Становление этнических общностей восточных славян

Юрий Бахарев
                Вступление
Начиная с конца 2014 года, на российском телевидении широко распространился жанр политических шоу, на которых рассматриваются различные вопросы, связанные с государством Украина.

Шумность обсуждения и полная неспособность прийти к согласованным выводам, объясняется как непримиримостью участников дискуссий, так и различным восприятием используемых в ходе обсуждений терминов.

Во многом этому способствует  многозначность терминологии связанной с этническими и социально-политическими общностями.
      Такие термины и понятия как народ, нация, национальность имеют различные трактовки, поэтому спор без конкретизации  дефиниций, зачастую, вырождается в базар и всегда интеллектуально ничтожен.

Естественно, что представителям разных подходов к пониманию нации так трудно договориться об основах национального строительства.
Особенно, если большая часть сторонников построения национального государства  понимают нацию, как  этнический феномен, как  переход этносов, населяющих государство на высшую степень национального  развития.

В таких взглядах есть известный резон. Действительно, большинство давно существующих государств были образованны из многих этносов, которые с течением времени превращались в единый народ.

 Галлы  и иберы  Галлии, романизированные к 5 веку, ассимилировали захвативших в 5 веке Галлию  германоязычных франков, передавших коренному населению своё имя.

 Распавшееся  к концу  10 веке Западно-Франкское  государство Каролингов, к этому времени уже именуемое Францией, оставило после себя целый набор герцогств и графств где из романизированных франков рождались  бретонцы наваррцы, гасконцы.

К периоду правления династии Валуа относится фактическое прекращение феодальной раздробленности Франции,  превращение страны в абсолютную монархию, сопровождающейся постепенной консолидацией бретонцев, гасконцев в единый французский народ.
Но даже через двести лет, при династии Бурбонов, Д'артаньян называл себя гасконцем.

При построении новых национальных государств проблема нежелания национальных меньшинств  ассимилироваться в титульную нацию является наиболее актуальной. Как сделать, чтобы народ,  отказался от своего самоощущения, без насилия перешёл на единый государственный язык, усвоил новые для него исторические мифы и взгляды на историю? За одно поколение – задача явно не разрешимая.

Как показал опыт Советского Союза, и за три поколения не удалось до конца сформировать новую  этническую общность – советский народ. Хотя, несомненно, что успехи в этом направлении были.

Основной трудностью становления было опасение ассимиляции крупными народами других этнических групп единой страны. Вероятность полной ассимиляции для некоторых групп была вполне реальна.

Так, ещё в досоветские времена  были полностью ассимилированы и вошли в состав великороссов племена голядь, меря, мещера. Малороссами были ассимилированы печенеги, торки, касоги, ясы.

 В татарский этнос под именем мишари влились финоязычная мещера.
В советское время были почти полностью ассимилированы вепсы, водь и ижора. Хорошо заметен процесс ассимиляции русскими народов Поволжья.

Так, численность мордвы достигла пика в 1939 году – почти полтора миллиона, после чего неуклонно убывала. В настоящее время, мордвы  менее 750 тысяч. Начинающийся процесс ассимиляции был наиболее заметен в крупных городах, столицах национальных республик, где к моменту распада СССР на русском языке говорило значительная часть населения.

В постсоветское время, именно из-за опасности насильственной ассимиляции национальных меньшинств титульными нациями новых государств, возникла проблема Приднестровья в постсоветской Молдавии, проблемы с Абхазией и Южной Осетией в Грузии, проблемы с ДНР и ЛНР в современной Украине.


                Принятая терминология
 
Попытался конкретизировать терминологию, используя те её варианты, которые кажутся мне более подходящими.
Прежде всего, обращаю внимание на сопоставление этнических и соответствующих им социально-политических общностей.

Этапами развития этнических общностей является род, племя, племенной союз, народность,  нация.
Этапами развития социально-политических общностей – родовая община, племенная община, вождество, государство.

