Завтра была война Гл. 19 Бой за острова

Лена Широкова
    Ленинград, помимо стойкости и отваги защитников, принес захватчикам множество и других сюрпризов. Город со всех сторон окружен болотами.Немудрено, что враг не смог справиться с дикой природой и завяз у его стен.И тогда, он принял решение — изменить стратегию и направление удара.
Довести до конца то, что не сделал в июне 41... —полностью зачистить тыловую базу русских на западном побережье Прибалтики. Речь шла о Таллине, Риге, островных аэродромах, где продолжали действовать остатки наших воинских частей и техники.
   На дальних подступах к Ленинграду Балтийский флот своей авиацией и подводными лодками донимали противника, топя его грузы и дозорные корабли. Над Таллином постоянно патрулировали от шести до девяти советских истребителей. Это приносило
пользу до тех пор, пока наземные войска удерживали оборону города.Однако,ситуация менялась с каждым днем.

    Над Таллином, как «дамоклов меч» висело преимущество сил врага в живой силе и технике на суше и на море. Стало совсем плохо, когда немцы отрезали единственную водную коммуникацию Балтийского флота от его основной базы Кронштадт.
 О серьезности стратегического положения Таллина говорили ежедневные Сводки с фронта: — «...Авиация флота защищала столицу Эстонии до 27 августа. Над Таллином враг потерял 20 самолетов...Наши войска оставили Таллин. Мы потеряли северное и южное побережье Финского залива. Боевые действия на советско-германском фронте переместились в район Моодзунского архипелага».
   
   Роман знал Моодзунские острова. Он был на самом большом из них — острове Саарема лет пятнадцать назад, с матерью. Они приехали встретиться с отцом в городе Кингисепп во время плановой остановки его судна. До прибытия судна, мама взяла гида, чтобы познакомить Романа с замечательными местами Балтики и побережья Эстонии. Он до сих пор хранит впечатления от посещения этих островов, их прекрасной природы с мягким климатом, песчаными пляжами, зеленью лугов и парков , чередующихся с обрывистыми каменистыми берегами. Там он познакомился с культурой 13 века, дополненную православной религией, постройками церквей, и более поздними
достопримечательностями — музеем, живописным парком, курортной зоной, развитой инфраструктурой и сообщением. Он помнит имена островов: Саарема, Муху, Воормси, Хийумаа — объединенных одним названием Моодзунский Архипелаг...

      — Я собрал вас для постановки боевой задачи, —прервал его воспоминания голос командира. Макар Силантьевич подошел к карте военных действий и обвел объекты, оказавшиеся в тылу врага.
  — Острова имеют большое стратегическое значение для защиты Ленинграда. Там расположены аэродромы, базируется авиация. Для участия в отражении на них удара противника — нам предстоит временно перебазироваться на аэродром в Ханко. Сделаем это уже сегодня.
 — Зачем Ханко, если на островах Архипелага есть свои аэродромы, — заметили пилоты.
 - Верно! Но не следует забывать, что мы охраняем еще и небо над Ораниенбаумом, Кронштадтом и Красной Горкой. И никто нас от этой обязанности не освобождал. Указанные объекты,с полуострова Ханко находятся от нас в оперативной доступности.

     — Какой сейчас расклад сил на островах?
 — Для захвата трех самых больших островов архипелага, немцы выделили крупные силы пехоты —до пятидесяти тысяч солдат, обеспечив им мощную поддержку с воздуха. Начали наступление с острова Воормси. Провели мощный артобстрел и высадили
на него войска. Помимо двух пехотных дивизий, противник располагает большим количеством десантных плавсредств и авиацией.
У нас сухопутных сил мало. Гарнизон насчитывает двадцать четыре тысячи военнослужащих. Неравенство сил — ведет к жестоким схваткам! Наша эскадрилья усилит группировку воздушной защиты островов от противника.
 
   — Мы включены в общий план действий, или у нас будет конкретная задача?
  — И то и другое. Общая задача для всех сил Северо-Западного и Ленинградского фронтов — не допускать противника в Финский залив; оказывать гарнизону островов помощь с воздуха; отражать налеты вражеской авиации в акватории островов и Финского залива, — пояснил Макар Силантьевич. — Конкретные задания вы будете получать от меня ежедневно, как-то: — прикрывать корабли, базирующиеся в районе островов, бомбить транспорты противника в Ирбенском проливе, в районе Риги, вести разведку в районе Рижского залива...
  Задания будут разные. Ничего не поделаешь — военная обстановка постоянно меняется! — Еще будут вопросы?

    — Тогда краткая справка: -Полуостров Ханко находится на юго-западной оконечности Финляндии. Россия получила его в аренду на 30 лет по мирному договору после Финской войны. Создала там крупную авиационную базу Военно-Морских Сил. Русское имя военной базы –Гангут.
 Гарнизон острова обеспечивает береговую оборону островов Эзель, Даго и южное побережье Ирбенскогопролива. Перед нападением на СССР, немцы потребовали от Финляндии забрать Ханко обратно, и с начала войны систематически наносят удары по базе русских.
 Пока, наши- справляются! Задействованы силы береговой артиллерии и небольшое количество самолетов- истребителей. За 40 дней защитники гарнизона сбили 24 вражеских самолета, без — потерь со своей стороны. Вот, такое там напряжение!

