Темные века. Байки и стереотипы

Хомо Виталис
Какими же причудливыми порой бывают судьбы не только конкретных людей, но и те представления о них, которые порождаются слухами и сплетнями современников. И стоит кому-нибудь «запустить утку в народ», как она начинает расползаться повсюду и зачастую надолго закрепляется и в умах человеческих, и даже в школьных учебниках, и, что самое невероятное - в среде профессионалов.

Что уж говорить о каких-нибудь журналистах, политиках или рядовых обывателях. А именно они в конечном итоге и «пишут» историю, распространяя бредовые стереотипы. И только одинокие представители научного сообщества иногда пытаются робко возражать, да кто ж их слушает - чем «развесистее» клюква, тем больше у неё шансов сойти за истину.

Однако ж если копнуть поглубже и постараться непредвзято разобраться в событиях давно минувших дней на основании оставшихся с тех времен документов и многочисленных сохранившихся памятников архитектуры и искусства, то откроется немало интересных подробностей,  которые перевернут традиционные представления об исторических личностях и сопутствующих им событиях. Никакая «альтернативная история» или «новая хронология» не сравнятся с той впечатляющей картиной, начинающей открываться любопытствующим при одной лишь слабой попытке усомниться в давно навязанных штампах.

Я попытаюсь привести несколько «экземпляров» таких мифов-баек, и если у вас, уважаемые читатели, найдутся похожие примеры, когда давно, казалось бы, «всем известные факты» на поверку оказываются не более, чем неудачной выдумкой - буду вам очень благодарен.

Мы не станем углубляться в вопросы совсем уж далекого прошлого, хотя залежи неисследованного, которые хранят те времена, таят и по сей день много неотгаданных загадок. Просто времени не хватит. Остановимся на относительно небольшом промежутке примерно в полторы тысячи лет, потому как многие знаменитые заблуждения относятся как раз к данному периоду.

Одним из, пожалуй, самых старых  тем подобного рода является миф о так называемых «темных веках европейской истории». И «вбросил» это в массы никто иной, как прославленный поэт Проторенессанса Франческо Петрарка уже почти 700 лет тому назад.

Из школьных учебников многие помнят, что в 476 году нашей эры произошло событие, имевшее трагические последствия для всей человеческой цивилизации - под натиском варваров пала Римская Империя, отбросив Европу на много столетий во тьму.

Но что самое интересное - в этой фразе нет практически ни единого слова правды. Если же поизучать поверхностно кое-какие исследования на данную тему, дело обстояло примерно так.

К концу III в. н.э. Римская Империя разрослась до таких огромных масштабов, что ей стало практически невозможно управлять. Первым смекнул это ещё император Диоклетиан, поделивший территорию огромной державы на четыре части, благодаря чему его нововведение известно теперь как «тетрархия». Однако один из его самых амбициозных последователей, будущий Константин Великий, вновь собрал империю воедино, оставив всех прочих претендентов не у дел. Новой же системы управления, способной хоть как-то поддерживать функционирование гигантского организма, при этом не появилось, и уже в 395 году император Феодосий окончательно разделил Древний Рим на Запад и Восток, отдав каждую из частей своим сыновьям.

Столицей Запада на какое то время стал Медиоланум - нынешний Милан - а буквально спустя несколько лет - Равенна. Теперь это всего лишь маленький итальянский городок на побережьи Адриатики, в котором, однако, сохранилось большое количество культурных сокровищ, внесённых в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Посещают их сейчас лишь немногочисленные туристы да группки местных итальянских школьников с учителями. А зря.

На Востоке же империи, протянувшемся на территории от Балкан до границы с Персией, вырос Новый Рим - символ величия, заново отстроенный Константином. Прошло немного лет, и город стал носить имя Константинополь, сохранившееся до 1920-х годов. Все знают, что теперь это Стамбул, в котором ещё многое сохранилось со времён Восточной Римской империи, но населяют его ныне далеко не потомки эллинов и латинян.