Этническая общность  (народ) — устойчивая, исторически возникшая,  группа людей,  обладающая набором общих особенностей, отличающих её от других общностей.
Национальность —  принадлежность человека к определенной этнической общности людей.

Набор общих особенностей этнической общности включает в себя этническую идентичность, самоназвание, язык, исторические мифы о предках и событиях прошлого, особенности культуры и менталитета.
 
Начальной формой социальной организации общества была эгалитарная* община, характерная для охотников-собирателей, ведущих бродячий образ жизни. В такой общине, не всегда кровно-родственной, состав   непостоянен, и переходы из одной в другую были нередки.

 У мобильных охотников и собирателей  все члены общины имели одинаковый социальный статус и более или менее равный доступ к материальным благам..
Следующая  форма социальной организации этнической общности - родовая община. Основой родовой общины является род - группа людей, объединённых на основе кровного родства,  возводящих своё происхождение к общему предку-родоначальнику по материнской или отцовской линии,  и  связанных коллективным трудом и потреблением.

Более высокой формой  социального структурирования  является племенная община –  политическая организация этнической общности племени, сформированная, как правило, на основе экзогамных* родов (фратрий), в которых каждый мужчина одного рода заранее считался состоящим в супружеских отношениях с женщинами другого рода.

Другими признаками племени являются  наличие:  своей территории, экономической общность соплеменников, единого  языка-диалекта, племенного самосознание и самоназвание, обязательной или предпочтительной внутриплеменной  эндогамии*.

Примерами ран¬ней стадии развития племени могут служить племена австралийских аборигенов, более поздней -  северо-американских индейцев.
В пережиточных формах племена могут сохраняться и позже, на периферии современных обществ (племена бедуинов в Египте, туареги в Алжире, пуштуны из зоны племён в Пакистане).

Племенной характер человеческого общества составляет большую часть истории существования человека, как современного вида. За тысячелетия истории племена разрастались численно, распадаясь и перемещаясь на новые места обитания. Это приводило к образованию новых социальных общностей, со своими названиями, историческими мифами и  языками.

Кроме процесса дробления и расселения племен в процессе формирования новых этнических общностей играл некоторую роль и процесс объединения разных по  гаплогруппам племен в новые этнические общности со своими названиями, языками и историческими мифами.

 Как показывают этнографические исследования, историческая мифология у племён древности была весьма гибкой,   зачастую приспосабливаясь к политическим обстоятельствам. По этому, с некоторого времени, большая часть племен, населяющих Землю, превратилась в  политические союзы  из групп различного происхождения.

Центром племенного союза нередко являлся один-единственный предводитель, считавшийся позже родоначальником всего нового этнического образования

Характерные примеры племенных союзов даёт  история Великого переселения народов, условное название совокупности этнических перемещений в Европе, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.

Социально-политическая  единица союза  племен, объединенных под постоянной властью верховного вождя,  называется вождество.

Вождество определяется как «промежуточная форма политической структуры, в которой уже есть централизованное управление и наследственная иерархия правителей и знати, существует социальное и имущественное неравенство, но ещё нет формального и тем более легализированного аппарата принуждения и насилия.
Империи кочевников (например, скифов, гуннов, тюрок) фактически были вождествами.

Народность — этническая общность, возникающая  в  классовом обществе, как правило, из племенных союзов. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико.

В настоящее время этим же термином называют малые народы больших государств. Такие как гуцулы на Украине, коряки и саамы в России.

Нация — автономная этнополитическая группировка индустриальной эпохи, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации, как правило,  уже не имеют общего предка и общего происхождения.

Социально-политической формой организации народности и нации является соответствующее государство

Существует два основных подхода к пониманию нации как:
политической общности граждан определённого государства, и как
этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.

