Поэт - Михаил Григорьевич Собакин

Людмила Коншина
У ИСТОКОВ ДВОРЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
17_vol9-10_Берков.pdf
Это документ с сайта old.old.imli.ru


Неизвестный художник II-ой четверти XVIII века. Портрет Михаила Григорьевича Собакина (1720 – 1773). 1748. Масло, холст
Beluister audio
Play
Mobiele App
Портрет, исполненный в 1748 году неизвестным западноевропейским художником. Некогда он находился в фамильном собрании князей Куракиных.
Его можно назвать парадным или репрезентативным. «Репрезентативный» – в переводе с французского означает «показательный». Такой тип портрета не только передавал внешнее сходство, но и возвеличивал модель, демонстрировал ее высокое сословное положение, давал представление о роде ее деятельности, имеющихся наградах. При этом индивидуальная характеристика личности, отодвигалась на задний план. Художник изображал ее «блестящий фасад», не допуская во внутренние покои.
Собакин был одним из образованнейших людей своего времени. Окончив Шляхетский сухопутный корпус, он недолго служил в армии, и видимо, из-за ранения в левый глаз, был определен «по знанию им чужестранных языков» в Коллегию иностранных дел. В ней он прослужил до конца жизни, получил звание действительного статского советника. Затем был назначен московским сенатором и произведён в тайные советники. Михаил Григорьевич обладал и литературным даром: писал стихи.
Он изображен в возрасте двадцати восьми лет, вскоре после назначения в советники канцелярии Коллегии «с всемилостивейшим жалованием по тысяче рублёв в год».
Галантная поза, грациозный жест левой руки, любезная полуулыбка, прическа, костюм, различные атрибуты – свидетельствуют о его высоком сане, роде занятий и увлечений. Собакин одет в роскошный темно-оливковый бархатный кафтан, обильно украшенный золотым шитьем по бортам и широким обшлагам, белую рубашку с тонкими кружевными манжетами и металлическую кирасу поверх камзола.
Лицо обрамляет серебристый парик. Рядом с ним, на столике, – географическая карта Европы, письмо с сургучной печатью и книга; сзади на полке – ряд книг и едва ли не обязательная в парадных портретах этого времени драпировка в виде занавеса.
Автор портрета, свободно владеет композицией и колоритом, умело передает фактуру различных предметов. Его мастерская гладкая манера живописи заметно отличается от той, в которой написаны вышитая серебряная звезда, алая муаровая орденская лента святой Анны и малиновая мантия, перекинутая через правое плечо модели. Эти детали были дописаны спустя двадцать лет после создания портрета, в связи с награждением Собакина, и выполнены другим, менее искусным художником.
Заметим, что начиная с петровской эпохи, в Россию приезжало немало иностранных мастеров, большей частью выполнявших придворные заказы и обучавших молодых художников. Особая потребность в них наблюдалась до появления Российской Академии художеств, начавшей готовить собственные кадры.
В живописи XVIII столетия парадный портрет занимал главенствующее положение. Он включал и детские изображения, которых, разумеется, было намного меньше.
XVIII ВЕКА
ПОЭТ МИХАИЛ СОБАКИН
Сообщение П. Б е р к о в а
В 1739 г. студентом Ломоносовым, находившимся в то время в Фрейберге, была
прислана в Академию Наук «Ода на взятие Хотина»; в следующем году были
напечатаны две поздравительные оды Сумарокова. С появлением этих двух писате­
лей, т.е. с 40-х годов XVIII в.,обычно начинается изучение нового периода исто­
рии русской литературы. Из предшественников Ломоносова и Сумарокова историкам
литературы известны едва ли не только кн. Антиох Кантемир и В. К. Тредиаков-
ский, но и их творчество рассматривается по преимуществу в качестве материала,
предваряющего и оттеняющего деятельность Ломоносова и Сумарокова. Других
писателей—светских и притом «художников слова», а не публицистов и историков
вроде И. Посошкова и В. Н. Татищева—историки русской литературы не называют.
Между тем для характеристики тогдашней литературы, в частности для уяснения
постепенного формирования д в о р я н с к о й
литературы в России, необходимо
более детальное обследование этой эпохи со стороны ее литературной производитель­
ности.
К сожалению эта производительность до настоящего времени вовсе не изучена.
Даже в самой новой по времени и по своему подходу работе о русской литературе
XVIII в., в книге Г. А. Гуковского «Русская поэзия XVIII века» (Л., 1927),
30-м годам уделено не более двух страниц, и притом рассматриваются те же Кан­
темир и Тредиаковский. В старых же работах твердо установилось мнение, что
во времена Тредиаковского «стихотворство было пока уделом школьного люда» *.
Между тем именно 30-е годы XVIII в. нужно считать началом дворянской литера­
турной производительности.
Первым дворянским поэтом, если не считать кн. А. Кантемира, обыкновенно назы­
вают Сумарокова. Но полагать, что. Сумароков явился независимо от какой-либо
общественной среды, его подготовившей и создавшей вокруг него литературную
атмосферу, неверно. Биографы автора «Хорева» указывают, что в годы обучения
Сумарокова в Рыцарской Академии (позднее Сухопутный Шляхетный
Корпус)
2
в этом учебном заведении существовало «Общество любителей русской словесности» .
По словам С. Н. Глинки, центром этого кружка был якобы Сумароков. Между
тем, как указано выше, первые оды Сумарокова, еще силлабические, были напе­
чатаны в 1740 г. Появление их связано было с установившейся в 30-х годах
XVIII в. традицией подносить Анне Иоанновне к новому году торжественные оды
от «рыцерской академии». «Поздравительным одам в первый день нового года 1740 от
кадетского корпуса, сочиненным чрез Александра Сумарокова» предшествовали ана­
логичные издания 1735—1738 гг. и, вероятно, 1739 г. Состоят они из двух частей:
немецкого текста и русского перевода, или может быть наоборот (см. об этом даль­
3
ше). Названия их чрезвычайно длинные и искусственные . Писаны они силлаби­
ческим размером, но нельзя им отказать в достаточной гладкости и сравнительной
удобочитаемости. Ода на 1738 год («Благополучное соединение свойств» и т. д.)
