Икона - и Собакин С. А

Людмила Коншина
В XVII в. у знатных людей было модно заказывать известным иконописцам иконы, а затем жертвовать их церквям и монастырям. То же самое сделал и С. А. Собакин: заказал икону у Милютина, но вот для кого она предна-значалась теперь уже, наверное, останется тайной. В 1685 г. наш стольник получил первое серьёзное назначение (которое было то ли милостью, то ли наказанием) — воеводой в далёкий Енисейск, где он правил до 1687 г. В 1690 г., уже при Петре I, по навету недоброжелателей возникло дело о «непочтительных разговорах» про Царское Величество, которые были ведены кн. Голицыным, его тещей боярыней Акулиной Афанасьевной Хитрово, урожденной Собакиной, и братьями боярыни, стольниками, нашим Степаном и его братом Алексеем Афанасьевичами Собакиными. Вследствие этого все они подверглись опале. Указано было у братьев Собакиных отнять стольничество и написать их в дети боярские по последнему городу, и сослать в деревню до указа Великих Государей



Икона с историей Размещено на 10. 07. 2016 Оставить комментарий Икона с историей Жемчужиной собрания икон Мелитопольского краеведческого музея считается икона «Нерукотворный образ Спаса», полученная музеем от старосты церкви при кладбище Мелитополя Пасечника Тихона Гордеевича в апреле 1962 г.

По всем признакам — это Иоанно-Предтеченская церковь, стоявшая на Песчанском кладбище. Священником в ней служил известный в Мелитополе протоиерей Алексей Богаевский. Ни церковь, ни кладбище не дожили до наших дней.

Слово о возрасте В нижней части иконы кистью художника нанесена интересная надпись: «зрча года писал сей пресвятый образ Господа Бога нашего Иисуса Христа царев (и) зограф Михаил Милютин по обещанию ( то есть, — А. Ч. ) стольника Стефана Афанасьева — сына Собакина». В своё время научным сотрудником МКМ Волчковой Н. И. были проведены соответствующие изыскания. Оказа-лось, что зрча – это буквенное соответствие даты от сотворения мира – 7191 год. Если от этой даты отнять 5508 лет (т. е. время рождения Христа) , то получится, что икона была создана в далёком 1683-м году.

К сожалению, в инвентарной карточке, заполненной на икону ещё в 1974 г. указывается дата — XVII в., — но нет даже намека на то, что подлинность иконы каким-то образом удостоверялась. А жаль, бывали случаи, когда работы, дол-гое время считавшиеся подлинниками, принадлежавшими перу именно этого иконописца, оказывались искусными копиями, выполненными в XIX в. Чтобы исключить эту довольно неприятную возможность, необходима соответствующая экспертиза. Со своей же стороны автором статьи был внимательно изучен список сохранившихся работ мастера (в основном, на территории России) . Выяснилось, что такая икона в нём не значится, как не значится она и в перечне выполненных им работ в течение жизни. Это позволяет утверждать, что даже в том случае, если икона является копией, то это не простая копия, а копия одной из не сохранившихся работ автора, или вообще какой-то неизвестной доселе работы Милютина.

В общем, икона в любом случае является музейным раритетом, и, возможно, не только местного значения. О религиозной ценности иконы оставим возможность сказать служителям культа. Сами же поговорим о художественно-историческом значении данного музейного экспоната. Боярский род Историческая значимость проистекает из пока ещё не опровергнутого факта, что она создавалась в конце XVII в., во времена правления, а точнее регент-ства царевны Софьи Алексеевны при малолетних государях Иване V и Петре I. Как такой старинный предмет попал в город, церковная история которого берёт отсчет лишь с начала ХІХ в. — загадка. Возможно, это как-то связано с трудами вышеупомянутого протоиерея А. Богаевского на благо своей церкви. А вот заказчик «Спаса нерукотворного» вполне «вычисляемый» персонаж. И все потому, что относится к старинному боярскому роду, ведущему происхождение от баснословной фигуры — «датского выходца» Ольгерда Преги, прибывшего в 1294 году в Тверь. Его правнук, боярин Данило Григорьевич Собака, выехавший в 1495 г. из Твери в Москву, родоначальник Собакиных. В роду Собакиных насчитывалось много бояр, окольничих и воевод. Одна из представительниц рода — Марфа Васильевна Собакина (умерла в 1571 году) была третьей женой Ивана Грозного и умерла от отравления.

Сам Степан Афанасьевич владел поместьем в 99 дворов. Кроме того, как это видно из надписи, служил стольником – а это пятое место в придворном разряде, важное для карьерного старта. Стольников часто назначали на воеводские и посольские должности.

В XVII в. у знатных людей было модно заказывать известным иконописцам иконы, а затем жертвовать их церквям и монастырям. То же самое сделал и С. А. Собакин: заказал икону у Милютина, но вот для кого она предна-значалась теперь уже, наверное, останется тайной. В 1685 г. наш стольник получил первое серьёзное назначение (которое было то ли милостью, то ли наказанием) — воеводой в далёкий Енисейск, где он правил до 1687 г. В 1690 г., уже при Петре I, по навету недоброжелателей возникло дело о «непочтительных разговорах» про Царское Величество, которые были ведены кн. Голицыным, его тещей боярыней Акулиной Афанасьевной Хитрово, урожденной Собакиной, и братьями боярыни, стольниками, нашим Степаном и его братом Алексеем Афанасьевичами Собакиными. Вследствие этого все они подверглись опале. Указано было у братьев Собакиных отнять стольничество и написать их в дети боярские по последнему городу, и сослать в деревню до указа Великих Государей.

Опала была непродолжительна, поскольку проведение петровских реформ вызвало необходимость в знающих, толковых людях. 26 декабря 1691 г. звание стольника было им возвращено. В 1697-99 гг. Степан Афанасьевич опять служил воеводой. Но уже поближе — в Симбирске.