Санкт - Петербург. 4-я часть

Нина Измайлова 2

          - Куда же Вы собираетесь сегодня? – спросила меня Ирина.

          - Посетим Петропавловскую крепость на Заячьем острове. А оттуда по Троицкому мосту выйдем к Летнему саду.

          Максим подробно объяснил, как нам добраться до Петропавловской крепости.

          - На метро до станции Горьковская, затем по скверу до мостика через протоку и перед вами вход на территорию Петропавловской крепости.

          Доехали и дошли до крепости без приключений. День был жаркий, но возле Невской протоки – холодный ветерок.

          В кассе купили билеты для входа в Петропавловский собор и тюремные казематы.

          Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. Позже он стал усыпальницей русских императоров от Петра I до Николая II. Останки Николая II и его семьи, найденные под Екатеринбургом, были захоронены в Петропавловской крепости летом 1998 года

          В соборе было душно и много людей, в основном иностранцев. Кое-как пробились к надгробиям императоров и императриц, а также великих князей и княгинь. Все надгробия  оформлены белым мрамором.

          - Смотри Женечка. Вот перед нами захоронение Петра I, слева надгробие Екатерины II-ой, правее – Анны Иоановны.
         
          Стоять было тесно, сзади щёлкали фотоаппаратами иностранцы, в основном – азиаты.

          Наконец, внучка не выдержала и сказала:

          - Ба Нина. Что мы тут на эти гробы смотрим. Пошли на воздух.

          Вышли, постояли, подышали свежим воздухом, полюбовались Петропавловским собором снаружи.  Я читала, что до 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года - самым высоким в России.

          Однако, нужно продолжить осмотр крепости. Прошли мимо здания Санкт-Петербургского Монетного двора, который был основан по воле императора Петра I в 1724 году. Двор до сих пор работает. Помимо монет здесь выпускают медали, ордена, а с 2004 года на его базе открылось даже ювелирное производство.

          А вот и тюремные казематы, главная политическая тюрьма России.
Внутри – длинные мрачные коридоры. Женя несколько оживилась. Заходила во многие камеры, посидела на тюремных кроватях. Интерьер камер был практически один и тот же. Небольшое оконце с металлической решёткой, железная кровать, рядом небольшой столик со свечкою. В углах подобие умывальника и туалета.

          Подошли к камере, в которой дожидался казни Александр Ульянов. Какая-то сердобольная старушка, чуть не плача, причитала: «Бедный, молодой, красивый, какие ужасные условия у него были».

          Я не выдержала и сказала:

          - Этот молодой и красивый юноша – преступник, хотел убить царя. Вы представьте себе, если бы в наше время кто-то покушался на Хрущёва, либо Брежнева. Расстреляли бы сразу, либо посадили в психушку. Вообще здесь сидели, в основном, политические преступники, как-то декабристы. В школе нам представляли их героями. Позже, после прочтения книги Юрия Тынянова «Кюхля» моё мнение о декабристах несколько изменилось.

          После посещения казематов мы направились к Троицкому мосту, который вывел бы нас к Летнему саду. Немного проплутав, нашли его. Но к нашему огорчению пешеходная дорожка моста была закрыта на ремонт. На другой стороне моста - свободна. Но, чтобы попасть на неё, нужно было вернуться на пешеходный переход, который находился довольно далеко. Сил на это уже не было. Перелезли через ограждение, и пошли по запрещённой стороне. Длина Троицкого моста почти такая же, как и Дворцового. Благо, что здесь людей не было, можно было посидеть, отдохнуть на всяких ремонтных сооружениях.

          И вот перед нами ограда Летнего сада. Со стороны Невы - знаменитая решётка, один из символов Санкт-Петербурга. В саду нас, как бы, окружили античные мраморные скульптуры, приобретённые в Италии. Прошлись по аллеям сада. Присели на лавочку перед бронзовой статуей баснописца Крылова, который сидел на гранитном пьедестале в окружении людей и животных - персонажей его басен. Немного не понравилось мне, что вся зелень (кусты, деревья) Летнего сада была ограждена решётками. Раньше этого не было. Наверное, так сделали из-за того, что толпы посетителей вытаптывали, да и ломали насаждения. Но сад стал напоминать просто музей под открытым небом.
         
          Но пора возвращаться домой. Погода немного испортилась, холодный ветер подул со стороны Невы. По Дворцовой набережной пошли к Эрмитажу, а там и наша троллейбусная остановка. Быстро пробежали мимо Марсова поля. Раньше на этом месте был луг, на котором проходили военные парады, особенно часто при Павле I.

          После революционных событий Марсово поле стало, как бы кладбищем. Первыми на Марсовом поле были похоронены погибшие в Февральскую революцию. Позже хоронили выдающихся деятелей Октябрьской революции. Вплоть до 1933 года продолжали хоронить советских и партийных работников.

          На Марсовом поле ближе к Троицкому мосту стоит скульптура фельдмаршала А.В. Суворова, выполненная из бронзы. Скульптор И. Козловский изваял его в облике бога Марса, с поднятым мечом в правой руке и со щитом в левой, в античной одежде.

          Петербуржцы говорят, что весной здесь очень красиво. Над полем витает умопомрачительный запах цветущей сирени.

          Ну вот и Эрмитаж, Дворцовая площадь, перешли на другую сторону Невского проспекта, замёрзшие и голодные сели в троллейбус.

          Продолжение следует...