написана ритмической прозой с дактилическими окончаниями строк.
Н. Н. Булич, обративший впервые внимание на эту литературную продукцию,
но недостаточно оценивший ее, приведя два образца из од «юности рыцерской ака­
демии», замечает: «Кто был настоящим автором этих стихотворений—мы не знаем.
Писанные от лица всего корпуса, они может быть принадлежали и Сумарокову
и могли быть исправлены каким-нибудь учителем, вышедшим из школы Тредиаков­
4
ского, или даже им самим» .у истоков ДВОРЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХУШ ВЕКА
Предположения Булича едва ли основательны. Во-первых, нужно исключить
возможность участия Тредиаковского в одах кадетов: в опубликованных в III томе
«Материалов по истории Академии Наук» (СПБ., 1886) сведениях о составе педаго­
гов Шляхетного корпуса за 1735—1737 гг. имени Тредиаковского нет. «В российском
5
штиле» кадетов, вопреки мнению историка С. М. Соловьева , обучали не русские,
а немецкие педагоги Весман и Клар ген, каждый по 25 кадетов (назв. соч., стр. 449).
Как велось преподавание, видно из помещенной там же «Спецификации авторам,
которые при рыцерской академии шляхетного кадетского корпуса для обучения
кадетов употреблялись». «В российском язычном классе (т.е. у того же Весмана):
«За неимением российской грамматики первое грамматическое основание кадетам
письменно давалось, а кроме того и военный артикул на немецком и русском языке
с Питербургскими ведомостьми им толковались» (стр. 464).
«В немецком штиле (учителя Росток и Людвиг) «Бениямин Нейкирхс анлетунг'
употреблялся, а в нижних классах токмо письма диктировались и по орфографии
исправлялись, а в высшних классах по правилам данным сами кадеты письма сочи­
няли» (стр. 465). «В российском штиле (у Весмана и Кларгена): «Равным образом
поступлено, и немецкие письма на российский язык перевождеяы, Также и по
диспозициям письма сами кадеты сочиняли» (стр. 466)'.
Таким образом очевидно, что не педагоги насаждали эту кадетскую поэзию, а она
явилась результатом их личного творчества. Искусство стихотворства, как известно
по программам других учебных заведений того времени, было достаточно сложно
и требовало большой и длительной подготовки. - Никаких намеков на • занятия
стихотворством в приведенных выше отрывках нет. Это и убеждает в том, что оды
«юности рыцерской академии» были произведениями дворянских дилетантов и пови-
димому исходили из упомянутого выше «Общества любителей русской словесности».
Состав его точно неизвестен. Впрочем благодаря сохранившимся спискам кадетов
первых лет существования «рыцерской академии» можно предположить, что в состав
кадетского «Общества» входили, помимо Сумарокова, будущие литературные деятели:
Ив. Мелисино, Ад. В. Олсуфьев и некоторые другие. Во всяком случае наиболее
активным деятелем общества был повидимому кадет Михаил Собакин. По словам
Булича (цит. соч., стр. 17), «к общему поздравлению
Корпуса,
поднесенному
в 1737 году в знак верной ревности своей присовокупил всепокорнейше и свое
кадет Михаил Собакин». Не касаясь сейчас данного произведения Собакина и неко­
торых других его литературных выступлений, необходимо отметить, что имя этого
писателя отчасти известно в истории русской литературы. В «Русской, поэзии»
С. А. Венгерова сообщены следующие сведения о нем:
«Са[о]бакин, Михаил Григорьевич. Один из первых по времени поэтов 18 века.
8
Штелин в своей Записке , относя его к 1732 году, говорит о нем: «Г. Собакин,
стихотворец, служил в Шляхетском кадетском корпусе; писал старинным стихо­
сложением, не отличался особенным дарованием и был вскоре забыт». Новиков
несколько более детален:
«Собакин, Михайло Григорьевич, тайный советник, государственной коллегии
иностранных дел член, мастерской оружейной конторы главный судья и ордена
святыя Анны кавалер. В молодых своих летах писал разные стихотворения, из коих
известным осталось только одно его стихотворное сочинение, С о в е т
д о б р о ­
д е т е л и , хранящееся в императорской библиотеке; а о протчих же его сочинениях
Евгений называет его сенатором и «Московского иностранного архива начальствую­
щим» и сообщает, что он умер 1773 г.-Февраля 6».
Таким образом к концу XIX в., когда издавалась «Русская поэзия», сведения,
которыми располагала история литературы о Собакине, были не больше того, что
было о нем известна ко времени митр. Евгения, автора «Словаря русских свет­
ских писателей», т. е. к началу XIX в. Между тем в течение прошлого и начале
текущего столетия было опубликовано довольно материалов, по которым биография
Собакина может быть восстановлена довольно подробно. -
10
Родился Михаил Григорьевич Собакин в 1720 г.
Он принадлежал к старинному
боярскому роду Собакиных, одна из представительниц которого, Марфа Васильевна,
п
была третьей женой Ивана Грозного . Надо полагать, что у некоторых ветвей
этой фамилии были очень долго живы родовые воспоминания; так у двух Собаки­
ных, умерших в 1828 и 1837 гг., на надгробных плитах было отмечено, что они
«из бояр» *. Есть основания предполагать, что и М. Г. Собакину была свойственна
эта фамильная черта. По крайней мере он был автором «Известия о старинных
чинах и должностях», которое в рукописном виде хранится в б. Московском архиве
18
Министерства иностранных дел
.
ПОЭТ М. Г. СОБАКИН
Портрет неизвестного художника (середина XVIII в.)
Центрархив СССР, Москва

у истоков ДВОРЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХУШ ВЕКА
Первоначальное образование М. Г. Собакин получил в «рыцерской академии».
В изданном в 1761 г. «Имянном списке всем бывшим и ныне находящимся в Сухо­
путном Шляхетном Кадетском Корпусе Штаб- и Обер-Офицерам и Кадетам, с пока­
занием, кто из оных и с какими удостоинствами, в какие чины выпущены и в ка­
ких чинах ныне» о Собакине даны следующие сведения: «183. Михаила Григорьев
сын Собакин, вступил в Корпус 1732 года майя 31 дня, выпущен 1738, октября 23
из сержантов в армию в порутчики, с нижеследующим аттестатом: арифметику
и геометрии все части окончал, знает с доказательствами твердо, переводит с немец­
кого на французский язык екстемпоре, фехтует в контру, рисует ландшафты кра­
сками и портреты миниатюрою, универсальную историю и в географии разные
14
карты прошел; ныне статским советником»
.
