Памятник

Орнелла Цаллагова
    Поэту свойственно на определенном этапе жизни задаваться вопросом: каковы его шансы на бессмертие, как долго его будут помнить, по крайней мере , соотечественники. Поэтому существует традиция стихотворений -памятников.
Наиболее известный из дошедших до нас из глубины веков "Памятник" древнеримского поэта Горация:

         Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
         И зданий царственных превыше пирамид;
         Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
         Ни ряд бесчисленных годов не истребит. (перевод А.Фета)

Многие русские поэты переводили "Памятник" Горация.

Своё бессмертие   Гораций видел в том, "что первый я на голос эолийский
Свел песнь Италии",   то есть обогатил римскую поэзию новыми  стихотворными размерами .

В русской литературе эту традицию подхватывает Державин .

        Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
        Металлов тверже он и выше пирамид;
        Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
        И времени полет его не сокрушит.

Свою заслугу перед потомками Державин видит в том,

         Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
         О добродетелях Фелицы возгласить,
         В сердечной простоте беседовать о Боге
         И истину царям с улыбкой говорить.

Здесь поэт утверждает свое  право говорить на равных с сильными мира  сего и не кривить душой.
Фелицей называет поэт императрицу Екатерину II.

Наибольшую известность в русской литературе приобрел , конечно, пушкинский "Памятник". Написанное незадолго до смерти это стихотворение было найдено Жуковским в его бумагах и, опубликованое после смерти поэта, оно говорит о том, что Пушкин понимал свою роль в будущей жизни России :

         И долго буду тем любезен я народу,
         Что чувства добрые я лирой пробуждал,
         Что в мой жестокий век восславил я Свободу
         И милость к падшим призывал.

   В жестоком для нашей страны 20-м веке поэты продолжают писать стихотворения — памятники.
Меняется эпоха, меняется и  тональность, и смысл стиха. Нет стремления увековечить себя в памяти народной, нет перечисления своих несомненных заслуг перед потомками.
Идея памятника приобретает очень личное, чисто человеческое измерение, обращенное к очень близким , любимым людям.

Поэт трудной судьбы Ярослав Смеляков придает своему "Памятнику" интимный смысл , вступая в воображаемый диалог с любимой женщиной :

         Приснилось,  мне, что я чугунным стал.
         Мне двигаться мешает пьедестал.
            .....
         И я сойду с блестящей высоты
         на землю ту, где обитаешь ты.
           .....
         Приближусь прямо к счастью своему,
         рукой чугунной тихо обниму.
          .....
         На выпуклые грозные глаза
         вдруг набежит чугунная слеза.

         И ты услышишь в парке под Москвой
         чугунный голос, нежный голос мой. 

Поэт другого поколения Андрей Вознесенский обозначает себя памятником отцу.
 Он — живой памятник.

         Я — памятник отцу, Андрею Николаевичу.
         Юдоль его отмщу.
            Счета его оплачиваю.
         Врагов его казню.
            .....
         В душе открылась течь. И утешаться нечем.
         Прости меня, отец,
              что памятник не вечен.
         Я — памятник отцу, Андрею Николаевичу.
         Я лоб его ношу
               и жребием своим
          вмещаю ипостась,
               что не досталась кладбищу, —
         Отец — Дух — Сын.

Особняком стоит "Памятник" Владимира Высоцкого.
Бунтарь по жизни, Высоцкий, предчувствуя посмертный памятник себе, протестует против неизбежного омертвления, огрубления своего образа в виде каменного изваяния.

        Я при жизни был рослым и стройным,
        Не боялся ни слова, ни пули
        И в обычные рамки не лез.
        Но с тех пор как считаюсь покойным,
        Охромили меня и согнули,
        К пьедесталу прибив ахиллес.
               ........

        Я хвалился косою саженью —
        Нате смерьте!
        Я не знал, что подвергнусь суженью
        После смерти.
        Но в привычные рамки я всажен —
        На спор вбили,
        А косую неровную сажень
        Распрямили.

         ...............

        А потом, по прошествии года, —
        Как венец моего исправленья —
        Крепко сбитый литой монумент
        При огромном скопленье народа
        Открывали под бодрое пенье,
        Под моё — с намагниченных лент.

В заключительной части поэт взламывает  устоявшуюся традицию стихотворения -памятника, не хочет быть каменным изваянием и, как бы перекликаясь с пушкинским образом Командора,  возвращается в жизнь.

        Командора шаги злы и гулки!
        Я решил: как во времени оном,
        Не пройтись ли по плитам звеня?
        И шарахнулись толпы в проулки,
        Когда вырвал я ногу со стоном
        И осыпались камни с меня.

        Накренился я, гол, безобразен,
        Но и падая — вылез из кожи,
        Дотянулся железной клюкой,
        И, когда уже грохнулся наземь,
        Из разодранных рупоров всё же
        Прохрипел я: "Похоже, живой!"

        И паденье меня не согнуло,
        Не сломало,
        И торчат мои острые скулы
        Из металла!
        Не сумел я, как было угодно —
        Шито-крыто.
        Я, напротив, ушёл всенародно
        Из гранита.

Стихотворение Высоцкого может быть названо "Антипамятник".