И на солнце есть пятна

Сергей Геннадьевич Новиков
1936 год. Двери черноморских здравниц гостеприимно распахнуты для советских трудящихся. Только Новороссийский порт ежегодно пропускает около полумиллиона пассажиров, прибывающих со всего Советского Союза поездами и пароходами…

Еще недавно местный порт огорчал и разочаровывал жизнерадостных путешественников.
Обветшалая пассажирская пристань находилась «на краю света». У единственной кассы – вечное столпотворение. А у трапа во время посадки – форменная давка…

Теперь же – совсем другое дело. На пассажирской пристани построен современный морской вокзал с залом ожидания на 200 человек. Внутри – чудесная «комната матери и ребенка», обустроенное помещение для воинов доблестной Красной армии, тут же – парикмахерская, столовая и ресторан. Три кассы чутко откликаются на индивидуальные запросы пассажиров. Вам в Крым? Извольте подойти к первому окошку. В Геленджик? Вам ко второму. Билетик грузовой желаете? К третьему окну, совершенно без очереди. Есть еще вопросы? Пожалуйте в справочное бюро. Справки бесплатно и круглосуточно…

Тем временем к причалу морского вокзала подходит белый красавец – пароход Крымско-Кавказской пассажирской линии. К нему уже спешат телефонисты. Пройдет немного времени и пассажир, не сходя на берег, сможет позвонить любому городскому абоненту. Такую «царскую» услугу внедрил недавно начальник Новороссийского порта товарищ Сажнов…
 
Правда, столь благостную картину временами омрачают публикации в местной прессе. Пишут, к примеру, что на 900 пассажиров обычно приходится только три плацкарты. Остальные вынуждены ночью бодрствовать. А тут вот группа туристов в 30 человек недовольна. Четыре дня не могла в соседний Геленджик попасть. Мол, на единственный пароходик «Заря» билетов не достать. 

И в зале ожиданий народу не сидится. В прохладе, среди пальм, картин и портретов вождей. Образцовое помещение окрестили «залом скуки и тоски». Газет в красном уголке требуют, и настольные бильярды из закрытого шкафа достать просят. Рестораном, и тем недовольны. 33 записи за один сезон в книге жалоб – плохое обслуживание, грубость и грязь. «В борще – таракан, в салате – червяк»…

Впрочем, досадные мелочи не в силах заглушить торжество финального аккорда, позаимствованного нами в одной из книжек того времени: «Чуткое отношение к обслуживанию пассажиров в Новороссийском порту является образцом для многих других портов Черного моря».

* Фото: пароход "Ленин", 1934 год.