Из выданного Собакину аттестата видно, что в образовании его имелись налицо
все необходимые тогдашнему дворянину знания, а также были и элементы худо­
воспитания—занятия ландшафтной и портретной
живописью. Это
обстоятельство не следует упускать из виду при рассмотрении его литературной
деятельности. Обращает на себя внимание и то, что, будучи принят почти одно­
временно с Мелисино, Олсуфьевым, Сумароковым и некоторыми другими кадетами
в 1732 г., Собакин был выпущен не одновременно со своими соучениками в 1740 г.,
а в 1738 г.; при
этом он
попадает не в аристократические гвардейские полки,
. Повидимому на военной службе Собакин находился недолго: уже
1
г. о»* упоминается в качестве асессора конторы Коллегии иностранных дел ',
1
где продолжает служить до П72 г. '. В 1767 г. он был назначен депутатом от Ино­
18
странной коллегии в комиссию о составлении нового Уложения 1767 г.
. В том же
1767 г. 31 октября Собакин был назначен московским сенатором " . В «Месяцеслове
на 1771 г.» он фигурирует как «главный судья Московской мастерской и Оружейной
Конторы, Тайный Советник, Сенатор в Москве, кавалер ордена св. Анны».
Однако крупная бюрократическая карьера Собакина вскоре была разбита. Во
время свирепствовавшей в Москве в 1771 г. моровой язвы Собакин, назначенный
в помощь градоначальнику Еропкину, после первых решительных действий, под
влиянием обнаружившегося в его доме случая заболевания, заперся в своем каби­
нете и забросил дела. Произошедшие затем беспорядки, в результате которых был
убит архиепископ Амвросий, вызвали сильное неудовольствие Екатерины, которая
в январе 1772 г. отставила Собакина от занимаемых им должностей, в том числе
, что представляло исключительно редкий случай.
Отставка сильно подействовала на Собакина: через год с небольшим он умер.
Дошедшие о Собакине материалы рисуют его «одним из образованнейших людей
21
, выбиравшим между прочим темы для проповедей- упомянутому
22
выше Амвросию , помогавшим французу Леклерку предоставлением материалов
28
для «Истории России» последнего , много путешествовавшим и жившим в Москве
«широко и приятно» («1гё5 попогаЫетеп* е* *гез а(»гёаЫетепЬ>) м .
Изложенными материалами не исчерпываются сохранившиеся о Собакине сведения.
Опуская ряд семейных, генеалогических и бытовых подробностей, рисующих среду
и общественные связи Собакина, можно и на основании приведенных данных заклю­
чить, что он принадлежал к высшему дворянскому слою и поэтому должен рассмат­
риваться как представитель последнего.
Если биографические материалы о Собакине довольно подробны, то о литературной
его деятельности, кроме трафаретной формулы—«в молодости писал стихи», неизвестно
ничего. Н. Н. Булич, как указано выше, сообщил мимоходом о наличии каких-то
стихов Собакина при поздравлении от кадетов 1737 г., но самого произведения
не коснулся. Обращаясь к литературной продукции Собакина, нужно предварительно
напомнить, что оды «юности рыцерской академии» писались коллективно, по крайней
мере так можно толковать формулу на титульном листе («от юности рыцерской ака­
демии», «шляхетна юность», «от Шляхетной Академии Наук юношества»). Впрочем
не следует забывать и то, что оды, сочинявшиеся академиками Я. Штелиным, Юнке­
ром и др., нередко подносились, без упоминания авторского имени, «от Академии
Наук». Может быть кадетские поздравления 1735—1738 гг. были продукцией одного
какого-нибудь автора, в частности Собакина, который в 1737 г. уже официально
«присовокупил к Рыцарской академии поздравления».
Но даже если не считать Собакина единоличным автором поздравлений от кадетов,
то все же участие его в их составлении несомненно. Как уже отмечено было выше,
оды «юности рыцерской академии» сплошь писаны силлабическим размером. Харак­
терные для этого периода русской поэзии особенности языка—украинизмы—имеются
налицо и здесь. Так в оде на 1735 г. встречаются следующие отклонения от язы­
ковой нормы: «чим (вместо чем) входящу на трон поздравляет»; «писать благодар-
ные стихи з (вм. из) сердца ныне» и т. д. Таким образом со стороны структурной
оды эти не представляют интереса. Гораздо любопытнее их содержание. Выражая
настроения и взгляды кадетов, т.е. той дворянской молодежи, которая подготовля­
лась к занятию видных общественных постов, поздравления 1735—1738 гг. должны
рассматриваться в качестве памятников идеологических в первую очередь.
Ода 1735 г. начинается с перечисления положительных для дворянского сословия
(чина) сторон создания Шляхетного Корпуса.
Изготовися Марсов корпус в своем чине
Писать благодарные стихи з сердца ныне:
Кому, чаешь, прилична сия должность всяко?
Есть ли другой Корпус где, одолженный тако?
Вспомяни твою бытность в прошедшее время,
Собственные твои нужды и трудов беремя:
Кто тебя так украсить довольно потщился?
И каков недавно ты еще находился?
Рассеян и разделен далеко повсюду,.
А ныне в твою пользу собрался отгуду:
Кто прежде сего тебя обучал в потребном?
Кто прибавил разума в житии безбедном?
Кто телу дебелому дал силу иную?
И должность чад отечества показал прямую?
Далее юные поэты отмечают:
Где ни посмотрим, везде учения зрятся,
С добродетельми купно сплетенны красятся.
Обращаясь к Анне Иоанновне они говорят:
Прежде мы в незнании провождали лета,
Ты же отворила нам учения света.
Об оде своей авторы отзываются так:
Прими первы начатки наших плодов позных,
Щедрым семенем малу жатву класов розных.
