19. Догмат о Троице. Заключение

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.1. Догмат о Пресвятой Троице.

Заключение.

В заключение рассматриваемого нами вопроса о троическом догмате и троичном символе божества нам необходимо обратить внимание и несколько подчеркнуть некоторые моменты, вытекающие из сказанного выше, особенно из последней части. Они очень потребуются нам в дальнейшем, при рассмотрении и соотношении таких понятий как «ипостась и сущность», «ипостась и лицо (личность)».
При всех известных нам образах бытия Божественной сущности, известных нам из Откровения: «нерождённость», «рождение» и «исхождение» все они характеризуются одною особенностью. А именно тем, что совершенные (полностью и абсолютно реализовавшие себя как личности) Божественные Лица (Ипостаси), обладая ею (сущностью), не удерживают её у Себя и для Себя, а, напротив, тут же даруют её другим Ипостасям. Как только получили, так сразу и отдали. Но в то же время каждая Ипостась в абсолютной полноте владеет этой сущностью.
Получается, что:
а). Чем менее Ипостась «желает» обладать сущностью, тем полнее Она ею обладает. Вот это «нежелание» обладать своей сущностью характеризует то, что называется «неопределяемостью». То есть сущность ни в коей мере не определяет бытие той Ипостаси, которая ею владеет. И, наоборот, Ипостась полностью владеет своей сущностью. Это означает что все желания и любые волевые движения Ипостаси зависят только от Неё Самой. И не зависят ни от её сущности, ни от воли других Ипостасей. А если Ипостась и поступает так как хочет другая, то только по своему внутреннему волевому побуждению, которую иначе чем любовь или послушание не назовёшь. Применить здесь слово уважение невозможно, ибо оно слишком бледно, и не имеет той онтологической глубины, чтобы описать нетварное бытие. То есть мы здесь видим абсолютную свободу воли Ипостаси.
б). Каждая Ипостась имеет свой, только ей присущий, образ бытия - способ владения Божественной сущностью. В этом своеобразие и единичность каждой Ипостаси. Но бытие Любви, то самое «нежелание», «неопределяемость», «абсолютная свобода воли» дарует Ипостасям большее чем «своеобразие и единичность». Оно «дарует» Им «уникальность», полностью и абсолютно реализовывая Их как личности. Поэтому мы созерцаем не просто Ипостаси, а Лица Отца, Сына и Святого Духа (прикровенно). Но эта личностная реализация не внешнее действие по отношению к Ипостасям, а Их свободное внутреннее «желание».
Видите, как интересно получается:
«Нетварное бытие - это полное «нежелание» обладать божественным всемогуществом. И такое же полное «желание» абсолютно реализоваться как Личность, которое, путём полного, до «самозабвения», отдания себя и соделывает бытие Личности нетварным, «даруя» Ей божественное всемогущество».
в). Следует помнить, что троическое бытие есть бытие нетварное, имеющее быть вне времени и пространства. Поэтому эта абсолютная самореализация вне времени и происходит. В результате чего мы созерцаем Ипостаси и Лица как полное тождество, воспринимая эти понятия как синонимы.
Но в нашем бытии, бытии тварном, это происходит несколько по-другому. Каждый человек с рождения или с зачатия, а может даже и с момента согласия воли родителей на рождения ребёнка, получает свою ипостасность. Это момент вневременной, Творческий акт в нетварном бытии, который является онтологическим основанием человека. А вот самореализация его, раскрытие его личностных потенций, это процесс, протекающий во времени и пространстве его земного и, вероятно, посмертного бытия. Это и достигается на путях духовной жизни в Церкви, и называется обожением личности, стяжанием благодати и т. д.
Догмат о Пресвятой Троице – это рассказ о «даре», который делает людей счастливыми:
- «Да не оскудеет рука дающего»;
- «Всякий дар от Бога, свыше есть»;
- «Блаженнее давать чем брать»;
- «Что ты отдал, то осталось твоим в вечности, что оставил себе, то в вечности потерянно для тебя».