О себе. Сено на болоте

Надежда Пращурова
продолжение

Мне было лет 15-16,  когда я поехала  с  родителями и другими сельчанами,  на  болото  сгребать и сносить сухое сено в стога.Это было далеко в деревне Розжаловичи на границе Пинского и Ганцевичского районов. Идти с носилками  по болотним кочкам было тяжело, а обратно с копной  сена, это была для меня пыткой. Ноги соскальзывали с кочек, и я погружалась в болотную жижу по колено, а иногда и выше колена.Выбираться, когда в руках  носилки с сеном, было не просто. Мне становилось жутко. Но сдерживалась от крика,стыдно показать малодушие, ибо считалась я отважной девочкой.  Однако,мой первый опыт сопровождался -таки определённым  ..страхом, В болоте  водились очень опасные красные змеи. Говорили, что от их укуса редко удавалось спасти.
Змеи, разумеется, тоже уползали подальше от людей, когда нас было там много.  Мама рассказывала, что в одном  болоте, совсем рядом  нашей деревней, этих змей было очень много.. Там, где мой дед Сильвестр  работал по очистке каналов. Дедушке  приходилось все время  помнить об этом и защищаться  плотной одеждой и ходить в резиновых сапогах.
Тогда уже начиналось  осушение Пинских Болот.. Но в том месте люди редко бывали. Ползучие тоже  понимали, что их люди не пощадят.
  За тот день  у меня было несколько погружений  в болото, приходилось ставить носилки пока  я не выберусь. Второй и последующие разы уже было не так стрёмно как в первый.
Много подробностей  стёрлось их памяти,Смутно  помню как ехали  туда и обратно. Разумеется, мы ехали на подводах, так  у нас называли телеги, запряжённые лошадьми. Вставали ранёшенько, брали, как и обычно  на поле еду, Это как правило_ сало с хлебом и луком и молоко в бутылках. Сегодня  не могу понять, что молоко и сало сочеталось, однако реально  не помню чтобы были расстройства от этой еды. Видимо, на Природе все по -другому.
О той поездке, как и о других моих "подвигах", трудовых в колхозе, осталось    чувство удовлетворённости. Тогда я ведь не понимала что это тяжёлый рабский труд, за него получали копейки, Трудились не на себя, а почти на 70% в холостую. Достатка не было все мои детские , юношеские годы. И потому меня так легко отпустили родители в город.
Но тогда я "считывала"  своей юной душой...что мне было радостно осознавать общность  единство с родными, И  я точно ведаю, что преодоление трудностей и есть рост над собой. .
Деревенский  укЛАД- это всегда единение с Природой, постижение законов ПриРОДЫ и взаимосвязи со средой своей. Это опыт, это радость непередаваемая.  познания себя  в условиях тесного контакта с Природой в человеке  постепенно взращивается бог
  Нынче люди утеряли эту связь и совершенно забыто правило:  какое дело следует начинать на растущей луне, на убывающей, При каком положении солнца что следует делать, что сеять садить  и т.д.
А самое главное, что в священном процессе зарождении новой жизни Предки наши совершали зачатие ребёнка в самые благоприятные для этого часы и дни. Тогда природа взаимодействовала и посылала по  максимому  свои силы и мощь новой жизни.
  Выросшей на просторах полей и лугов, мне всегда не хватало вот этой чудодейственности: когда ты лежишь среди ароматных трав,  а в душе поднимается волна РАдости и желания жить и жить и творить самому кРасоту близким. Именно-близким, это самое главное чувство у подрастающего поколения в селе- показать родителям что ты умеешь, можешь  и дать им какую-то радость.
МЫ-так видели себя РУСЫ, только в связке с Родными.В городе главенствуея Я, Моё, потому ЭГОИЗМ зашкаливает.
Город отнял  все лучшее , украл и не вернёт никогда, Он потому и есть ГореРОду.Никогда племя русов не  возродится, если не воротится к Природе и единству Рода.
Тогда  я  совершенно не знала, что это только начало  нашего  мытарства, ибо все  вопринимала по детски, не было понимания, что на нашу землю пришли страшные  разорители, и у них нет совести, они пришли только отнимать.Это были нелюди, к которым-смогли  многие  привыкнуть и даже  полюбить палачей, Эта страшная  метаморфоза  не осмыслена  большинством советских(не Русов)людей. ПОЧЕМУ?  Потому, что эти нелюди   ведут хитрую и коварную игру  и умеют наивных  советских людей переиграть так, что обращают их  в  своих  самых преданных служек.

Что позже  мне откроется  уже в зрелые  год.Когда я  выйду на  понимание ВЕД, ПРАВИ и СЛАВИ  как системы познания  мира, самой  сути и глубины.