85
Называя свои стихи поздними плодами
, малой жатвой разных колосьев из
щедрого семени, авторы как бы желают продемонстрировать степень своей образо­
вательной подготовленности и подчеркнуть критичность своей самооценки. Благодаря
этому самоуничижению, вполне вытекавшему из принципов панегирической поэзии,
особенно выигрывала идеализируемая характеристика Анны Иоанновны. Остальные
поздравительные оды по существу представляют лишь вариации одной и той же
темы и поэтому для настоящей заметки можно ограничиться сказанным.
Поскольку в каждой оде имеется параллельный немецкий текст, возникает есте­
ственно вопрос, что является оригиналом? Если в отношении од 1735, 1737 и 1738 гг.
решить вопрос не так легко, то по отношению к оде 1736 г. можно с несомненно­
стью утверждать, что русский текст является основным, а немецкий представляет
перевод. Основанием для этого утверждения служит то обстоятельство, что ода
1735 г., начинающаяся словами «Аугуста! Венчанная главо!» представляет собой
акростих, образующийся, из начальных букв каждого нечетного стиха: «Анна импе­
ратрица и самодержица да здравствует усердно желаем». Немецкий же текст не
дает акростихического чтения ни в данной оде, ни в остальных. Это обстоятельство
дает основания предполагать, что может быть и все прочие оды «юности рыцерской
академии» представляли оригинальные произведения, а не переводы с немецкого.
На фоне этих кадетских од, безымянных и безличных, должно рассматривать
самостоятельное творчество Михаила Собакина. Первое дошедшее за его подписью
произведение относится к 1736 г. и присоединено к общекадетской оде «Преизо-
бйлие императорской милости», напечатанной 1 января 1737 г. Стихотворение Соба­
кина не имеет заглавия, писано силлабическим размером; в отступление от класси­
ческих требований стих у Собакина состоит из 12 слогов вместо обычных 13 или 11
а
и с цезурой после шестого, а не седьмого слога '. Однако основная суть первого
стихотворения Собакина состоит не в этих конструктивных особенностях, а в той
искусственной и искусной расстановке слов, при которой отдельные звуковые ком­
плексы, входящие в состав разных слов, образуют новые смысловые сочетания,
имеющие сугубо политическое значение. Для большей наглядности все стихотворение
набрано в оригинале капителью (т. е. без выделения имен собственных и начала
строк заглавными буквами), а эти новообразующие комплексы выделены более
крупным шрифтом. Таким типографским приемом подчеркивается смысловая игра
автора. Для пояснения этого приема следует рассмотреть первый стих произведения
Собакина, напечатав его без особого разделения шрифтов.
«Выслушай мой-вопрос, сияюща в свете!» Кто же эта «сияюща в свете»? Ответ
заключается в этом самом стихе и делается сразу очевидным, если стих напечатан,
как в оригинале:
выслушай мой вопРОС, СИЯюща в свете:
кто тя толь украсил, яко розу в лете?
во истину скажешь, что мудрый владетель,
глава увенчАННА, чему всяк свидетель.
жертвуй убо сего в начале ей года
искреннюю верность твоего народа,
а за прошедший год благодари богу,
что явил тебе толь милость свою многу,
разбив вероломцов, свободи невинных,
А ЗОВущих на брань показа бессильных,
хищника поКРЫ Мраком ум и раны тело;
не имел успеХА Ни в какое дело.
пребыли же твои пределы невредны,
и людям дадеся жити дни безбедны.
радуйся и в сей год, что начинаешь,
ибо ТЫ СЯ ЩАстливу и в сем быти чаешь,
под властию крепко хранима такою,
яже славы образ всем кажет собою.
при СЕМ СОТвори ты к вышнему молитву,
да даст ей обильну и в сей год ловитву;
меч да изосТРИТЦА Тоя обоюду,
посекая врагов христианства всюду,
да услышан в мире глас ее явится:
. СЕ МОИ бог, тобою могу похвалиться *'.
Под стихотворением имеется следующая характерная подпись: «Вышепоказанному
всенижайшему Рыцарской Академии поздравлению в знак верной ревности своей
присовокупляет всепокорнейше сие кадет Михаил Собакин». Стихотворение это
является живым откликом на внешнеполитические события 1736 г. В 1735 г.,
в связи с непрекращавшимися набегами крымских татар, находившихся в вассаль­
ной зависимости от Турции, на южные границы России, а также для ликвидации
невыгодных для русского правительства обязательств, вытекавших из договора
Петра I с Турцией в результате неудачного Прутского похода (1711 г.), начата
была «турецкая война». После вялых действий первого года, в 1736 г. русские вой­
ска одержали ряд побед: одна часть армии заняла почти весь Крым, войдя в сто­
лицу ханства, Бахчисарай, а другая овладела сильной и важной в стратегическом
отношении крепостью Азовом, которую за четверть века до этого Петр возвратил
Турции. Эти-то события и отразились в стихотворении Собакина.
Повидимому стихотворение это не прошло незамеченным; во всяком случае в сле­
дующем году юный поэт снова выступает со своей литературной продукцией. На
этот раз он опубликовал нечто вроде поэмы под следующим витиеватым названием:
«Совет добродетелей о поздравлении всеавгустейшия персоны ее императорского
величества Анны Иоанновны, самодержицы всероссийский в день высочайшего ее
рождения 28 генваря. Сочинен стихами в Санктпетербурге, чрез Михаила Собакина,
шляхетного Кадетского Корпуса Подпрапорщика, 1738 года. Печатан при Импера­
торской Академии Наук» (16 стр. ненум.). На обороте титульного листа имеется
латинское одобрение (АрргоЬаШ) за подписью Амвросия, епископа Вологодского,
изложенное ввиде двустишия (элегический дистих):
СаптНпа (Н^па *уро, $еа (Н§п1ог аис*ог еогшп
Рго 1:ап*
28
о Ьаийет !егге ЬаЬоге зио
.