Но вернёмся к 476 году. Что же, все-таки, произошло? Разве не было нападений варваров на Рим? Были, разумеется. Только уже лет 200 как до этого они начали происходить с завидным постоянством. Наиболее сговорчивых из них Рим сумел привлечь на свою сторону и инкорпорировать в существующую военно-бюрократическую и гражданскую систему империи, дабы использовать для защиты границ от более «диких» сородичей. Представителей «варварских» племён среди римской военной элиты уже в IV веке было едва ли не больше, чем «традиционных» граждан империи.

Что же произошло в 476 году? Не более, чем дворцовый переворот. Римский военачальник Одоакр сместил формально правившего Ромула Августула с трона, и отправил императору Востока Зенону просьбу назначить на Западе нового собственного императора. Зенон же решил этого не делать, а оставаться номинальным главой и Западной империи, утвердив Одоакра своим наместником. Вся жизнь на Западе продолжала и дальше идти в своём обычном русле.

Несколько позже Теодорих - предводитель готских федератов - тех самых бывших варваров, поселившихся на территории империи, сместил Одоакра. Ещё один дворцовый переворот. И снова вся римская административная система сохранилась на прежнем месте.

Готы, конечно, явно тяготели к некоему сепаратизму и не особенно подчинялись Константинополю, лишь формально признавая его главенство.

Ситуацию решил исправить Юстиниан, «отвоевавший» части Западной империи обратно при помощи своих знаменитых полководцев - Велизария и Нарзеса, практически истребив при этом соплеменников Теодориха.

Если вы планируете когда-нибудь побывать в Равенне - обязательно посетите главные архитектурные памятники этого города. Собор Сан-Витале, построенный в VI веке и начатый ещё при Теодорихе, был закончен в эпоху Юстиниана. В нем находится самая, пожалуй, знаменитая византийская мозаика VI в. с прижизненным «портретом» императора со свитой и его жены - императрицы Феодоры. А недалеко, в соборе Сант-Аполлинере-Нуово, есть ещё один портрет с надписью «IUSTINIAN» - очередная «байка». Сейчас учёные считают, что это на самом деле как раз-таки изображение Теодориха, а византийцы просто добавили новые буковки )

Кстати, о византийцах. Кто они вообще такие? До сих пор мы говорили только о Римской империи. Что, собственно говоря, правда, потому как страны с названием «Византия» никогда и не было.

Даже после разделения государства Феодосием на Восток и Запад в сознании современников она оставалась единой Римской империей - пусть уже и не политически, но цивилизационно - однозначно.

Название «Византия» придумал в XVI веке немецкий учёный Иероним Вольф, считающийся отцом византиноведения, и сделал он это, судя по всему, с определённой целью. В то время уже полтысячи лет существовало некое странное государство - Священная Римская империя германской нации. По сути - это прообраз нынешней Германии, но с точки зрения престижа Вольф и соотечественники всячески подчеркивали, что именно это государство, а не империя со столицей в Константинополе, является «истинной» преемницей Древнего Рима.

Сами же «византийцы» продолжали считать себя римлянами, а свою империю - Римской, а никакой не Византийской. Собственно, Юстиниан формально всего лишь восстановил «статус-кво» на момент правления Феодосия.

Строго говоря, фактическое цивилизационное разделение на Восток и Запад все-таки состоялось, но произошло это лет так через 700 после «затертого до дыр» 476 года. А Равенна со времен Юстиниана и до захвата ее очередными варварами - племенем лангобардов - так и оставалась важнейшим городом западной части империи.

Раз уж мы заговорили о Византии в контексте «темных веков», нелишним будет упомянуть ещё несколько фактов.

Территория Древнего Рима времён Феодосия где-то к началу IX века разделилась-таки окончательно на несколько частей, каждая из которых пошла по своему цивилизационному пути, сохраняя, однако, многочисленные культурные, политические и экономические связи с прочими.