В настоящее время  многие учёные считают, что,  все  признаки нации — результат особых действий, называемых процессом национального строительства. Считают, что в процессе национального строительства можно не только сконструировать национальные мифы и историю, но и навязать народу особенности культуры и даже язык.


      Объективные характеристики этнических общностей
                Гаплогруппы и фенотип

Самый медленно изменяющийся параметр, характеризующий этнос, генофонд   — статистическая совокупность генных вариаций (гаплогрупп*), присущая современным  этносам.

Например, набор гаплогрупп русских в процентах:
 R1a    R1b   N1a   I2a     E1b   I1    I2b  G2   J2     J1     T       Q
  46    6     23    10,5     2,5  5     0    1     3     0      1,5    1,5
Набор гаплогрупп украинцев в процентах:

R1a     R1b   N1a   I2a     E1b   I1    I2b  G2   J2     J1     T       Q
44       8    5,5   20,5   6,5   4,5   0,5   3    4,5   0,5     1      0,5

Естественным образом меняется генофонд медленно. Заметно - в течении  десятков тысячелетий. Искусственное воздействие на него недопустимо и  равноценно геноциду.

Характерным примером являлись действия  германских нацистов по «окончательному решению еврейского вопроса», или попытки украинских националистов из УПА удалить польский и «москальский» элемент из населения Галичины.

В качестве примера, уместно вспомнить призывы экстремистов Молдавии, времен националистического угара начала 90-х годов:  «Утопим русских в еврейской крови».

Для успешного национального строительства необходимо понимать, как возникали и развивались этнические общности на той территории, где строится новое национальное государство. Какие параметры, характеризующие этнические общности изменяются медленнее, а какие быстрее, какие параметры  можно пытаться изменить, а какие нельзя трогать.

Согласно современным воззрениям первыми на территорию Европы, более 30-40 тысяч лет тому назад, из Ближнего востока прибыли носители  мужской гаплогруппы С.

У представителя ориньякской археологической культуры из пещеры Гойе  в Бельгии (ок. 35 тыс. л. н.) была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа C.
У представителей граветтской археологической культуры  (34—31 тыс. л. н.),  Y-хромосомная гаплогруппа C обнаружена  в образце Pavlov 1 из Чехии.

 Носители этой гаплогруппы, прибывшие в Европу во время Средне-валдайского потепления*, являлись потомками древнейших людей современного вида, которые первыми покинули Африку.

К настоящему времени   сохранились в высокой концентрации лишь в  некоторых регионах Монголии, Дальнего Востока России и  Австралии.

Предполагалось, что гаплогруппа I возникла в Европе в эпоху последнего наступления ледников, 25—20 тыс. лет назад. Её носители могут быть названы прямыми потомками кроманьонцев.
Предполагается, что I составляла большинство населения Европы в период до индоевропейского вторжения.

 Гаплогруппа I найдена в мужском захоронения из пещеры Пальиччи в Италии.
К этой  же гаплогруппе I пренадлежат останки мужчины, жившего 5700 лет назад, из захоронений неолитической культуры Подунавья.

Представители мегалитических культур (3500 -3000 лет до н.э.), проживающие на территории приморских областей Западной Европы  (Стоунхендж, Эйбвери, Ла Мина) были носителями  гаплогруппы  I2а.

 Предполагается, что гаплогруппа J2 зародилась примерно 18000 лет назад на Ближнем Востоке и затем, во время Атлантического периода потепления*  распространилась на Балканы и в район Средиземноморья.

Предполагают, что представители гаплогруппы J2 составляли значительную часть населения мезолитических ближневосточных культур, связанных с изобретением земледелия и скотоводства. Одна из древнейших по времени обитания в Европе. Например, её носителей связывают с культурой линейно-ленточной керамики  5600—4900 лет до н. э.

В 6 тысячелетии до новой эры на юг и юго-запад Европы, предположительно, из Леванта мигрировали носители мужской гаплогруппы Е, представленной подгруппой Е1b. С этой подгруппой связывают археологическую культуру Экспрессо, носителями которой называют древние народы иберов и лигуров. 