ЭТО стихотворение Собакина написано уже не силлабическим размером, а согласно
«Новому и краткому способу к сложению российских стихов» В. К. Тредиаковского
(1735). В основном Собакин пользуется «героическим гекзаметром» Тредиаковского,
т. е. фактически семистопным хореическим стихом с цезурой после четвертой (усе­
ченной) ударной стопы. В дальнейшем применяются в «Совете добродетелей» и другие
предусмотренные Тредиаковским размеры. Самый язык этого стихотворения более
«разговорен», нежели в первом произведении Собакина. Повидимому завет творца
«Тилемахиды» об использовании в литературе придворного и вообще дворянского
ТИТУЛЬНАЯ СТРАНИЦА КНИГИ
М. СОБАКИНА ,СОВЕ
'•СОВ'ВТЪ
ДОбрОД-ВТЕЛЕЙ
Т ДОБРОДЕТЕЛЕЙ"
(1738 г.)
'..:/ = - ; . О П О З Д р А В Л Е Н 1 И
Библиотека Академии Наук СССР,
БСЕАВГУ СТГБЙШ1Я ПЕрСОНЫ '"
Ленинград
ЕЯ Г М П Б р А Т О р с К А Г О
ВЕЛИЧЕСТВА
АННЫ ЮАННОВНЫ
СА1МОДЕр;КИЦЫ
ВСЕрОССЛЙСКДЯ
ВЪ ДЕНЬ
ВЫСОЧАЙШАГ;)
Е Д
рОЖДЕМЛ
2 8
ДНЯ
ГЕнвлря ,
СрчикенЪ
спЯхами
в'Ь Сашстше;пегму(П В.

^
^
ЯНАЖкешвйтэ Кздотскаго
Корпуса
Т1од:;р:цюр*цикз,
г 73 8
года,
ПечатаиЬ при Операторской
Академш'НаукЬ:.
29
языка
был воспринят Собакиньш в качестве одного из основных художественных
принципов. Следует отметить и то, что в «Совете добродетелей» Собакин иногда
употреблял приемы словесного живописания, например:
30
Та задумавшись сидит, / будто спит на стуле
или:
Добродетели ее / трон вкруг обступили,
Коих мог по платью я / признавать, кто были.
Очень тихо было там, / но вдруг стало шумно.
Содержание «Совета добродетелей» состоит в следующем. В связи с наступавшим
28 января 1738 г. сорокапятилетием со дня рождения Анны Иоанновны молодой
поэт хотел вместе с остальными верноподданными поздравить царицу:
С ними же и я, хотя / явственно открыта,
То, что завсегда обык / сердца внутрь хранити,
Свету показать хотел / всепокорно ныне,
Чем всяк подданный своей / должен Монархине.
Но здесь его ждала неудача:
К средству было стал тому / Музу понуждати,
Чтоб сердечный разговор / письменно издати,
31
Но нашел сердиту ю
, / и с великим гневом
Стала мне та говорить / почитай напевом:
Что ты? с разумом ли стал / мнить себя так смела,
Героину поздравлять / мочь твоя
неспела.
После этого Муза,—рассказывает Собакин,—
Взявши за руку меня, / вывела из дому
И казать вдруг почела / одно по' другому:
Сколь строение красно, / как цветут палаты,
Сколь внутрь оных хорошо, / как места все златы.
Делание кораблей, / башни сколь высоки,
Толсты стены в крепостях, / рвы везде глубоки,
Воинство искусно в брань, / и обширны школы,
32
Стены в арсеналах как / все вещьми неполы
;
И другие мне дела / показала славны,
Болше что учреждены / в времена недавны.
Ну, теперь, — сказала мне, /—видишь сам неложно
...Таковые ты ль дела / можешь описати?

Когда поэт «с поклоном» отвечал, что переменил свое мнение, Муза отправляется
с ним в покои Политики (культурности, вежливости), на обязанности которой,
по словам Музы, «управляти торжества / в праздники велики». В дальнейшем
приводится рассказ о том, свидетелями чего в покоях Политики были поэт и Муза.
83
Вслед за ними пришел «Меркури» , и на его вопрос о том, что сделано для
подготовки к торжеству, Политика сообщает, что она поручила Мудрости созвать
Добродетели и обсудить с ними порядок праздника. В это время появляются Муд­
рость и ее спутницы. Мудрость предлагает Добродетелям:
Конференцию зачнем / в почитаньи многом,
Ибо Анна, Россов мать, / будет нам залогом.
Наш совет в чем состоит, / примечайте сами,
Вам которой предложу / краткими словами.
На Политики доклад / нам уставить должно,
В день рождения кому / поздравлять Ту можно.
Вслед за тем добродетели, одна за другой, начинают защищать свое право первой
принести приветствия Анне. Сначала выступает Правда, которая утверждает свои
притязания на первенство тем, что
Не стоял бы свет, / а паче держава,
Правды бы когда / не употребляли,
Друг бы друга все / часто обижали,
Не боясь отнюдь / никакого права.
Напротиво, столь / польза Государству,
Властелин когда / правдой управляет,
Суд когда без лжи / истиной бывает, -
Даст тем образец / право жить подданству.
За Правдой выступает Храбрость; она всячески отмечает мужество Анны и кон­
чает так:
В ней другое так ничто, / как мужество видно,
И что Ю поздравлю я, / протчим не обидно.
Великодушие, берущее слово после Храбрости, критикует свою предшественницу:
Храбрость только там всегда / правильна бывает,
Великодушно когда / в брани поступает,
А сама собою, больше себе злою
Неж доброй являет.
С неприятелем когда б / невеликодушно
Победитель поступал, / варварству б послушно,
Война б продолжалась, конца не дождалась,
И все б было скучно.
А что делает у нас / Анна со врагами,
Кои царства вне и внутрь, / вы известны сами,
Из уз свобождает, казни облегчает,
Тем хвалится нами.
Особенно интересна речь следующей претендентки на первенство поздравления—
Любви к наукам.
Не полезно так ничто / царству, как Науки,
Те то в мире, то в войне / водят всех за руки,
Храбрость в осаде слаба без ученья,
И мочь в досаде будет без уменья.
84
Что та
корень, хоть молчу, / дел честнейших в свете,
Может всяк и сам признать / не в одной примете,
Что бо ни начать малоль, или важно
Без той окончать ум претит отважно.