Про ту ее часть, что традиционно называют Византией, и которая в конечном итоге превратилась в грекоязычную державу, мы ещё чуть-чуть поговорим. Но до последних столетий своего существования для этого государства «темные века» никогда по-настоящему не наступали. И именно в разгар «мрачного средневековья», в IX веке, в Константинополе возникло одно учебное заведение - Магнаврская высшая школа, явившаяся прообразом университета практически в современном его понимании.

Отдельный интересный путь прошла Италия, и это - не просто самостоятельная цивилизация, а целый набор разнообразных и непохожих друг на друга цивилизаций. После практического исчезновения с лица земли остготов - соплеменников Теодориха - на Италию хлынул поток представителей уже настоящего варварского племени. Это были лангобарды, и вот они-то не планировали ни продолжать античные традиции, ни «растворяться» в сложной римской административной системе. Много хлопот они доставили империи.

Константинополь не спешил помогать своим итальянским территориям ни материально, ни дополнительной военной силой, хотя налоги в имперскую казну собирал исправно. И VII-VIII века действительно оказались временем определенного упадка для города Рима. В нем уже не возводились величественные здания и не воздвигались впечатляющие монументы вроде тех памятников Цезарю и Августу, которые стоят на Via dei Fori Imperiali - улице императорских форумов. Однако если вы попытаетесь поискать, что за эту пару сотен лет было построено в Вечном городе - думаю, вы сильно удивитесь. По всему Риму разбросаны десятки небольших церквей и соборов того «темного» времени, и во многих из них сохранились впечатляющие мозаики и фрески. Никуда цивилизация не исчезала. Да, был период упадка, но ничего не растворялось в пустоте и не появлялось из ниоткуда. И шедевры, которые сейчас относят к искусству Ренессанса, не возникли бы, если б в те самые «темные века» все кануло в Лету.

Ещё одна часть империи - некий мир окраин, заселенный уже упомянутыми бывшими варварами-федератами, тоже не стоял на месте, хотя и по достижениям своим был гораздо более скромным по сравнению с «традиционно римскими» территориями. Именно этот мир в определённом смысле спас Римский Запад от полного поглощения его варварами.

Федераты из племени франков в последние десятилетия существования Западной империи спокойно обосновались в провинции Галлия, примерно совпадавшей с территорией нынешней Франции. И когда часть империи с центром в Равенне начала трещать по швам, спокойно «сбросили» текущего римского наместника в Галлии, осуществив очередной «дворцовый переворот».

В VIII веке их вождь, которого мы знаем теперь как Карла Великого, потеснил очередных германских варваров-саксов и стал наблюдать за тем, что делается на прилегающих территориях.

А происходило там следующее. Некогда цветущая провинция империи Сицилия уже начинала испытывать давление новой силы, появившейся далеко на востоке - в Аравийской пустыне. Арабы надолго захватят эту часть римско-византийских земель ещё не скоро - только в начале X века, однако «пираты с востока» уже вовсю проверяют на прочность оборону острова.

Да и юг континентальных итальянских провинций - Апулия и Калабрия - постоянно вынуждены от них защищаться.

На севере лангобарды уже захватили главный имперский город итальянских территорий Византии - Равенну. Произошло это в 751 году. И римский папа, предоставленный самому себе, обратился за помощью к франкам. А что же центральная власть в Константинополе? Основные силы империи вынуждены сражаться с теми же арабами в буквальном смысле за дальнейшее существование, и итальянские территории оказываются один на один с «наседающими» со всех сторон лангобардами.

Только в Венеции сохраняется более-менее спокойная жизнь, потому как всегда можно укрыться на островах лагуны, а строить корабли лангобарды так и не сподобились научиться.

И Карл решается на «марш-бросок». Он энергично разбивает лангобардов и «приносит в дар» папе территории вокруг Рима и Равенну обратно, в награду же за это Папа провозглашает Карла императором в Риме.

Символическое значение этого события было куда более существенным, чем пресловутое «падение Западной империи» в 476 году. Вместо одного императора, находящегося в Константинополе, появляется второй. Новый титул Карла - император Запада.

