Вручить орден Пьяного лодыря...

Сергей Геннадьевич Новиков
ГОЛОС ЭПОХИ

«Нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производства водки на предмет обеспечения действительной и серьезной обороны страны. Имей в виду, что серьезное развитие гражданской авиации тоже потребует уйму денег, для чего опять же придется апеллировать к водке!!!!»
Из письма И.В. Сталина члену Политбюро ЦК ВКП(б) В.М. Молотову, Сентябрь 1930 года.

В начале 30-х борьба за трезвость в СССР обретает диалектические черты «единства и борьбы противоположностей». Пьянство по-прежнему осуждается,  но при этом в стране растет производство крепких алкогольных напитков. К тому же водка теперь продается свободно, без ограничений места и времени, даже в рабочих и студенческих столовых...

Финансовые результаты внедрения в жизнь алкогольной «диалектики» выглядели впечатляюще. Доходная часть бюджета страны и до этого на 12% состояла из «хмельных» денег, теперь же, когда «ложный стыд» был окончательно отброшен,  в казну широкой рекой потекли дополнительные средства, изъятые у населения относительно честно и на добровольной основе.

Однако неприглядным реверсом победной медали стали огромные издержки советской экономики. Пьянство вело к снижению трудовой дисциплины, массовым прогулам, срыву выполнения производственных планов… Не обошла стороной эта беда и Новороссийский морской торговый порт.

Основательно пили портовые грузчики. У некоторых из них запои продолжались по неделе, а то и по две. От грузчиков не отставали культработники. Киномеханик клуба им. Сталина Янковский, например, на работе «не просыхал», а потому картины демонстрировал в «свободном» порядке:  сначала первую часть, затем – пятую, следом за ней – третью… Сторожа клуба были пьяны по обычаю, кружковцы – по случаю. Украинский драмкружок даже 7 ноября умудрился показать зрителю «пьяный спектакль»…

Сольные «спектакли» устраивали и отдельные представители хозяйственной «головки» порта. Так, например, секретарь портовой шефорганизации Можара в канун Первомая выехал в подшефный колхоз, где провел определенную работу – «устроил грандиозную пьянку с катанием на лошадях по деревне в обнимку с женщинами»…

Впрочем, с подобными безобразиями в порту энергично боролись. Пьяниц и разгильдяев изгоняли из коллектива с позором. Прогульщиков объявляли врагами социалистического строительства. Наконец, били по ним хлесткой поэтической рифмой.

Грузчик-ударник Б. Шевченко обратился через портовую многотиражку к другу детства, вместе с которым был съеден не один пуд соли. Но теперь, как оказалось, дороги пролетариев разошлись. И виной тому – водка!

Вот сегодня, весь облитый потом,
Под забоем мелочь застропив, –
Знаю я, что ты не вышел на работу,
Знаю я, что снова ты запил…

Финал стихотворения эпичен и бескомпромиссен:

В дни, когда страну большую строим,
Пусть враги нам яростно грозят,
Потому вот голоса свои утроим,
Я кричу: ; Мы больше не друзья!

* Фото: Branson DeCou, Ленинград, 1931 год.