТИНРО /институт океанологии/. Оно тоже у берега, в двух километрах от нас. Мы были спокойны за детей.
 
        Много прошло тревожного времени. Стал я замечать, что волны перестали подниматься выше. Вероятно хуже не будет. К утру тайфун совсем обессилил. Взошло солнце. Море стало обычным. Вернулся Анатолий с детьми. И оказалось, что в здании им было опаснее. Вода их заблокировала в комнате снаружи и стала заливать комнату. И они спасались на мебели, как куры на насесте.

        На берегу после налета водной стихии наблюдался полнейший хаос. И мы пошли собирать в этом хаосе дары моря. О, сколько же оказалось этих даров! Какой вышел обильный стол из морских деликатесов! Французы бы ахнули!  Сколько сувениров увезли мы с того берега! Одни гребешки, морские звезды и ежи чего стоят!? Было ощущение, что мы действительно побывали на Луне. Во Владивосток мы возвратились на огромном рейсовом пароме.

        Еще день мы с Аллой посвятили поездке на ее малую родину, где когда-то жили и работали ее родители. Всю эту историю следует выделить особо.