Первые земледельцы Европы ( археологические культуры Триполья и Винча,  которую можно рассматривать как одного из вероятных предков пеласгов *), по-видимому, прибывшие из Западной Анатолии, были носителями основной гаплогруппы G, представленной подгруппой G2.

Гаплогруппа N1  в Европу  была принесена в послеледниковый период из Алтая  большой миграцией лесных сибирских народов на запад,  последняя фаза которой — расселение по Уралу и далее с него по Поволжью и северо-восточной Европе.
Считают, что одна из самых распространённых гаплогрупп Европы –R1  могла зародиться  в Центральной Азии 32 тыс. лет назад.

Примерно 10 тысяч лет назад в  гаплогруппе R1 произошли мутации с образованием  дочерних гаплогрупп R1a  R1b.
Предполагают, что долгое время носители гаплогруппы R  обитали на территории Северного Причерноморья, а сами они представляли собой полукочевое население.
В 3-4 тысячелетии до новой эры  оно стало распространяться по всей Европы.

С  носителями  кладов* R1a и R1b  связывают возникновение праиндоевропейской этнокультурной общности, отождествляемой с археологической  культурой курганных погребений.
В последствии, носители субклада R1a1  заселили большую часть восточной Европы, а носители гаплогруппы R1b – Западной Европы.

Шесть основных галогрупп, I, R, N, J, E, G, сочетаясь в разных пропорциях,  составляют  самую большую часть  современного населения Европы.

В племенах, отстоящих от нас по времени на десятки тысячелетий, все мужские представители принадлежали к одной гаплогруппе. В племенах более позднего времени, за счёт возможных контактов с носителями других гаплогрупп,  вероятность  неоднородности генетического состава племён возрастала.

Но до сих пор, некоторые  этнические общности имеют преобладающей одну из данных гаплогрупп. Например, у поляков субклад R1a1  составляет 58   %, у финнов подгруппа N1а1   –  59 %. В Боснии и Герцеговине галогруппа I составляет 53 процента, В Ирландии, Шотландии и Уэльсе субклад R1b составляет более чем 70 %.

У некоторых современных наций две гапологруппы составляют большую часть генофонда.
Так в процессе проникновения первых славян  на территорию заселенную ранее племенами чудь образовывались племена ильменских словен, мужчины которых обладали гаплотипами*, принадлежащими к гаплогруппам R и N.

До сих пор у русских субклады R1a1 и  N1a1 являются главными, составляя  46% и 23% соответственно.
У украинцев субклады R1a1 и I2a составляют 44% и  20,5%, у чехов субклады R1a1 и R1b  - 33% и 28% соответственно.

При этом, порой межрегиональные различия в пределах одной нации оказываются больше, чем различия между нациями в целом. Так у галичан, входящих в украинскую нацию, основной гаплогруппой является R1b, представленная у 60% мужского населения.
По-видимому, население Галичины, в значительной своей части, представляет собой потомков галлов, передавших своё имя региону.

 У поморов севера России преобладающей подгруппой является N1a1, сближая русских  по генетическому составу с населением Прибалтики, где две гаплогруппы R1а1 и N1а1 составляют более чем 70%  у основной части мужского населения.

В то же время, генетические различия между населением соседних территорий Украины и РФ находятся в пределах статистической погрешности.

Чем ближе территория расселения к колыбели  земной цивилизации, Леванту и Месопотамии, тем более неоднородным оказывается этнические общности, живущие на этих территориях.

Так, например, мужское население Болгарии и Сербии, говорящие, как русские, украинцы и поляки на славянских языках,  приблизительно равномерно распределено среди 5 европейских гаплогрупп  R1a, R1b, I2a, E1b, J.

