Мятежный пряник

Ольга Сангалова
       Будучи в Нижнем Новгороде побывали  с экскурсией в Городеце, город сказочно красив, сохранил деревянные дома с резьбой, славится изделиями из дерева и вкуснейшими пряниками. Есть в городе и музей Городецкого пряника.
       Производство печатных пряников в Городце  возникло применительно к концу XVIII века,  точная дата неизвестна. Печатные пряники изготавливают  с помощью пряничной доски, или «пряницы», как рельефный оттиск на тесте. Красота пряника в значительной мере зависела  от мастера, изготовившего пряничную доску, таких умельцев называли «знаменщиками». Доски для пряников вырезались на грушевых и липовых досках, стоили дорого  от 3-15 рублей серебром. Самыми популярными мотивами досок для «подносных» пряников были двуглавый орел, сказочные терема с шатровыми крышами  и сложные декоративные композиции. Пряники для бедных пеклись  с наборных досок  с простым рисунком  и получили название — «грошевики».
       Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от муки и основы, на которой замешивалось тесто (на меду,  на патоке, на солоде, на сусле, на сахарном сиропе, на розовой воде, на ягодах), и   от пряностей. В   то время  пряности называли «сухими духами», в состав которых входили:  черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика.  В Нижегородской губернии производством   пряников занимались в основном староверы.
       « Во времена царя   Алексей  Михайловича понадобилось навести порядок в церковных книгах и обрядах. Пригласил он двух главных попов того времени – Никона и Аввакума. Священнослужители были родом из одной Нижегородской области и даже дружили, но это не помогло им придти к единому мнению по реформе. Пока спорили, Никон  к своим рукам монастыри  прибирал, богател и всё больше зазнавался, а царя всячески задабривал. Тем временем протопоп Аввакум понял, что нужно не книги, а сами церковные порядки переделывать. Доспорились попы  до того, что протопоп обозвал церковь - разбойничьем  вертепом, а трехперстное крещение  -  кукишем! В ответ, Никон обругал Аввакума еретиком и слугой антихриста , стали попы врагами лютыми. Царь  побаивался  Аввакума, заковал его в кандалы и направил в Сибирь.  А послушного Никона сделал  патриархом.
        До попадания в немилость зашёл Аввакум в царские палаты, а царь с семьёй  чай пьёт с пряниками,  привезёнными  из Вязьмы. Угостили пряником протопопа, попробовал тот  и сказал, что в Заволжье медовый хлеб готовят  вкуснее! Заинтересовалась этим царица  и  попросила привести, для сравнения.  На самом деле про пряники Аввакум придумал, зная, что   сладости привозит во дворец Никон. Пришлось протопопу ехать на родные места и искать мастеров, которые придумают новый рецепт пряников. В Городце он дружил с пономарем Ерофеичем, у него жена была отменная  стряпуха, она выпекала  для церковных нужд просвиры, а для достатку пряники и продавала их на базаре. Попробовал Аввакум её  медовый хлеб, но не понравился тот ему. Велел он звонарю созвать лучших городских  мастеров и испечь невиданные пряники. Лучший в городе  кузнец  отчеканил противни, к которым тесто не прилипает, а мастер по дереву вырезал пряничную доску с занятными узорами. Стала жена звонаря над стряпнёй колдовать,  в   традиционную  фруктово-ягодную начинку, добавила чуток  перемолотого чернослива  и изюма, да покрыла глазурью с двух сторон. Гость отведав, заключил: « Что лицо, что нутро – пряники  истинно царские!»
        Доставил  Аввакум  корзину невиданных пряников  к царскому двору. Угощение было так вкусно, что  гости ели, не глядя на изображение.  Только  утром разглядел царь  рисунки  и надписи на  «медовом хлебе».Изображения были крамольными, Никон  с рогами показывающий кукиш с надписью: «Собака Никон бедных грызёт!».Даже сам  царь  в котле с подписью: « Царю Алексею в аду сидеть, в котле кипеть!» Ещё пряники со словами : «Не крестись кукишем!» Осерчал самодержец, велел схватить Аввакума и угнать в Сибирь,  а торговлю городецкими пряниками, запретить.
       Пытались царские слуги изготовителей крамольной выпечки поймать, да не вышло у них. В Городце пряники продолжали печь, только появились на них новые злые картинки против царя, бояр и попов. Как узнал народ, что любимый пряник под опалой, то пуще его стал покупать. Начались народные бунты, против новых церковных  обрядов. Пришлось царю Никона из патриархов прогнать, а Аввакума из Сибири вернуть. Только на церковном соборе   тот опять стал православную церковь бранить, за что был закован в клетку – тюрьму и  увезён к студёному морю  на погибель.  Переняли  и другие  стряпухи рецепт того пряника и стал он визитной карточкой Заволжья." по мотивам  «Сказа о городецком прянике» С. В. Афоньшина. Рецепт городецкого пряника остался неизменным до наших дней.
       Наши предки искренне верили в силу медового хлеба,  перед каждым важным событием пекли пряники и раздавали всем прохожим на улице. Особенно славились  пряничным производством:  Архангельск,  Вологда, Вязьма, Городец, Москва, Тула, Тверь. Для свадебного пира пекли особый пряник, в тесто на время помещали обручальные кольца, перед выпечкой их вынимали. Когда жениха и невесту провожали в спальню, то над головой невесты ломали пополам тот самый пряник и отдавали молодым. Пряник этот не съедался, а хранился как талисман решающий любые семейные проблемы. 
       Может возродить наши традиции и начать печь  медовый хлеб  перед важными событиями жизни? Может, услышат нас власти, если, писать на пряниках о  наболевшем : «Казнокрадам в аду сидеть, в котле кипеть!»; « Долой ЕГЭ, вернём советское образование!» ???