       -Наш маршрут состоит из двух частей. Сначала берем курс на остров Ханко. Там предстоит дозаправка и получение задания относительно острова Воормси и далее — следуем к нему. Готовность к вылету десять минут.
 После приземления на военно-морской базе Гангут и технической подготовки для осуществления боевой цели, Макар Силантьевич выдал пилотам задание...
   Первое звено — в квадрат МВ: И -153-5, И-153-6,И-153-7, И-153-8... На вылет!
  Готовность второго — две минуты!
  Второе звено –в квадрат ММ- И-153 -1, ММ-И-153-2, ММ- И-153- 3... — На вылет!

  Третье звено — в квадрат ИП-1, ИП-2, ИП-3, ИП-4... — На вылет!
   Пилоты брали задание и бежали к машинам.

     ...Немецкие юнкерсы, в строгом порядке, непрерывно кружили над Воормси, Муху, выпуская снаряды, барражировали Ирбенский пролив, «щекотали нервы», измученному непрерывными атаками, русскому гарнизону.
Смекалка наших пилотов, подсказывала им, что приверженность врага к порядку в воздухе, есть определенный плюс для них, и использовали его, ломая общепринятые каноны немецкой тактики, чем вводили противника в замешательство. Не изменили они своей тактике и сейчас. Истребители авиаполка Романа зашли сверху, взяли под прицел центральные машины противника и внесли хаос в порядок их движения и действий. Пока те разбирались, что произошло, «Чайки» уже были вне зоны досягаемости противника.
 
   При втором заходе для нанесения воздушного удара, корабли противника снова стали жертвами мозговой атаки пилотов И -153. «Чайки» не просто гнали чужаков с островов; они действовали на поражение! Время для наших пилотов остановилось:
— Эскадрилья к вылету! — звучал приказ, называя номера истребителей.
 Пилоты закрывали кабины и взмывали в небо. Ястребкам приходилось по нескольку часов находиться в состоянии боевой готовности и делать по пять-шесть вылетов в день. Они держали инициативу над акваторией Финского залива.

    Очередной день начался приказа командира:— Наносим удары по водным объектам немцев в Финском заливе, по финским батареям их союзников. Изгоняем врага с островов, сбиваем их самолеты...— Эскадрилья на вылет!
   Враг дрогнул. Ему стало не до бомбежки. Речь шла о собственной жизни. Юнкерсы спешили на разворот. Используя высокую маневренность Чайки, наши пилоты заставили
немцев принять бой с фактически неуловимой для поражения «птицей», при предложенной тактике боя. Успеху воздушного боя способствовал тот факт, что несмотря на существенное повреждение взлетно-посадочных площадок, на островных аэродромах было достаточно топлива для дозаправки истребителей, чтобы продолжить бой над Финским заливом,уже за пределами островов,а их защитникам дать передышку.

       Острова позволяли нашим воздушным силам держать противника на коротком поводке. Взлетая с островного аэродрома, пилоты в середине сентября сорвали план немцев на проведение десантной операции по высадке войск на западном побережье Рижского залива, имеющей цель отрезать острова от материка. Несостоявшаяся десантная операция в Рижском заливе обошлась варягам потерей вспомогательного
крейсера и двух эскадренных миноносцев.
  Лидерство в воздушном бою над противником привело к тому что немцы отказались от групповых налетов на русские объекты в Финском заливе и перешли к одиночной охоте на наших пилотов, используя нашу тактику – внезапность. Это указывало на то, что в акватории Балтики господствует авиация ВВС Ленинградского фронта.

     За три месяца отражения германской авиации у стен Ленинграда, Таллина, Риги, на Моодзунских островах, в Финском заливе Роман приобрел опыт ведения воздушного боя.
 Вместе с тем, лидерство наших пилотов в воздухе не могло компенсировать численность самолетов противника. Их было много, по сравнению с нашими воздушными силами. К середине сентября 41 года авиационный отряд Романа уменьшился наполовину.За это время им несколько раз меняли аэродром базирования и подвергали реорганизации.
 Из-за короткого взлета и посадки,для И-153 неожиданно нашли еще одно применение. Его стали использовать для сопровождения наших бомбардировщиков У-2, Р-5, Р –Z, которые вели ночные бомбометания.
 Самостоятельные вылеты этих самолетов, первое
время, были успешны. Но потом они стали подвергаться атакам немецких воздушных охотников и нести значительные потери. Подключение И-153 изменило положение.

     Когда боевые машины стояли под чехлами, Роман доставал фотокарточку Астры и долго смотрел на девочку — школьницу. Он снял ее незаметно на летном поле во время запусков моделей аэропланов. Теперь эта фотография согревала его сердце и скрашивала будни. Затем, Роман брал школьный листок и писал: — У меня все в порядке. Люблю... Всегда с тобой! — И клал треугольник письма в почтовый ящик или отдавал дежурному. Уже в кабине самолета он мысленно говорил: — Дорогая, я сейчас весь во власти Чайки. Но мое сердце только с тобой! Я согрею тебя своей любовью, когда вернусь, и мы вместе погрузимся в мир твоей волшебной музыки...
 -  А сейчас, пожелай мне Удачи!

 Продолжение следует.
                https://e-shirokova.ru/