R1a    R1b   N1a   I2a     E1b   I1    I2b  G2   J     T       Q
17      11   0.5    20    21,5   4     2    5    16   1,5    0,5

Похожая картина в Греции  Турции и Иране. При этом на приграничных территориях генетический состав населения практически одинаков.
Это показывает, что генетический состав этнических общностей сильнее привязан к территориям, чем к языковым семьям.

Надо отметить, что характер основной гаплогруппы этнической общности ни чего не говорит о фенотипе её среднего представителя.
Так у киргизов, характерных представителей моголоидов, основная гаплогруппа R1a1 составляет 63 %, в то время как у поляков, характерных европеоидов - 58%.

Фенотип людей  с последовательной племенной  экзогамией может измениться достаточно быстро,  за три – четыре поколения, если племя окажется в окружении массива племён другого расового типа.

В случае строго соблюдаемой эндогамии у каждого потомка в поколении Р возникает 2 в степени Р прапредков. Если предположить, что численность членов  N племени меняется достаточно медленно, то, когда 2 в  степени Р станет больше N, то у все члены племени будут потомками всех прапредков из исходного поколения.

Такому сильному перемешиванию генов будет соответствовать некий усредненный фенотип членов племени, отличающий их от людей из других этнических групп. Вследствие естественной эндогамии, вызванной длительным проживанием на достаточно изолированной территории, армяне отличаются от чеченцев, а японцы от корейцев.

Существует, из-за длительного проживания на территории восточной Европы и славянский вид внешности, довольно легко нами различаемый.

          Эволюция восточно-славянских этносов

В настоящее время,  регион формирования праславянского этноса отождествляются с носителями пражско-корчакской  археологической культуры. Распад пражской культуры хронологически совпал с распадом соседнего Аварского каганата и появлением государства Великая Болгария в Причерноморье.

Прослеживается преемственная связь пражской -корчаковской культуры с более поздними славянскими культурами. Высказываются предположения, что наиболее ранние поселения пражской культуры, датируемые IV в., следует искать в бассейне реки Припять

Летописец  «Повести временных лет»  связывает происхождение славянских племён с дунайскими славянами: «Был един народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю».  Он обозначает политическую организацию союзов племен после расселения по Европе словом «княжение», перечисляя отдельные княжения:

Бужане, волыняне, вятичи, древляне, дреговичи, дулебы, кривичи, полочане, поляне, радимичи, северяне, словене, тиверцы, уличи, белые хорваты. Власть в «княжении» принадлежала князю и вече.
 Под «княжением»  понималось наличие института наследственной княжеской власти, то, что сейчас принято называть «вождество».

Если следовать «Повести временных лет», на территории Ильменских словен существовала конфедерация славянских и финно-угорских племён, изгнавшая, а затем призвавшая варягов.
 
В результате, в IX веке произошло  объединение ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей и  возникло средневековое восточнославянское  государство, ставшее колыбелью древнерусского народа.

Древнерусский народ времен Киевской Руси, образовавшаяся из восточно-славянских племён, явилась общим корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации.

В 13 веке держава Рюриковичей, объединённая лествичным правом*, была разделена. Восточная часть древнерусского государства попала в вассальную зависимость от Монгольской империи, а западные земли, основателем династии Гедеминовичей, были включены  в «Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское».

 В этом государстве, а позднее, после Люблинской унии, в составе Речи Посполитой, из части древнерусского этноса стали формироваться белорусы и малороссы. 

После консолидации восточно-славянского этноса в составе Российской империи, начала формироваться «большая русская нация», объединяющей в себе великороссов, малороссов и белорусов.

Первым автором тезиса о триедином русском народе и о самодержце Великой, Малой и Белой Руси был ректор Киево-Могилянской академии,  Феофана (Прокоповича).

Будучи сформулированной  малороссийским духовенством до и после вхождения в состав России в течение XVII и начала XVIII веков, идея триединства русского народа  обладала официальным статусом в Российской империи, и формировалась на основе конфессионального принципа — православной веры.