зъ
Не умев апрошей
весть / и стрельбы премены,
Хоть и крепким, не пробить / лбом каменны стены,
Но в том довольна будет предводитель,
Наука полна всех ружей правитель,
А гражданские дела / столь науки дело
Требуют всегда равно, / сколько пищи тело.
Правду от ложи та учит узнати,
Овечьей кожи как с волков содрати.
У
ИСТОКОВ
ДВОРЯНСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
XVIII
ВЕКА
Словом чрез науки все / вещи доступают,
зв
И лутчёе
в царство все / теми украшают,
Корабельный род,
крепостей строенье
И всей славы плод делает ученье.
Анна же наукам тем / искренняя мати,
Тщится с иждивеньем их / всюду расширяти
Школ везде много ново насаждает
Паче иного их взрастить желает.
Последними выступают Милость и Попечение. В речи Попечения нужно отметить
Тщание о всех / подданных имети
Самодержцам есть / вещь весьма избранна,
Не дать никово / нужде одолети,
Как делает Анна.
Бедным чтоб не быть / в утиске у сильных,
37
Подлость
не была б / богатым попранна,
Прилежит о сем / всех творить обильных
В царстве Русском Анна.
Выслушав всех соперниц, Мудрость не знает, кого предпочесть. Тогда «смутна
Политика» указала, что самой Мудрости больше остальных подобает первой принести
поздравления Анне. На это Мудрость отвечает предложением всем добродетелям
совместно с ней, «совокупно» поздравить Анну. Далее следует их поздравление
в виде акростиха: «Виват Анна великая», любопытного тем, что каждая из образую­
щих его букв произносится согласно своему славянскому названию, связываясь
своим смысловым содержанием с текстом стихов. Например:
39
Т
с нею уповай / и надейся всяко.
40
Л . . .
вить с того гласят / сильна наша слава.
После того как Мудрость и Добродетели удалились из покоев Политики, поэт
печален стал один, / быв без силы годной,
Чтоб хоть мало принести
в дар Порфирородной.
л Ы ^
Щ^^,^/^л.^Ш1
16^
' *"***(***г*?* *0?1**щ*- ^.»ё ; . . : . ,/<?" .
. - / Л ?
.~ щ*' '
АВТОГРАФ ДОНОШЕНИЯ М. СОБАКИНА
В КАНЦЕЛЯРИЮ АКАДЕМИИ НАУК (1742 г.)
'.'-.'•''••
Архив Академии Наук СССР, Ленинград
'-
'
/ЭДИТ
У ИСТОКОВ ДВОРЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Но,—продолжает он,—
веселье Муза мне / подала безмерно,
Как велела описать / бывшей совет верно.
Кончается «Совет добродетелей» выражением верноподданнических чувств поэта.
Подробный пересказ произведения Собакина был дан не только для того, чтобы
познакомить с содержанием и манерой письма этого автора. Гораздо важнее то,
что самый отбор «добродетелей», их последовательность и аргументация их при
защите своего права на первенство поздравления—в высшей степени ценны как
идеологический документ. Конечно Анна в «Совете добродетелей» не отвечает исто­
рической Анне Иоанновне, но этот идеальный портрет есть портрет идеальный
с точки зрения высшего дворянства. Кадетский корпус был основан для поднятия
значения дворянства как сословия, и хотя, как правильно замечает М. Н. Покров­
, на одного счастливца (из дворянских недорослей), попавшего в кадеты,
приходится пять менее удачливых товарищей, отосланных в военную коллегию
«для определения в полки и солдаты», все же преуменьшать значение «Рыцарской
Академии» не следует. Это, как ни как, был рассадник будущих деятелей той самой
«дворянской реакции», «нового феодализма», которую так мастерски охарактеризовал
Покровский. «Совет добродетелей» вместе с поздравительными одами «юности ры­
царской академии» и являются идеологическими документами начального периода
в жизни этого слагающегося «ново-феодального» дворянства. Конечно здесь еще
чувствуются отголоски буржуазных тенденций петровской эпохи, например в речах
Любви к наукам. Но если всмотреться в доводы этой претендентки, то окажется,
что в о е н н ы е , т. е. дворянские, аргументы и здесь превалируют. То же можно
сказать и об остальных отзвуках петровской буржуазности. Но гораздо важнее
проникающий и оду Собакина 1736 г. и его «Совет добродетелей» верноподданни­
ческий монархизм—явление, характерное для русского дворянства в течение всего
периода «нового феодализма».
Очевидно в том же духе выдержаны и недошедшие, хотя и напечатанные в 243 экзем­
плярах «Панегиричиские (!)' стихи к высочайшему въезду ее императорского вели­
42
чества Елисаветы Петровны» , выпущенные в' свет 20 декабря 1742 г. в связи
с возвращением Елизаветы из Москвы 22 декабря того же года.
Как ни незначительна в художественном и просто количественном плане деятель­
ность Собакина, она все же имеет право на внимание. О 30-х годах XVIII в.
сложилось мнение, что кроме официальной академической поэзии на иллюминации
и фейерверки ничего больше из области художественной литературы не было.
Приведенные данные показывают, что уже в это время зарождалась д в о р я н ­
с к а я поэзия. Анонимные кадеты, Собакин, ранний Сумароков были не одиноки:
в 1740 г. вышла «Песнь торжественная о состоящейся оружия тишине с кратким
изъяснением хотинской баталии в прославлении преславного имени всепресветлей-
шия державнейшия великия государыни Императрицы Анны Иоанновны, самодер­
жицы всероссийския и прочая, и прочая, и прочая. Сочиненная чрез Лейб-Гвардии
Измайловского полку Каптенармуса Петра Суворова. В Санктпетербурхе». Вероятно
были и другие печатные произведения дворянских поэтов той поры, не сохранив­
шиеся, подобно «Панегирическим стихам» Собакина. Несомненно также, что не все
попадало в печать и многое осталось в рукописном виде. И как бы мизерны ни
были эти «первы начатки плодов позных», история литературы не в праве пре­
П Р И М Е Ч А Н И Я
П ы п и н, А. Н., История русской литературы, 4-е изд. СПБ., 1911, т. III,
Г л и н к а, С. Н., Очерки жизни и избранные сочинения А. П. Сумарокова.