Что же произошло с точки зрения современников? Ровно то же самое, что четыре века назад сделал Феодосий - Римская империя вновь разделилась на Запад и Восток, и теперь это было уже куда как менее формальным. Но что самое интересное - в цивилизационном смысле все это время и ещё пару столетий с лишним после того она продолжала восприниматься как то же государство, которое существовало ещё со времён Октавиана Августа, но в несколько видоизменённой форме. Карл пытался даже воссоединить Запад и Восток, женившись на византийской принцессе, но не сложилось.

Почему так произошло? Есть много вариантов ответа на этот вопрос. Безусловно, политические причины важны. Итальянские провинции империи всегда несколько тяготились властью Константинополя. А он, сосредоточенный на борьбе с арабами, предоставил западным провинциям искать решение проблемы с лангобардами самостоятельно. Религиозный момент тоже нельзя отбрасывать - с самого возникновения христианства латинский и греческий обряды были отличными друг от друга, и периодически между их представителями возникали богословские споры. Да и Папа всегда претендовал на главенство в христианском мире, с чем константинопольские патриархи не готовы были соглашаться. Однако же коренное отличие, как мне кажется, было заложено в самой структуре империи ещё до времён варварских нашествий и даже возникновения христианства.

Причина тому - проста и банальна: язык. Запад был латиноязычным, а восточные территории, «ставшие» впоследствии Византией - грекоязычными. А ведь ничто так не определяет ментальность, как язык. И все последующие военно-политические передряги и религиозные споры только лишь усиливают то, что было заложено изначально.

Что, однако, не мешает взаимодействовать друг с другом и дальше, несмотря на все противоречия. И тут интересно вспомнить ещё про один распространённый миф, который связан с двумя выдающимися представителями средневековой римско-византийской цивилизации. И, конечно, со всей культурой нашей страны.

В IX веке в крупном имперском центре Фессалоника (теперь это греческий город Салоники) в семье влиятельного военного чиновника родились двое братьев. Одного звали Константин, другого - Мефодий. Вы уже, конечно, догадались, что речь идёт о просветителях славян. До сих пор нет единого мнения о том, кем они были по происхождению. Болгары считают их болгарами, македонцы - македонцами, а греки - греками. Но империя всегда отличалась тем, что ее жители осознавали себя, в первую очередь, гражданами Рима, и не столь важно - Древнего или Нового (или ромеями, как они сами называли себя на греческий манер), а уже потом - представителями определённого народа.

Если спросить любого о том, что же создали Константин-Кирилл и Мефодий, то в ответ практически со стопроцентной вероятностью вы услышите: «Кириллицу, конечно - славянскую азбуку». Что в очередной раз окажется абсолютной неправдой )

У Константина-Кирилла была очень «извилистая» судьба. Несмотря на то, что Фессалоника фактически являлась вторым городом империи, учебных заведений уровня выше начальной школы там не существовало, и будущий славянский просветитель отправился доучиваться в Константинополь. Получал он образование и в Магнавре - раннесредневековом ВУЗе, о котором шла речь выше. Служил преподавателем, архивариусом, имперским чиновником. И не то, чтобы это все ему было по душе.

Однажды к императору прибыло посольство от князя Моравии с весьма необычным «запросом» - создать азбуку для этого западнославянского племени. Латиница по разным причинам их не очень устраивала, и именно Константину Философу поручили столь необычное дело.

Так что же, все-таки, придумали Константин-Кирилл с братом Мефодием? Тот новый алфавит, который появился благодаря трудам славянских просветителей, впоследствии назвали глаголицей. Он состоял из довольно замысловатых букв, и по не до конца подтвержденной информации Константину, принявшему в монашестве имя Кирилл, идея его пришла во время путешествия на территорию современного Крыма, где он активно общался с местными жителями и по одной из версий наткнулся там на некие книги, написанные на древнееврейском языке. Адаптировав и существенно изменив алфавит этого языка под звукосочетания, употребляемые славянами, они с братом и создали глаголицу.