 Идея большой русской нации, включавшая великороссов, малороссов и белорусов,  принималась ведущими мировыми изданиями по этнологии XIX и начала XX века.

В составе империи русские противопоставлялись «инородцам», к которым никогда не относили малороссов и белорусов,  и которые  на личном уровне  никогда не испытывали дискриминации по этническому признаку.

Украинское и белорусское национальные движения, подпитываемые опасениями до конца раствориться в большой русской нации, возникшие во второй половины XIX века, воспринимались в империи, прежде всего, как угроза единству государства.

Против подрыва единства выступали не только большинство великороссов, но и многочисленные носители малороссийской идентичности, и белорусские  сторонниками идеи западно-русского народа.

После революции 1917 года, учитывая  усилившиеся в ходе распада Империи национальные движения, советское руководство охотно признало за украинцами и белорусами статус отдельных народов, пытаясь заручиться максимальной поддержкой местного населения в Гражданской войне, в которой белогвардейцы выступали за Единую и неделимую Россию.
Продолжение:http://proza.ru/2019/07/17/1838

Словарь терминов:

Атлантический период — самый тёплый и влажный период голоцена, последней геологической эпохи в  Северной Европы
Бурлеск — вид комической поэзии. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами.
Валуевский циркуляр — предписание министра внутренних дел Российской империи  от 18  июля 1863 года. Было направленно в Киевский, Московский и Петербургский цензурные комитеты
о приостановлении печатания на малороссийском наречии литературы религиозной, учебной и предназначенной для начального чтения.
 К пропуску цензурой разрешались «только такие произведения  которые принадлежат к области изящной литературы»
Гаплотип— генетическая комбинация генов в геноме.
  Гаплогруппы – характерные картины повторов генов в ДНК присущие группам населения. Новые гаплогруппы  образуются из-за мутаций. ( В среднем одну на каждые 15 поколений). Основные гаплогруппы в ДНК-генеалогии обозначают индексами, от А до Т, то есть основных гаплогрупп на Земле девятнадцать, плюс еще несколько
сотен подчиненных
Геном — совокупность всех генов данного вида  организма
Генотип – геном индивидуального организма
племени, класса,  или вероисповедания.
Идеологема - навязанная, закреплённая в общественном сознании с помощью пропагандистских или иных методов идеологическая установка.
Клад  — группа организмов, которые являются потомками единственного общего предка и всех потомков этого предка.
 Субклад – ответвление клада
Лествичное право -  родовой принцип наследования на Руси, который предполагал передачу наследных прав сперва  между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем  между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения.
Все князья Рюриковичи считались братьями и совладельцами государства. Глава рода, сидел в Киеве, считавшимся главным княжеским престолом. Следующие по генеалогическому старшинству представители рода занимали в иерархическом порядке менее престижные княжеские столы.
Пеласги  —  имя, которым древнегреческие авторы именовали  совокупность народов, населявших Грецию до возникновения Микенской цивилизации. Наряду с этрусками, иберами и лигурами представляли собой автохтонное население Европы, говорящее на неиндоевропейских языках.
Средне-валдайское потепление – потепление на фоне Валдайского оледенения, примерно 30 тысяч лет назад.
  Сто словный базовый список -      стандартизированный перечень базовых слов данного языка,  упорядоченный по убыванию их  исторической устойчивости.
Фенотип – внешний вид, совокупность характеристик, присущих индивиду
 Эгалитарный – основанный на уравнительности
Эгзогамия  –   запрет заключения брака в пределов собственной этнической группы, рода или фамилии.
Эндогамия - правила, предписывающие заключение брака внутри  своего
Эндоэтноним – самоназвание,  имя народа, которое он присваивает себе сам. Внешние имена народов, которым противопоставляются эндоэтнонимы, называются экзоэтнонимы

Продолжение:http://proza.ru/2019/07/17/1838.