СПБ., 1841, ч. I, стр. 10
Ода 1735 г. озаглавлена «Еже Россиа ныне восклицает и чим входящу на троне
поздравляет царствующу Анну от бога нам данну. Тожде шляхетна тщится зде
творити юность, да матерь может ублажити в купе с похвалами краткими стихами.
В" Санктпетербурге. Печатан при Императорской Академии Наук в типографии
генваря 19 дня 1735 году» (стр. 12).
Ода 1736 г. носит следующее название: «Образ богу и человеком угодныя владе­
тельницы при благословения полном наступлении 1736 года, совседолжнейшим и
всенижайшим
всепресветлейшей
непобедимой
императрице
и
государыне
Иоанновне, самодержице всероссийской яко славы достойнейшее существо в глубо­
чайшей покорности приносится. В Санктпетербурге при рыцерской академии от
находящейся юности. СПБ., 1736» (стр. 12).
Ода на следующий год. была озаглавлена «Преизобилие. императорской 'милости,
при благословенном наступлении 1737-го года совсенижайшим всепресветлейшей
непобедимой императрице и государыне Анне Иоанновне самодержице всероссийской
своей всемилостивейшей основательнице поздравлением во вседолжнейшем благода­
рении и покорности приносится. В Санктпетербурге при рыцерской академии наук
от находящейся юности. Напечатано в Санктпетербурге в типографии при Импера­
торской Академии Наук генваря 19 дня 1737 года» (стр. 12).
Наконец ода на 1738 г. была озаглавлена «Благополучное соединение свойств
потребных к правлению великих империй в высокоторжественный день восшествия
на престол всепресветлейшия и непобедимыя государыни императрицы Анны Иоан-
новны самодержицы всероссийския при радостном восклицании, с удивлением все­
подданнейше представленное от обретающегося в Санкпетербурге при Шляхетной
Академии юношества. Печатано при Императорской Академии Наук 1738» (стр. 12).
* «Сумароков и современная ему критика», стр. 16
5
«История России», изд. «Общественной Пользы», т. V, стр. 576
6
Повидимому имеется в виду Вегцашш №ик1гсп'8 Ап\уе1зип{* г\х 1еи18сЬеп Впе!еп
(1-е изд. 1707 г.), выдержавшее множество изданий. В библиотеке Академии Наук
имеется издание 1735 г.
7
О преподавателях Сухопутного Корпуса важные материалы собраны в книге
Петра Лузанова «Сухопутный Шляхетный корпус (ныне 1-й кадетский корпус).
Исторический очерк. Выпуск 1-й, Период графа Миниха (с 1732 по 1741). Составлен
по архивным материалам, СПБ., 1907». О Кларгене (Клеркене) и Весмане, служив­
шем ранее приказчиком и писарем на Екатеринентальской мызе, и оставленном
преподавателем русского языка, несмотря на плохое владением таковым, «понеже
ныне лучшего к такому делу сыскать не скоро», см. стр. 180
в О Штелине см. мою статью «АкайепНкег ^асоЬ УОП 31апНп ипй кете ЛШепаНеп
гиг ОезсЫсМе йег гиз818спеп Шега*иг» («Оегтапоз1аУ1са» 1931, № 2, стр. 234—247).
Ошибки Штелина вызваны тем, что писал он через 50 лет после своего приезда
в Россию, в 1780 г.
9
В е н г е р о в, С. А. Русская поэзия, Примечания и дополнения к 1тому, стр. 360
10
История Правительствующего Сената. СПБ., 1911, т. V, стр. 150
11
О Собакиных—«Русский Биографический Словарь». («Смеловский—Суворин»).
СПБ., 1909, стр. 26—29; С а в е л о в, Л. М., Библиографический указатель по
истории, генеалогии и геральдике российского дворянства, 2-е изд. М., 1897, стр.225.
12
«Петербургский некрополь», т. IV, стр. 116
" Б а н т ы ш - К а м е н с к и й ,
Д. Н., Словарь достопамятных людей русской
земли. М., 1830, т. V, стр. 71; Л о б а н о в - Р о с т о в с к и й , А. В., кн., Русская
родословная книга. СПБ., 1876, т. II, стр. 233
14
Назв. соч., стр. 61; перепечатано в «Материалах для истории русской литера­
туры» П. А. Ефремова (СПБ., 1867, стр. 200—201).
15
Может быть причиной его ускоренного выпуска с переходом в армию была
дуэль его с соучеником по корпусу, кн. М. Н. Волконским, который выколол
ему глаз («Биографические заметки кн. М. С. Воронцова о портретах русских дея­
телей XVIII в.», в приложении к «Архиву кн. Воронцова», т. XXXIII, стр. 21
особой пагинации). Попутно можно отметить, что, по словам лиц, знавших М. Г. Со-
бакина непосредственно, он «имел красивую наружность, был роста высокого,
но кривой; почему Екатерина II отозвалась об нем: «С'ез* ипе Ье11е ггшаоп, та1з
а ипе тепёЬе» (Б а н т ы ш - К а м е н с к и й, Д. Н., Словарь достопамятных людей
русской земли. М., 1836, т. V, стр. 70—71; Ср. «Архив кн. Куракина», т. VII,
стр. 440—441).
16
«Материалы по истории Академии Наук», т. V, стр. 395 М. С. Воронцов
(цит. соч., стр. 21) отмечает, что Собакин служил в штатской.
17
По указу от 16 августа 1760 г. он был из советников канцелярии произведен
в статские советники при конторе Коллегии иностранных дел и имел «в смотрении
своем Московский Архив Коллегии с жалованием по 1000 рублей» (из картотеки
Б. Л. Модзалевского в ИРЛИ). О ранних годах его службы, см. «Архив кн. Ворон­
цова», т. VII, стр. 273
18
«Имянной список депутатам... на 1-е января 1769 г.» СПБ., 1769, стр. 3
19
«История Правительствующего Сената», т. V, стр. 150 Ср. также «Полное
Собрание Законов», т. XVIII, стр. 400, указ от 6 декабря 1767 г.
80
Б а н т ы ш - К а м е н с к и й ,
назв. соч., стр. 71; «История Правительствующего
Сената», т.