Кириллица же появилась несколько позже. Вот ее уже, скорее всего, создали славянские последователи братьев, заменив большинство исходных букв греческими и оставив те старые символы из азбуки Кирилла и Мефодия, которым соответствия в греческом алфавите не нашлось.

Ну и ещё пара слов о взаимодействии двух «миров» некогда единой Римской цивилизации. Будучи в Крыму, Кирилл наткнулся там на мощи святого Климента.

А на исходе своих лет приехал доживать жизнь - куда бы вы думали? В Рим. Который в то время никак уже Константинополю не подчинялся. Папа Адриан II в конечном итоге поддержал не немецких епископов, пытавшихся внедрить у Моравов латиницу, а Кирилла и Мефодия. Не в последнюю очередь - потому, что Константин Философ доставил в Вечный город мощи почитаемого там святого.

По некоторым свидетельствам и в Риме Кирилл не унимал свой «пыл просветителя», устраивая вылазки за городские стены и пытаясь «наладить диалог» с обитавшими вокруг города варварами. Римляне этому немало поражались, поскольку хотя на дворе и была уже вторая половина IX века, однако ж выбираться за городские стены «на с’едение дикарям» никто желания не испытывал. Ещё больше жители Вечного города удивлялись тому, что Философ возвращался обратно живым и невредимым - опыт дипломата вкупе с талантом полиглота явно пошёл ему на пользу.

Похоронен Константин-Кирилл в старой римской базилике Сан-Клементе - того самого святого, чьи мощи он и принёс в дар жителям города.

История славянских просветителей, на мой взгляд, достаточно ярко иллюстрирует надолго сохранившиеся цивилизационные связи латинского Запада и греческого Востока даже в ту пору, когда политические пути обеих этих частей некогда единой империи разошлись.

Дипломатический опыт Кирилл получил ещё на службе в Константинополе, участвуя в довольно сложных и опасных переговорах с представителями ещё одной цивилизации, глубоко пустившей корни на территориях империи. История ее в очередной раз полностью опровергает концепцию «темных веков». Речь идёт об арабах.

К середине VII века они распространили свое влияние далеко за пределы Аравийского полуострова. Вместо «традиционного» соперника на Востоке ещё с очень давних времён - персов - империя получила неведомого доселе противника, с которым ей пришлось сражаться за выживание не одно столетие.

Рост влияния арабов совпал с началом распространения ислама. Некогда дикие кочевые племена переродились в огромную силу, ставшую одним из крупнейших «игроков» на цивилизационной арене Средневековья. Захватив к середине VII в. имперские земли Ближнего Востока - территории нынешнего Египта, Сирии, Израиля и Палестины, бывшие земли древнего Карфагена, арабы устремились на юго-запад Европы. В начале VIII века они завоевали почти весь Пиренейский полуостров. Вестготы, некогда подчинившие себе Римскую Испанию, были выбиты далеко на север, в горы. Византийцы оставались на Балеарских островах, деля там территорию с франками и периодически испытывая нашествия все тех же арабов, которые захватили Балеары полностью в начале X века, «забыв» про них на пару сотен лет после завоевания почти всей континентальной территории нынешних Испании и Португалии. Что показательно - как мы помним, в это же время под натиском их войск окончательно пала Сицилия. Начало X века - пик распространения арабского влияния на всей территории Римского мира.

Арабский же мир надолго закрепился в Европе. Если вы бывали в андалусском городе Кордоба, то наверняка посещали главную его достопримечательность - Мескиту. На территории целого квартала арабы соорудили грандиозную мечеть с сотнями колонн, которая после завершения Реконкисты - отвоевания Испании христианами - была переоборудована в собор уже в XVI веке, но большинство внутреннего убранства сохранилось от эпохи арабского владычества. Начало строительства Мескиты - конец VIII века, продолжалось же возведение и декорирование интерьеров памятника примерно ещё полтора века - в самый разгар, если так можно выразиться, «европейской тьмы». Любопытно и то, что если вы будете бродить по залам и помещениям Мескиты, то увидите довольно любопытные мозаики, но не антропоморфные, т.е. с изображениями Христа, Богоматери, святых и исторических персонажей в «естественном» - человеческом облике, а символические орнаментальные узоры, как это и принято в исламе. Но авторами этих мозаик окажутся византийские мастера. То есть даже жестокие цивилизационные столкновения ни в коем случае не предполагали полную культурную изоляцию и отсутствие взаимодействия и таких «непримиримых» групп на бывших римских территориях. Что же касается пресловутой «темноты» - арабские математики и врачи Средневековья широко известны.

