Будучи в Нижнем Новгороде побывали с экскурсией в Городеце, город сказочно красив, сохранил деревянные дома с резьбой, славится изделиями из дерева и вкуснейшими пряниками. Есть в городе и музей Городецкого пряника.
Производство печатных пряников в Городце возникло применительно к концу XVIII века, точная дата неизвестна. Печатные пряники изготавливают с помощью пряничной доски, или «пряницы», как рельефный оттиск на тесте. Красота пряника в значительной мере зависела от мастера, изготовившего пряничную доску, таких умельцев называли «знаменщиками». Доски для пряников вырезались на грушевых и липовых досках, стоили дорого от 3-15 рублей серебром. Самыми популярными мотивами досок для «подносных» пряников были двуглавый орел, сказочные терема с шатровыми крышами и сложные декоративные композиции. Пряники для бедных пеклись с наборных досок с простым рисунком и получили название — «грошевики».
Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от муки и основы, на которой замешивалось тесто (на меду, на патоке, на солоде, на сусле, на сахарном сиропе, на розовой воде, на ягодах), и от пряностей. В то время пряности называли «сухими духами», в состав которых входили: черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика. В Нижегородской губернии производством пряников занимались в основном староверы.
« Во времена царя Алексей Михайловича понадобилось навести порядок в церковных книгах и обрядах. Пригласил он двух главных попов того времени – Никона и Аввакума. Священнослужители были родом из одной Нижегородской области и даже дружили, но это не помогло им придти к единому мнению по реформе. Пока спорили, Никон к своим рукам монастыри прибирал, богател и всё больше зазнавался, а царя всячески задабривал. Тем временем протопоп Аввакум понял, что нужно не книги, а сами церковные порядки переделывать. Доспорились попы до того, что протопоп обозвал церковь - разбойничьем вертепом, а трехперстное крещение - кукишем! В ответ, Никон обругал Аввакума еретиком и слугой антихриста , стали попы врагами лютыми. Царь побаивался Аввакума, заковал его в кандалы и направил в Сибирь. А послушного Никона сделал патриархом.
До попадания в немилость зашёл Аввакум в царские палаты, а царь с семьёй чай пьёт с пряниками, привезёнными из Вязьмы. Угостили пряником протопопа, попробовал тот и сказал, что в Заволжье медовый хлеб готовят вкуснее! Заинтересовалась этим царица и попросила привести, для сравнения. На самом деле про пряники Аввакум придумал, зная, что сладости привозит во дворец Никон. Пришлось протопопу ехать на родные места и искать мастеров, которые придумают новый рецепт пряников. В Городце он дружил с пономарем Ерофеичем, у него жена была отменная стряпуха, она выпекала для церковных нужд просвиры, а для достатку пряники и продавала их на базаре. Попробовал Аввакум её медовый хлеб, но не понравился тот ему. Велел он звонарю созвать лучших городских мастеров и испечь невиданные пряники. Лучший в городе кузнец отчеканил противни, к которым тесто не прилипает, а мастер по дереву вырезал пряничную доску с занятными узорами. Стала жена звонаря над стряпнёй колдовать, в традиционную фруктово-ягодную начинку, добавила чуток перемолотого чернослива и изюма, да покрыла глазурью с двух сторон. Гость отведав, заключил: « Что лицо, что нутро – пряники истинно царские!»
Доставил Аввакум корзину невиданных пряников к царскому двору. Угощение было так вкусно, что гости ели, не глядя на изображение. Только утром разглядел царь рисунки и надписи на «медовом хлебе».Изображения были крамольными, Никон с рогами показывающий кукиш с надписью: «Собака Никон бедных грызёт!».Даже сам царь в котле с подписью: « Царю Алексею в аду сидеть, в котле кипеть!» Ещё пряники со словами : «Не крестись кукишем!» Осерчал самодержец, велел схватить Аввакума и угнать в Сибирь, а торговлю городецкими пряниками, запретить.
Пытались царские слуги изготовителей крамольной выпечки поймать, да не вышло у них. В Городце пряники продолжали печь, только появились на них новые злые картинки против царя, бояр и попов. Как узнал народ, что любимый пряник под опалой, то пуще его стал покупать. Начались народные бунты, против новых церковных обрядов. Пришлось царю Никона из патриархов прогнать, а Аввакума из Сибири вернуть. Только на церковном соборе тот опять стал православную церковь бранить, за что был закован в клетку – тюрьму и увезён к студёному морю на погибель. Переняли и другие стряпухи рецепт того пряника и стал он визитной карточкой Заволжья." по мотивам «Сказа о городецком прянике» С. В. Афоньшина. Рецепт городецкого пряника остался неизменным до наших дней.
Наши предки искренне верили в силу медового хлеба, перед каждым важным событием пекли пряники и раздавали всем прохожим на улице. Особенно славились пряничным производством: Архангельск, Вологда, Вязьма, Городец, Москва, Тула, Тверь. Для свадебного пира пекли особый пряник, в тесто на время помещали обручальные кольца, перед выпечкой их вынимали. Когда жениха и невесту провожали в спальню, то над головой невесты ломали пополам тот самый пряник и отдавали молодым. Пряник этот не съедался, а хранился как талисман решающий любые семейные проблемы.
Может возродить наши традиции и начать печь медовый хлеб перед важными событиями жизни? Может, услышат нас власти, если, писать на пряниках о наболевшем : «Казнокрадам в аду сидеть, в котле кипеть!»; « Долой ЕГЭ, вернём советское образование!» ???