V, стр. 150
21
«Русский Архив» 1882, т. I, стр. 267
28
«Русский Вестник» 1870, кн. II, стр. 566
88
С у х о м л и н о в , М. И., История российской Академии. СПБ., 1880, вып. 5,
стр. 122-123.
84
«Архив кн. Воронцова», т. XXXIII, приложение, стр. 21 О путешествиях Соба-
кина «Архив кн. Воронцова» сохранил краткие сведения, в частности о четырех­
недельном пребывании его в Париже в 1756 г. (т. III, стр. 209), в Женеве (там
ж е, стр. 224) и в Риме (т. XXXIII, стр. 226).
85
Кстати, нельзя не отметить, что эти «плоды позны» перекликаются с Кантеми-
ровским стихом:
«Уме, недозрелый плод недолгой науки».
28
В стихах 11 и 16 имеется 13 слогов, но лишний слог вероятно выпадает под
влиянием элизии.
27
Орфография подлинника не соблюдена в виду полной произвольности ее и
непонятности современному читателю; например Собакин пишет (стих 15) «всей
год» и «в сей год» (стих 20).
88
Стихотворение достойно печати, но более достоин получить похвалу его автор
за таковой свой труд.
88
«Украсит его [язык] в нас двор ее величества в славе учтивейший и велико­
лепный богатством и сиянием. Научат нас искусно им говорить и писать благора­
зумнейшие ее министры и премудрые священноначальники, из которых многие,
вам и мне известные, у нас таковы, что нам за господствующее правило можно бы
их взять было в грамматику, и за краснейший пример в реторику. Научит нас
и знатнейшее и искуснейшее благородных сословие» («Речь о чистоте российского
языка членам Российского Собрания» 1735 г.). Ср. в «ЬеМге сГип Кизз1еп а ип
йе зев агЫз ёсгке аи зщ'е* йе 1а поиуеНе уегзШсаШп гизз1еппе»: «Ьа Огатпшге
(гизз1еппе) йоМ ёЧге й>пйёе зиг 1е теШеиг иза§е с1е 1а Соиг е* Йез паЬПез §епз»
(«Грамматика (российская) должна быть основана на лучшей практике двора и
опытных людей»). («Избранные сочинения К. К. Тредиаковского» под ред. П. Пере-
влесского. СПБ., 1849, стр. 105).
80
Во всех дальнейших цитациях стихов Собакина чертой (/) отмечается цезура.
31
Ее.
38
Не пусты, наполнены.
88
Меркурий в поэзии кадетов не столько бог торговли и вестник богов, сколько
символ периодической печати; повидимому в связи с распространенным в XVII—
XVIII вв. названием газет и журналов, в состав которых входит имя Меркурия
(«Мегсиге (»а1апЬ>, «Бег {еи*зспе Мегсиг» е*с).
31
Наука.
35
Траншеи, подступы к осаждаемой крепости.
88
Лучше.
37
Подлость—простонародие.
38
Смущенная.
39
Твердо.
10
Люди.
41
«Русская история с древнейших времен», 6-е изд. Л., 1924, т. III, стр. 5
42
Архив Академии Наук СССР. Кн. 72, лл. 112—117. Дело о напечатании пане­
гирических стихов асессора конторы Коллегии иностранных дел М. Г. Собакина.
Из собственноручного заявления Собакина явствует, что свою фамилию он писал
не Сабакин, а Собакин.

Неизвестный художник II-ой четверти XVIII века. Портрет Михаила Григорьевича Собакина (1720 – 1773). 1748. Масло, холст
Beluister audio
Play
Mobiele App
Портрет, исполненный в 1748 году неизвестным западноевропейским художником. Некогда он находился в фамильном собрании князей Куракиных.
Его можно назвать парадным или репрезентативным. «Репрезентативный» – в переводе с французского означает «показательный». Такой тип портрета не только передавал внешнее сходство, но и возвеличивал модель, демонстрировал ее высокое сословное положение, давал представление о роде ее деятельности, имеющихся наградах. При этом индивидуальная характеристика личности, отодвигалась на задний план. Художник изображал ее «блестящий фасад», не допуская во внутренние покои.
Собакин был одним из образованнейших людей своего времени. Окончив Шляхетский сухопутный корпус, он недолго служил в армии, и видимо, из-за ранения в левый глаз, был определен «по знанию им чужестранных языков» в Коллегию иностранных дел. В ней он прослужил до конца жизни, получил звание действительного статского советника. Затем был назначен московским сенатором и произведён в тайные советники. Михаил Григорьевич обладал и литературным даром: писал стихи.
Он изображен в возрасте двадцати восьми лет, вскоре после назначения в советники канцелярии Коллегии «с всемилостивейшим жалованием по тысяче рублёв в год».
Галантная поза, грациозный жест левой руки, любезная полуулыбка, прическа, костюм, различные атрибуты – свидетельствуют о его высоком сане, роде занятий и увлечений. Собакин одет в роскошный темно-оливковый бархатный кафтан, обильно украшенный золотым шитьем по бортам и широким обшлагам, белую рубашку с тонкими кружевными манжетами и металлическую кирасу поверх камзола.
Лицо обрамляет серебристый парик. Рядом с ним, на столике, – географическая карта Европы, письмо с сургучной печатью и книга; сзади на полке – ряд книг и едва ли не обязательная в парадных портретах этого времени драпировка в виде занавеса.
Автор портрета, свободно владеет композицией и колоритом, умело передает фактуру различных предметов. Его мастерская гладкая манера живописи заметно отличается от той, в которой написаны вышитая серебряная звезда, алая муаровая орденская лента святой Анны и малиновая мантия, перекинутая через правое плечо модели. Эти детали были дописаны спустя двадцать лет после создания портрета, в связи с награждением Собакина, и выполнены другим, менее искусным художником.
Заметим, что начиная с петровской эпохи, в Россию приезжало немало иностранных мастеров, большей частью выполнявших придворные заказы и обучавших молодых художников. Особая потребность в них наблюдалась до появления Российской Академии художеств, начавшей готовить собственные кадры.
В живописи XVIII столетия парадный портрет занимал главенствующее положение. Он включал и детские изображения, которых, разумеется, было намного меньше.