Ну и, наконец, отдельный момент - это Ренессанс. Все знают о том, что эпоха Возрождения стала в определённом смысле «возвращением к античности». Но можно ли «вернуться» к тому, что было полностью забыто и практически уничтожено? Может ли, как предположительно считал Петрарка на заре этой эпохи, что-то появиться «вдруг», из «тьмы веков», в которой все сгинуло? Ответ очевиден. Возродиться может только то, что никуда по-настоящему не исчезало.

Упадок латинского Запада не предполагал полное забвение античного наследия. Частично оно сохранилось римской церковью, которая стала на какое-то время основным источником образования «латинян». Да, постепенно был практически забыт греческий язык, но тут пришли на помощь две другие цивилизации, укоренившиеся на территории римского мира.

Если вам доводилось посещать Флоренцию, то наверняка вы обращали внимание на интересные мозаики купола Баптистерия. Созданные изначально некими безымянными художниками, обучавшимися во вновь возникших в разных городах Италии греческих мастерских, они являются примером так называемой maniera greca (или же maniera bizantina) - художественного стиля, распространившегося на Апеннинском полуострове и на Сицилии в период с середины XI до середины XIII вв. Это и было преддверием Проторенессанса. Один из известнейших представителей этого течения - Коппо ди Марковальдо - тоже «руку приложил» к мозаикам флорентийского Баптистерия.

Византийцы же в любое, даже самое неблагополучное время сохраняли то, что оставили им древние римляне и эллины. Переписывая папирусные свитки в пергаментные книги-«кодексы», а позднее многократно копируя и эти книги, к началу Ренессанса они вновь «донесли» до Запада и литературное, философское и научное античное наследие, которое тот хоть и частично, но растерял. Особенный же интерес к античности в Италии связан уже с миграцией на Апеннины образованных греков, спасавшихся от ударов турок-османов.

Арабы, тесно взаимодействуя с империей, переводили на свой язык тексты древнегреческих философов и ученых, хранившиеся в библиотеках Константинополя, а потом, создавая переводы с арабского уже на латынь, через завоёванную Испанию способствовали распространению античного наследия на сопредельные европейские территории.

Кирилл же и Мефодий фактически вовлекли славян в «орбиту влияния» греко-римской культуры, расширив распространение своей цивилизации на народы, никогда с ней ранее по-настоящему не соприкасавшиеся.

Хотел было сначала рассказать о некоторых других мифах, связанных с действующими лицами уже более позднего времени, но, пожалуй, хватит )

Ведь зная хотя бы то, о чем мы с вами все это время говорили, начинаешь чуть-чуть больше понимать всю грандиозную картину непрерывности истории,  появляющуюся из глубины придуманных «темных веков», которых по-настоящему никогда и не было на территориях Римского мира.

Библиография

1. Ф.И.Успенский. История Византийской империи
2. Шарль Диль. Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке
3. Поль Лемерль. Первый византийский гуманизм
4. В.Н.Лазарев. История византийской живописи
5. В.Н.Лазарев. Происхождение итальянского Возрождения
6. Джонатан Харрис. Византия. История утраченной империи
7. Вашингтон Ирвинг. Альгамбра
8. Сергей Иванов. Кирилл и Мефодий: неудачники или визионеры?
9. Фердинанд Грегоровиус. История города Рима в Средние века
10.Джон Норвич. История Венецианской республики